Законов» влияния на общественное мнение

Известный американский PR-специалист Хадли Кентрил сформули-ровал 15 «законов», которые могут повлиять на общественное мнение.

1. Значительные события, затрагивающие интересы и эмоции многих людей, как правило, отражаются в общественном мнении.

2. Необычные (шокирующие) события могут создать ситуацию маят-ника в общественном мнении, оно будет колебаться из крайности в край-ность до тех пор, пока не станет понятной причина происшедшего.

3. Общественное мнение, как правило, более чутко и оперативно реа-гирует на события, чем на слова.

4. Чтобы устные заявления в связи с важными политическими собы-тиями повлияли на общественное мнение, они должны прозвучать свое-временно, оперативно, пока отношение не сформировано и люди ждут ин-терпретации от авторитетного источника информации.

5. Общественное мнение не предвидит ситуаций – оно лишь реагиру-ет на них.

6. С психологической точки зрения общественное мнение детермини-ровано, в основном, их личными (корыстными) интересами.

7. Общественное мнение может быть возбуждено каким-то словесным (информационным) воздействием, всколыхнет большие массы людей. Но если развитие событий не подтверждает их личной заинтересованности в происходящем, «волна» общественного мнения стихнет.

8. Общественное мнение трудно изменить, так как оно затрагивает личные интересы.

9. Общественное мнение может опережать действия официальных ор-ганов, если затрагивает особо насущные интересы людей.

10. Если мнение разделяет даже незначительное количество людей, событие или факт может склонить общественное мнение к его одобрению.

11. В значительной степени влияют на общественное мнение руково-дители организаций, «боссы». Но важна степень доверия к ним со сторо-ны персонала. В критических ситуациях люди становятся придирчивыми, оценивая компетентность своего руководства. Но если доверие есть, они могут предоставить руководству полномочия выше обычных.

12. Если люди участвуют в принятии решения, они готовы его от-стаивать.

13. Люди с большей готовностью высказываются по поводу выдви-гаемых целей, чем по поводу методов их достижения.

14. Общественное мнение всегда эмоционально окрашено. Если эмо-ции в формировании общественного мнения преобладают, то оно особо подвержено резким изменениям.

15. Чем выше уровень образованности, просвещенности населения, чем больше доступ к информации, тем более присущи общественному мнению трезвость и здравый смысл.

6. Принципы выделения и описания целевых аудиторий

Целевая аудитория – не просто адресат, которому отправили «конверт». Это особый объект! Само слово «аудитория» предусматривает живую реакцию на наше послание, предполагает многоплановую коммуникацию, включающую визуальный, аудиальный и иные аспекты взаимодействия.

Поэтому наша задача – выделение целевых аудиторий как особых групп для партнерства и плодотворного взаимодействия, основанного на ценностях.

Процесс выделения целевых аудиторий (далее – ЦУ – Г.Т.) предполагает ряд принципов, соблюдение которых обеспечит успех PR-дея­тель­ности.

1. Количество выделяемых целевых аудиторий должно учитывать имеющиеся у вас кадровые и материальные ресурсы. Ведь с каждой ЦУ предстоит целенаправленная, постоянная работа.

2. Нельзя излишне расширять целевую аудиторию, так как это может привести к распылению наших ресурсов воздействия.

3. Нельзя излишне сужать целевую аудиторию, так как мы можем снизить эффект своей работы, не достигнуть результата.

4. Выделяя ЦУ, мы должны учитывать «досягаемость» этой группы людей для нас.

Каждая целевая аудитория (абсолютно у всех организаций) включает в себя три группы людей:

а) наши единомышленники;

б) нейтрально относящиеся к нашей организации;

в) недоброжелатели.

Главным принципом взаимодействия с внешней средой в целом и с каждой целевой аудиторией в PR является принцип обратной связи. Это важнейшее положение для понимания связей с общественностью как деятельности. Оно означает, что каждое наше воздействие, каждый выход на целевую аудиторию предполагает получение реакции, изучение этой реакции и реагирование в соответствии с этой реакцией. Мы не можем позволить себе «выбрасывание» во внешнюю среду информации, сообщений, «сигналов» доброжелательности и т.д. без учета обратной связи. Когда мы вели речь о соотношении методов PR и пропаганды, отмечали важность диалога, гибкости, даже корректировки своей деятельности в зависимости от реакции аудитории. Обратная связь – сущностная характеристика PR-деятельности.

7. Выбор средств воздействия на целевую аудиторию

С одной стороны мы имеем весьма широкий набор опробованных средств работы с общественностью, с другой – мы озадачены необходимостью максимально точного и экономного использования ресурсов для достижения поставленной цели. Общая рекомендация на данном этапе: провести «мозговой штурм» идей. Потому что неожиданное сочетание традиционных средств воздействия может оказаться оригинальным PR-решением. Не исключено, что будет найден вариант инновационного средства воздействия или никогда не опробованного в данной целевой аудитории. Одним словом, выбор средств взаимодействия с целевыми аудиториями является исключительно творческой задачей, требующей профессионального чутья, опыта и вдохновения. Именно так рождались самые яркие PR-проекты, составляющие «золотой фонд» российских связей с общественностью.

Перечислим некоторые используемые в процессе управления общественными отношениями формы и средства взаимодействия:

-специальные вечера, тематические недели, месячники;

-встречи, семинары, «круглые столы», конференции, съезды;

-годовщины, юбилеи, знаменательные даты;

-дни открытых дверей, экскурсии, пресс-туры;

-соревнования, викторины, шоу;

-церемонии открытия новых объектов, закладки первого камня;

-организация конкурсов, учреждение премий, специальных стипендий;

-митинги, публичные слушания или дебаты;

-специальные акции – установление рекордов, занесение в книгу Гиннеса и т.д.

Для того чтобы мероприятие запомнилось, стало событием, важны следующие моменты:

-эмоционально насыщенная творческая концепция и сценарий;

-интрига;

-единая сюжетная линия;

-интересное, необычное, функциональное помещение или место;

-образ ведущего;

-свои люди в качестве исполнителей (для внутренних праздников);

-клиповый формат происходящего, т.е. динамика и «калейдоскопичность» действия, короткие выступления и номера;

-хороший концертный звук;

-хорошее концертное освещение;

-мультимедийная визуальная поддержка на сценическом мониторе;

-хорошие и известные (почитаемые большинством) артисты и исполнители. Они могут и не нравиться кому-то, но их бесспорный талант и личные качества прошли проверку временем. Они всем всё доказали. На них будет просто интересно посмотреть;

-интерактивность происходящего действия, пусть даже не слишком реальная и кажущаяся;

-продуманная логистика и менеджмент праздника.

8. Коммуникация как процесс ПР-деятельности

«PR - это особый вид социальной коммуникации – определенная подсистема, направленная на осуществление связи человека с определенными жизненными ситуациями – ритуальными и специфически, конкретизированными коммуникативным контекстом, мотивом, намерением и целевой установкой» [9, с. 4].. «PR – это сознательная организация коммуникации, одна из функций менеджмента, направленная на достижение взаимопонимания и установление плодотворных отношений между организацией и ее аудиториями путем двухсторонней коммуникации» [10, с. 20].

Поэтому основное предназначение коммуникационной системы в социуме – это осуществление взаимосвязи между жизненной средой и речевым поведением человека, т.е. система выступает здесь как доминирующий механизм, обеспечивающий актуализацию всех преобразований, «механизм интерактивного обмена человека с его природным, культурным и социальным окружением, опосредуемого социальной структурой и социальной инфраструктурой» [9, с. 4]. В центр внимания попадает «не просто человек и (или «среда), а происходящие между ними обменные процессы, т.е. предметом анализа становится человек – (жизненная, социокультурная) среда – их взаимодействие, основанное на коммуникации»

коммуникации [2, с.24].

Г.Лассуэл выделяет только три функции массовой коммуникации:

- информационная функция (обозрение окружающего мира);

- воздействие на общество через обратную связь (корреляция с социальными структурами общества);

- культурно-познавательная функция (передача культурного начала).

К.Райт добавил еще развлекательную функцию (1960г.)

Несколько позже была предложена еще одна функция – мобилизующая.

Например:

Схематично обобщенная коммуникативная модель теракта выглядит так:

 
 


9. Технологии коммуникаций с населением и местной общественностью

10. Система взаимодействия со СМИ. Пресс-релиз. Структура пресс-релиза, перечень основных составляющих

При выборе СМИ мы также учитываем ареал распространения (печатные издания), диапазон вещания (электронные СМИ). Печатные издания по ареалу распространения подразделяются на следующие виды: международные, общенациональные, межрегиональные, региональные, городские и районные, окружные, корпоративные (внутренние). Сложнее учитывать диапазон вещания телеканалов. Некоторые студии в рекламных целях завышают свои технические возможности, особенно в регионах. Поэтому важно собрать достоверную информацию о том, на каких территориях действительно смотрят передачи тех или иных каналов.

Необходимо создать определенную СИСТЕМУ работы с журналистами. Что включает в себя это понятие?

1. Наличие точно ориентированной на цели PR-проекта базы данных СМИ.

2. Спланированная на год периодичность проведения пресс-кон­фе­рен­ций (брифингов), приемов для журналистов.

3. Регулярная рассылка пресс-релизов.

Планируя работу со СМИ, мы задаемся вопросом: будут ли нашей организацией издаваться и рассылаться пресс-релизы? Если в СМИ будет приходить только один пресс-релиз организации в полгода – реального эффекта от такой работы ждать не стоит. Как минимум ежемесячно должна поступать информация о компании, организации. В таком случае мы показываем, с одной стороны, стремление базисного PR-субъекта к открытости своей деятельности, с другой – насыщенность и общественную значимость этой деятельности. Регулярное информирование СМИ о жизни организации – хорошая норма PR. Следовательно, «взвешиваем» ресурсы и вносим в план текущей работы выпуск пресс-релизов.

4. Наличие договоров со СМИ по поводу освещения деятельности
организации.

Одной из распространенных форм работы со СМИ является заключение договоров на информационное обслуживание с отдельными редакциями и студиями. Выбираются, как правило, наиболее авторитетные и важные для наших целей СМИ. Договор может быть комплексным, включающим не только освещение журналистами отдельных фактов, акций, но и размещение информации на правах рекламы, закупка площадей или эфирного времени и т.д. Договорные отношения – хорошая основа для текущей работы: проще решать вопросы творческого участия журналистов в PR-проектах организации.

5. Мониторинг СМИ, отслеживание обратной связи.

Система работы со СМИ требует постоянного анализа информационного рынка. Во-первых, важен контроль за «прохождением» отправляемой нами информации: получает ли ее читатель и зритель? Во-вторых, мы должны заботиться о контексте размещения нашей информации: всегда ли происходит это в нужное время (ТВ и радио), на значимых или второстепенных полосах газет, а также в ряду с какими материалами. Наконец, нам нельзя пропустить момент наступления конкурентов на наши позиции. Если ресурсы позволяют, надо организовать мониторинг СМИ в своей PR-службе. Но есть возможность заключить договор с какой-либо фирмой, специализирующейся на анализе СМИ. Сегодня это не проблема в крупных и средних городах.

6. Создание информационных поводов для СМИ, которые вызовут интерес и будут освещены.

Мы не можем рассчитывать на то, что в нашей организации всегда найдется «что-то интересное» для журналистов. Чтобы грамотно управлять процессом информационного обеспечения деятельности организации, с учетом имиджевых задач, мы должны заранее спланировать информационные поводы. Если в текущей жизни организации их недостаточно, мы планируем и создаем такие события или поводы.

7. Правовое обеспечение взаимоотношений со СМИ (готовность грамотно защитить интересы организации в случае судебных разбирательств).

8. Подготовка выступлений шефа или других лидеров организации в СМИ.

Особо можно выделить направление работы PR-службы, связанное с продвижением имиджа руководителя организации в СМИ. Разумно отдельно спланировать серию выступлений, передач, которые будут учитывать созданную PR-концепцию. О жанровой специфике этого раздела работы мы скажем чуть позже.

9. Создание и обслуживание Интернет-представительства (сайта).

Хотя с правовой точки зрения сети Интернет еще не получили статуса СМИ в нашей стране, сегодня трудно представить без них информационную деятельность. Поэтому в систему работы со СМИ необходимо органично включить ведение сайта вашей организации. Это должна быть визитная карточка базисного PR-субъекта, позволяющая активно использовать обратную связь с определенными целевыми аудиториями.

Пресс-рели́з — сообщение для прессы; информационное сообщение, содержащее в себе новость об организации (возможно и частном лице), выпустившей пресс-релиз, изложение её позиции по какому-либо вопросу и передаваемое для публикации в СМИ.

Как правило, содержит официальную позицию организации в виде реакции на тот или иной информационный повод. Официальные государственные органы иногда выпускают пресс-релизы в форме «ответов на вопросы».

Заголовок и лид пресс-релиза являются наиболее важными во всём этом документе. Именно по первым строчкам журналист определяет, интересна ли данная новость его изданию или её можно выбросить. Поэтому заголовок должен быть ярким, чтобы максимально заинтересовать любого, кто его начнёт читать. Лид — это первый абзац. Он должен состоять из одного предложения, в котором кратко излагается суть новости (события и т. п.). Здесь важно указать информацию в следующем порядке: кто является участником произошедшего события, новости и т. д., что за событие, новость, когда и где оно произошло или произойдёт, почему оно произошло и как оно произошло.

Пресс-релизы бывают нескольких разновидностей:

  • Пресс-релиз-анонс — информация в таком пресс-релизе сообщает о событии, которое только должно произойти. Вовремя разосланный такой пресс-релиз обеспечит присутствие представителей прессы на событии. Помимо изложения сути предстоящего события в этом пресс-релизе можно дать соответствующую предысторию этого события, которая поможет заинтересовать прессу.
  • Пресс-релиз-новость (ньюс-релиз) — несёт в себе информацию об уже свершившемся событии. Здесь можно добавить и краткие комментарии действующих или заинтересованных лиц.
  • Информационный пресс-релиз — информирует о текущем, ещё не завершённом событии. В этом пресс-релизе даётся только отчёт о текущих изменениях или новом повороте событий, предполагая, что суть этого события уже известна.

Пресс-релиз не должен содержать оценочных данных или информации рекламного характера, он должен быть небольшим по объёму (не больше двух страниц) и содержать в себе информацию только об одной-единственной новости. Информация в прессе-релизе должна отвечать требованиям того издания, куда был отправлен пресс-релиз.

11. Тип речи, к которому относится приветствие, это речь в соответ­ствии с правилами этикета, а так как понятие этикета соотносимо с понятиями обряда или ритуала (от лат. ritualis — обрядовый, ritus -— религиозный обряд), сама речь называется ритуальной.

Ритуальная речь произносится для того, чтобы не выйти из социу­ма, —-ив этом ее целевая установка: "Я помню правила игры и по ним играю". Человек, который отвечает на приветствие, делает то же са­мое. Это обмен знаками принадлежности к одному сообществу, т.е. на­поминание о себе как о члене этого сообщества. Так как кроме фиксации индивида как члена сообщества больше никакой информации приветствие не несет, то, следовательно, тексты типа "Доброе утро" потеряли свое непосредственное значение. Это лин­гвистическое явление носит название десемантизация. "Semasia" (греч.) — значение, смысл (от того же корня происходит и слово "се­мантика" — область лингвистики, изучающая смыслы слов и словес­ных конструкций); "де" — латинская приставка со значением движе­ния в обратном направлении. Десемантизация — это распад, уменьшение или редукция смысла. Десемантизация — процесс, в соответ­ствии с которым определенный текст начинает частично или полнос­тью терять свое значение. Го­ворящий это значение (скажем, пожелание добра в первой половине дня) не передает, а слушающий его не воспринимает. Процесс десемантизации происходит с любым текстом в одной и той же ситуации: когда он часто произносится. Если текст многократно повторяется, он начинает терять свой смысл, а не увеличивать его. И это одно из немногих универсальных коммуникативных правил, кото­рые практически не знают исключений.

Незнание явления десемантизации часто приводит к педагогичес­ким провалам при использовании методики многократного повторе­ния одних и тех же положений с целью их лучшего понимания и запоми­нания. С научной точки зрения, эта методика — самая неэффективная из всех возможных.

Берется текст, возможно бли­стательный, и постоянно цитируется. Попробуйте любое гениальное сти­хотворение Пушкина прочесть вслух пятнадцать раз подряд, и вы уви­дите эффект: начиная с третьего раза его никто не будет слушать и ник­то не будет воспринимать со смысловой точки зрения. Чуть позднее у слушателей возник­нет психологическое отторжение текста как такового.

Десемантизация является фактом как устной, так и письменной речи. Если вы неудачно высказались или написали и смысл вашего текста не дошел до сознания человека, повторение, как правило, только ухудша­ет ситуацию. Надо суметь произне­сти его так, в такое время, в таком месте и в такой психологической ситуации, чтобы оно осталось в сознании другого человека. В этом и заключается ораторское искусство.

Другое дело, что в коммуникации часто возникает непонимание или недопонимание. В этой ситуации повторение оправданно: до тех пор, пока понимание не наступило, мозг будет анализировать инфор­мацию. Но как только говорящий ощутил, что его поняли, больше ничего повторять не следует.

Важно понять что десемантизация — это не результат, а процесс, и, как любой процесс, она бывает частичной, значительной, почти полной и т.д. В каждом конкретном случае десемантизация достигает определенного уровня, полной десемантизации почти не встречается, Уровень десемантизации в ритуальной речи очень значителен за счет постоянного ее повторения.

Существуют правила этикета и законодательства, универсальные для всего человечества, и правила которые единичны для конкретной цивилизации, этноса или национальности. Итак важная заповедь этикета: играйте по правилам, которые приняты на той территории на которой вы находитесь. Поэтому перед тем, как ехать в другую страну выучите правила этикета этой страны.

Номенклатура ритуальных речей очень разнообразна, так как она включает в себя все типы коммуникации, определенной жестким регламентом и строгими правилами; приветствия, поздравления извинения, благодарность, соболезнование и т.п. Более сложные виды ритуальной речи: телефонные переговоры, официальные обращения, речевые обряды.

К ритуальным относятся обряды: церковные, фольклорные и гражданские. Одним из видов ритуальной речи является протокольная речь, которая обладает высокой степенью десемантизации, тоже разворачивается по определенному сценарию, четко сконструирована и малоинформативна.

Примерами ритуальной речи в жанрах письменной словесности являются разнообразные деловые бумаги, приказы, нормативные инструкции и пр.

Провокационная речь - это особый тип речи рассчитанньий внутренне на получение некоторой ответной информации или известной тому, кто провоцирует, или неизвестной (в этом случае говорят о “выпытывании” информации).

Сама вопросительная конструкция является общеязыковой, или лингвистической, универсалией.

Провокационная речь существует для прямого воздействия на других людей, причем воздействия подчиняющего: вы человека вынуждаете помимо его воли передать некоторую информацию. А значит, потребность вынудить другого человека на что-то является составляющей человеческой сущности. Мы так устроены, что нам необходимо вынуждать других людей в определенных ситуациях действовать в соответствии с нашей волей.

Примеры провокационных фраз:

«Хотел бы я знать, где ты вчера была.». «Кто не любит красивых женщин?». «Ты не сможешь выиграть этот матч».

12. Императивная речь. Понятие конгруэнтности.

