Риторика делового общения

Время: 4 часа.

Цель занятия: Вырабатывать умение выбирать из всех языковых ресурсов те средства, которые обеспечат эффективность общения в деловой сфере. Прививать навыки и умения ведения деловой беседы, переговоров, совещания.

Вид семинара: тематический семинар.

Учебные вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Что такое функциональный стиль?

2. Система функциональных стилей русского языка.

3. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, подстили.

4. Постулаты делового общения.

5. Особенности делового общения.

6. Виды делового общения.

7. Телефонный разговор как средство деловой коммуникации.

Задания и методические указания студентам по подготовке к семинару:

1. Изучить основную литературу (на выбор):

- Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов н/Д, 1995

- Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Март, 2002.

- Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 1997.

- Смелкова З.С. Деловой человек: культура речевого общения. – М., 1997

2. Ознакомиться с дополнительной литературой:

- Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2002.

- Мицич П. Как проводить деловые беседы. М.: Экономика, 1983.

3. Законспектировать:

-Веселов П.В. Служебный речевой этикет // Русская речь. – 1986, №5.

4. Практические задания:

1) Прочитайте приведенные отрывки и определите, к текстам каких функциональных стилей они принадлежат:

А. Уже древнегреческие мыслители видели, что помимо общего в том масштабе, в каком его постигают «частные науки» (аристотелевский термин), есть общее и большего масштаба, а именно – в отдельности для каждой из трех основных областей действительности: природы, человеческого общества, сознания (познания). Но существует и всеобщее, которое присуще земному универсуму в целом и выражается в законах и категориях типа «необходимость», «случайность», «причинность», «связь», «время» и т.п. Таким образом, структурное поле общего включает в себя конкретно-общее (компетенция отдельных наук), наиболее общее каждой из трех основных областей действительности и всеобщее (компетенция философии).

Б. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли, определенные учредительными документами. В отличие от акционерного общества право на долю подтверждается не ценной бумагой (акцией), а лишь свидетельством, которое в соответствии с уставом ООО может выдаваться его участникам (учредителям).

В. Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия. А «осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик». Потом бабьим летом паутины много село на поля.

Г. Можно ли давать урок, если нет классной комнаты? Сдавать экзамен без зачетки в кармане? Входит ли вдыхание меловой пыли полной грудью необходимой составной частью в процессе получения высшего образования? Вот Джо Мартин, например, так не думает. Ему 41 год, он не последний человек в одной из страховых компаний Индианаполиса – и в то же время студент университета Дьюка. Во время перерыва на обед или вечером, когда жена мистера Мартина уже спит, Джо садится за клавиатуру компьютера, входит в Интернет и начинает грызть гранит науки в том месте, которое ему обозначил профессор, стоящий на кафедре в семи сотнях километрах от его дома.

2) Сравните два приведенных ниже текста. Одинаково ли их содержание? Какие особенности служебно-деловых отношений нашли в них проявление?

А. – Слушай, а что если я сейчас поеду? Отпустишь?

– Пиши заявление.

– Дней бы на десять, а?

– Неделя максимум.

Б. «Прошу разрешить мне отпуск без сохранения содержания на семь рабочих дней».

3) Приведите примеры вопросов различного вида, используемых при проведении беседы. Объясните, какую информацию можно получить, используя различные типы вопросов.

5. Вопросы для самоконтроля:

1) Назовите основные особенности делового общения и охарактеризуйте их.

2) Сформулируйте принципы эффективного слушания.

3) Назовите характерные особенности деловой беседы, переговоров, совещания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: