Заключению брака предшествовало обручение (sponsalia) как взаимное обещание вступить в брак. Обручение осуществляли главы семей, которые оговаривали все условия заключения брака и его форму. Если до бракосочетания так и не доходило, можно было требовать возмещения ущерба от лица, беспричинно разорвавшего обручение, и возвращения подарков невиновной стороне. В постклассический период обручение заключалось как по стипуляции, так и путем внесения задатка.
Существовали три способа заключения брака (различные для разных социальных слоев):
1) древнейшие формы — похищение; купля жены (коэмпция), перешедшая в символическую покупку невесты у отца за символическую плату (манципация невесты);
2) торжественный религиозный обряд — конфарреация (для патрициев) при участии понтификов и 10 свидетелей, сопровождаемый жертвоприношением (в древнейшее время), с клятвой Юпитеру; жених у дверей своего дома вручал невесте огонь, воду, угощал хлебом, а невеста, принимая это, должна была сказать: «Где ты, Гай, там и я, Гая»;
. 3) usus — простое соглашение — наиболее распространенная и простая форма, заключение брака без формальностей (для брака sine тапи, для плебеев). Это простое переселение жены в дом мужа, за женой сохранялась свобода в браке.
Римское частное право
Имущественные отношения в браке