Когда мы обращаемся к человеку, т. е. являемся инициатором речи, чаще всего хотим воздействовать на его эмоциональное состояние: понравиться ему, польстить, унизить, разозлить и т. п. Эта функция речи называется "заставить почувствовать", т. е. вызвать эмоции.

В первую очередь хочется вызвать ту эмоцию, которую человек испытывает сам. Это явление носит название конгруэнтности (математический термин, который означает подобие). Почувствовать конгруэнтную эмоцию — это значит почувствовать то же, что ощущает говорящий. В этой ситуации происходят сложные эмоциональные события, которые подчас вводят нас в состояние подопытных кроликов, так как в соответствии с известной психологической закономерностью людям свойственно обмениваться своим душевным состоянием.

12.Императив.речь- речевое воздействие на интеллект и на эмоцион.состояние собеседника. Обращаясь к чел-ку, мы воздейс.на его эмоцион.состояние, желая понрав ему, унизить, разозлить. Эта функция назыв.«заставить почувст-ть», вызвать эмоции. В 1 очередь хочется вызвать ту эмоцию, кот чел.испытывает сам. Это явление назыв. конгруэнтность( подобие). Почувс-ть конгруэнт.эмоцию значит почувс-ть то же, что ощущает говорящий. Проявлять эмоцию свойс-но чел-ку генетически. Поск-ку сильная эмоция-бол.нагрузка на нервную систему, необх.разрядка, поэтому чел.делится эмоцией с собеседником, вызывая конгруэнтную.

Эмоция любовная. Чел.испытывая страсть, передает эмоцион.инфу разными способами. Часто энергетич.способом; через мимику, жесты и выражение лица, глаз, речев.способом. По мнению Зарецкой, любая сильная эмоция хорошо принимается тем чел-ом, на кот.направлена, находясь в долгой коммуникации с чел, кот вас любит, через некот.время вы начин. на это чувство отвечать. И если вы психолог. не готовы отвечать на эту эмоцию, необх.выйти из коммуникации вообще.

Провокация конгруэнтн.эмоции –распростран. механизм человеч.отношений. Оратор, находясь в нервном состоянии, обращ.с речью к публике через некот.время «заражает»ее.В более простом случае чел заражает всех окружающих своим дурным настроением, вызывая конгруэнтную эмоцион-ть. Чаще делятся отрицател.эмоциями. Негативная эмоция легче и лучше усваивается. Потребность поделиться отриц.эмоцией часто бывает бессознательной. Заставить почувст-ть можно не только конгруэ.эмоцию, но и любую спец.заданную говорящим на сознател или бессознат.уровне. Распростран. явл осознанная провокация в чел-ке чувства стыда. Эмоция стыда вызыа. обычно на речев.уровне, словесно.

Сущ. еще 1 сильная эмоция-страх. Если ребенка позорят перед родителями, эмоции стыда и страха комбинир-ся: страх перед наказанием, страх, что выгонят из школы.

Типы эмоции, вызыв.челов.речью:

1. Базов.эмоц- страх, кот мы испытываем перед речью как таковой: любой чел боится сообщения о несчастье.

2.Стыд – этич.эмоц, связ. с переживанием чувства долга или духов.удовлет,

3. Эмоции связан. с интеллектуал.удовлет-ем – рационал.эмоц.,формир-е которых есть осн.назначение в частности педагогич.речи.

4. физиологич.эмоц.С помощью речи можно вызвать боль, жажду, голод. Эффек-ым при этом оказыв. прямое словесное указание на опр.явление, напр чтобы вызвать чувство голода необх рассказать о праздн.ужине.

Искусная речь может вызыв. в слушателе оттенки переживаний, одновр-но принадл.ко всем типам эмоций: страху, состраданию, любви (или Ненависти), этич, рацион, эстетич или физиолог.чувствам. И так же речь др. может лишить чел-ка эмоции, кот.он испытывал,заставить не чувст-ть.

  1. ПР-технологии в избирательных компаниях

ПР-технологии, которые применяются в ходе проведения любой избирательной кампании, адаптируются под конкретный избирательный округ и личность кандидата. Задачи, которые при этом решаются, могут быть разные, но цель у них одна - создание благоприятного имиджа кандидата, повышение его популярности и рейтинга по сравнению с конкурентами в предвыборной борьбе. Для реализации таких целей применять определенные технологии пиара.

Технологии внедрения пиара на выборах основываются на манипулировании мнением определенных категорий избирателей путем непрямого (скрытого) воздействия на человеческую психику.

Этапы избирательных кампаний.

1. Выявление проблем избирательного округа или группы избирателей проводится на начальном этапе избирательной кампании в процессе составления паспорта избирательного округа. Выявленные проблемы группируются по территориальному признаку и группам населения, которые они охватывают. Такими проблемами могут быть, например: отсутствие питьевой воды в таком-то населенном пункте, необходимость ремонта дорог, убогое состояние местной больницы.

2. Следующим этапом применения пиар технологии является использование средств массовой информации. Для этих целей у кандидата должно быть, как минимум, одно свое печатное издание и обозначен перечень других СМИ (газеты, журналы, телевидение, радио), которые можно использовать для пиара.

3. проводимая пиар кампания благоприятно сказывается на имидже кандидата, ему начинают доверять, образуются группы поддержки кандидата. Известные и авторитетные люди на избирательном округе выступают в поддержку кандидата. У последнего поднимается рейтинг, который растет прямо пропорционально количеству решенных вопросов. А у избирателей вырабатывается четкое мнение, что это наш кандидат, так как оказывает помощь избирателям. И когда придет день выборов, то шансы на то, что проголосуют за "работающего" кандидата очень велики.

В итоге, кандидат становится депутатом, а избиратели довольствуются тем, что удалось с него "выжать" в период предвыборной кампании.

  1. Современное понимание лоббизма и его роль в жизни общества

«Лоббизм» - термин, обозначающий разветвлённую систему контор и агентств монополий или организованных групп при законодательных органах, оказывающих давление (вплоть до подкупа) на законодателей и чиновников в целях принятия решений (определённых законопроектов, получения правительственных заказов, субсидий) в интересах представляемых ими организаций.

Само слово «лоббизм» неоднозначно оценивается общественным сознанием, ибо имеет как легальный, так и «теневой» смысл. Если говорить о втором содержании, то, как правило, термин «лоббизм» здесь приобретает сугубо отрицательное значение, нередко синонимично понятиям «блат», «протекционизм», «подкуп», покупка голосов в чьих-либо корыстных или узкопартийных интересах в ущерб интересах другим, прежде всего общественным. Крайним выражением негативного лоббирования могут выступать незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция, с помощью которых принимаются управленческие решения в интересах определённых групп или лиц. Отрицательное отношение к лоббизму формируется именно вследствие подобной практики «влияния» на управленческие решения. Разумеется, это лишь одна сторона медали, показывающая не только силу и возможности различных социальных структур, но и уязвимые, слабые «места» власти.

В позитивном смысле лоббизм характеризуется как здоровое, нормальное, жизненно необходимое явление, выступающее в качестве института демократического процесса. Ведь лоббизм как система организационного оформления, выражения и представительства разнообразных и групповых интересов - столь же неотъемлемый элемент общества, как и наличие в нём этих разнообразных групповых интересов, каждый из которых настойчиво стремится привлечь к себе внимание властей. Лоббизм в этом смысле есть форма законного влияния «групп давления» на управленческие решения государственных органов в целях удовлетворения интересов определённых социальных структур (организаций, ассоциаций, территориальных образований, слоёв общества и т.п.).

Лоббизм весьма жёстко связан с политической властью. Можно даже вывести такую закономерность: лоббизм больше там, где больше реальной власти*. Лоббизм - своего рода признак власти, её специфическая черта, «отметина». И наоборот, он не будет проявляться там, где власть отсутствует


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: