В зависимости от того, в чью пользу «решается вопрос», лоббирование может подразделяться на следующие разновидности

Лоббирование различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоёв (профсоюзы, антивоенные и экологические движения, предпринимательские союзы и т.д.). Например, в США пожилые граждане объединяются в ассоциации, защищающие их права, осуществляющие лоббистскую деятельность в Конгрессе, организующие компании в пользу или против тех или иных мер, затрагивающих их интересы.

Ведомственное лоббирование- это лоббизм министерств, ведомств, государственных комитетов, отраслевое «продавливание» тех или иных интересов.

Региональное лоббирование-это воздействие на власть со стороны представителей республик, краёв, областей, районов и прочих мест, «выбивающих» определённые льготы и преимущества для регионов.

Иностранное лоббирование- это влияние зарубежных «групп давления» либо национальных общин на те или иные государственные органы с целью добиться от них определённых решений. Так, значительное место в структурах американского общества занимают лобби - еврейское, польское, арабское и др. Все они, в силу своих возможностей, пытаются «толкать» интересы национальных общин и стран, выходцами из которых являются.

Общественное значение лоббизма

Лоббизм имеет важное значение для различных сфер жизни общества. При этом он вносит в жизнедеятельность любого общества как позитивные, так и негативные последствия. Остановимся на основных «плюсах» и «минусах» лоббизма. К «плюсам» лоббизма относится следующее. Во-первых, влияя на управленческие решения, лоббизм заставляет «держаться в форме» органы государственной власти и управления, в определённом смысле конкурирует, соревнуется с ними, придаёт им большую динамику и гибкость. В условиях разделения властей каждая из ветвей власти может использовать то или иное лобби в своих интересах. Так, в Конгрессе США законодатели официально сотрудничают с лоббистскими кадрами определённых заинтересованных групп, что, бесспорно, только усиливает позиции законодательной власти.

Во-вторых, лоббизм выступает инструментом самоорганизации гражданского общества, с помощью которого мобилизуется общественная поддержка или оппозиция какому- либо законопроекту, оказывается влияние на политику. Лоббизм в этой ситуации своего рода соперник бюрократии. Учитывая также, что государство в условиях становления рыночных отношений всё больше и больше оставляет многие из своих позиций в сфере защиты интересов различных социальных групп и слоёв, этот вакуум должен быть заполнен соответствующими структурами гражданского общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: