Для придания убедительности контрпропагандистской информационной кампании в политической борьбе нередко используется компромат. Компромат (компрометирующий материал) — это сведения, порочащие честь и достоинство человека, т.е. факты, свидетельствующие о том, что человек преступил грань закона или нор морали.
Что может быть использовано в качестве компромата? Если человек нарушил закон и скрыл это, то сведения об этом факте однозначно можно определить как компрометирующие. Труднее обстоит дело с нормами морали. Известно, что к нарушению одних этических норм люди относятся терпимо, а нарушение других вызывает всеобщее негодование. Четко, раз и навсегда определить те и другие нормы невозможно. Во-первых, этические нормы подвижны, они меняются со временем. И если защита каким-либо политиком интересов сексуальных меньшинств еще недавно вызывала недоумение, переходящее в брезгливость, то в настоящее время многие относятся к таким действиям вполне нейтрально и даже позитивно. Во-вторых, культура каждого народа формирует у людей свои представления о нравственности, порядочности. Так, «французы практически нечувствительны к скандалам, связанным с сексом, — по крайней мере они не способны существенно повлиять на восприятие ими личности» (7).
В российской практике в качестве компромата используют обычно сведения:
—свидетельствующие о действиях, несовместимых со статусом государственного служащего, депутата, лидера партии. Диапазон таких действий достаточно широк: от обвинений в подкупе, коррупции до обвинений в подрыве российской государственности, в попустительстве экстремистским или террористическим силам; —рассказывающие о серьезных проступках политика в прошлом: об участии в юности в криминальной группировке, о совершении преступления;
—говорящие о нарушении политиком базовых моральных норм общества. Отбор такого рода компромата должен основываться на хорошем знании того, что может шокировать публику.
Поиск компромата требует значительного времени и средств. В некоторых случаях политика провоцируют на противоправные или аморальные поступки, и если провокация срабатывает, то полученные материалы, например видеокассета, магнитофонная запись, или какие-либо финансовые документы превращаются в мины замедленного действия, которые детонируют в самый критический момент политической схватки.
Использование компромата требует трезвой оценки возможных последствий его представления массовой аудитории. Нередко компромат оказывается палкой о двух концах, т.е. не только не ведет к запланированному результату — формированию негативного обще-
ственного мнения о конкуренте, но и вызывает противоположный эффект. В каких случаях это происходит?
Во-первых, если компромат предъявляется на политика, который воспринимается большинством населения исключительно позитивно. В ситуации, когда люди убеждены, что политик, подвергшийся атаке со стороны конкурентов, на самом деле является честным, порядочным, активным борцом за интересы простых людей, любая информация, противоречащая этим убеждениям, будет восприниматься ими как провокация, как гонения на достойного человека. Иными словами, компрометирующая информация вызывает когнитивный диссонанс, что ведет к тому, что люди еще с большим упорством начинают отстаивать ранее сложившиеся у них убеждения. (Подробнее о когнитивном диссонансе см. п. 3.9 главы IV.)
В качестве примера можно привести кампанию по дискредитации Б. Ельцина, которая была предпринята руководством КПСС на рубеже 80-90-х годов. Организовывались утечки информации о неблаговидных поступках Ельцина, публиковались материалы в прессе. Однако большинство людей не только не воспринимало компрометирующую информацию, но проникалось еще большей симпатией к этому человеку, подвергающемуся гонениям со стороны партийно-административной номенклатуры.
Разрушение позитивного образа политического деятеля требует длительной и поистине ювелирной работы, которая ни в коем случае не может сводиться к одноразовой акции по представлению массовой аудитории компрометирующего материала.
Во-вторых, компромат может сыграть роль бесплатной рекламы. Мы уже говорили, что журналисты очень сильно реагируют на любой вид сенсации, а компромат — это маленькая сенсация. И если различные СМИ начинают говорить о человеке, замеченном в общении с девицами легкого поведения, в сексуальной связи со своей сотрудницей и т.п., то неизбежно внимание аудитории приковывается к этому человеку. Так, в результате скандала, вызванного показом по телевидению кассеты с изображением человека, «похожего на Скуратова», узнаваемость этого государственного чиновника резко возросла, а число тех, кто считал в тот момент, что ему надо остаться на посту генерального прокурора, увеличилось вдвое.
Кстати, данная, особенность компромата используется малоизвестными политиками для своей начальной раскрутки. Из окружения такого политика в СМИ попадает какая-нибудь скандальная история, которая используется как информационный повод. При
применении такого способа раскрутки важно помнить об эффекте первичности, т.е. о том, что первичная информация о человеке может оказать сильное влияние на последующее восприятие его образа. Следовательно, необходимо соизмерить характер компрометирующего материала с позиционируемым имиджем политика и выбрать для скандала информацию, которая не поставила бы под сомнение в глазах общественности востребованные в данной ситуации качества политического или государственного деятеля.
В-третьих, следует учитывать, что, представляя компромат на соперника, можно получить ответный удар. Наивно рассчитывать, что соперники в острой политической борьбе не готовят веские аргументы друг против друга. И не исключено, что вы спровоцируете соперника на ответный удар и против вас будет выброшен еще более сильный компромат. «Война компроматов», присутствующая практически в каждой российской избирательной кампании, есть не что иное, как обмен ударами, часто без просчета последствий. А последствия таковы, что избиратели либо просто отказываются от участия в голосовании, либо голосуют против всех. В первом случае нередко возникает угроза срыва выборов.
Итак, использование компромата в борьбе с соперниками требует внимательного анализа ситуации, просчета возможной реакции населения. Не следует преувеличивать значение компромата. Важно помнить, что убежденных сторонников того или иного политика с помощью компромата невозможно переубедить, а у колеблющихся, не имеющих четкой позиции, компромат может вызвать чувство недоверия ко всем активным политикам.
Более того, в России проявилась интересная тенденция: чем больше компромата в политической борьбе, тем меньше население проявляет к нему интерес. Это вызвано, видимо, тремя обстоятельствами.
Во-первых, люди просто устали от компромата. В последнее время на них обрушилось слишком много негативной информации практически обо всех действующих на политической арене лицах. Эта усталость резко снижает порог чувствительности ко всякого рода порочащим тех или иных политиков фактам.
Во-вторых, есть немало людей, которые считают, что политика — это настолько грязное дело, что обнародованные факты представляют собой лишь маленький срез общей неприглядной картины борьбы за власть, за сферы влияния, за ресурсы и т.д. Поэтому Компромат не производит на них такого сильного впечатления, на которое, может быть, рассчитывали те, кто инициировал его •распространение.
В-третьих, кто-то из наших сограждан просто не воспринимает некоторые ставшие достоянием общественности факты как компрометирующие. Ну и что из того, что у какого-то политика была связь с девицами легкого поведения, рассуждают они, ведь многие позволяют себе расслабиться после рабочего дня таким образом. Кого-то не шокируют даже факты коррупции — ведь на Руси всегда чиновники воровали, а пьянство — это вообще чуть ли не национальная черта русского народа.
Если восприимчивость масс к компромату не так высока, то почему столь велик интерес к тактике выброса компромата со стороны инициаторов различных политических кампаний? Мы уже говорили, что в России, пожалуй, ни одни выборы не обходятся без компромата. Конечно, часть компрометирующих материалов, выброшенных в период предвыборной борьбы, можно списать на невысокий профессионализм менеджеров избирательных кампаний, которые, не обладая умением и навыками проведения эффективной кампании, основную ставку делают именно на компромат в надежде, что тот поможет дискредитировать соперника в глазах населения.
Однако наиболее распространенной причиной выброса компромата является стремление нанести удар по самому сопернику. Подмечено, что наибольшее воздействие компромат оказывает на самого политика и его команду. Он начинает нервничать, оправдываться. Команда предпринимает лихорадочные усилия, чтобы обелить своего лидера, вносятся изменения в стратегию избирательной кампании, ломается ее график. В итоге совершаются необдуманные шаги, которые со всей неизбежностью ведут к проигрышу.
Ж. Сегела рассказывает об одном эпизоде в избирательной кампании А. Квасневского, когда выброшенный соперником компромат чуть не привел к ее полному провалу. Когда в 1995 году во время предвыборной борьбы за пост президента Польши Квасневский по опросам общественного мнения обошел своего главного конкурента Л. Валенсу, то ему был нанесен удар. Была опубликована налоговая декларация жены Квасневского, в которой не были продекларированы недавно приобретенные акции некоей компании. И сразу же во всех СМИ началось обсуждение проблемы уклонения от налогов жены кандидата в президенты.
Вот как описывает состояние Квасневского и его команды Сегела: «Александр позвонил мне в Париж, находясь во власти сомнений и стресса. Он объявил, что намеревается отказаться от борьбы, не желая допустить, чтобы в ходе ее была замарана его жена. Я почувствовал, что он уязвлен в самое сердце... Я упросил его ничего не предпринимать наспех и сказал, что прибуду немедленно. Я тотчас нанял
аэротакси и вылетел в Варшаву. Прилетел я ночью, атмосфера в штаб-квартире кампании была катастрофической. Команда, уверенная в поражении, лихорадочно отыскивала выходную дверь для своего злосчастного лидера. Единственный раз я видел Александра таким подавленным. Усталость, напряжение, дурное предчувствие разом овладели им. Он был неузнаваем» (8).
В указанном эпизоде хорошо описано кризисное состояние поли-Ьпеской кампании. Отметим, что в данной конкретной ситуации рыл найден достойный выход, и Квасневский одержал победу на вы-|0орах. Однако, для того чтобы быть готовым к выводу политической рфмпании из кризиса, политическим менеджерам надо иметь пред-Ьгавление о том, что может спровоцировать кризис, как может физисная ситуация развиваться и как можно минимизировать по-|яедствия кризиса. Об этом мы поговорим ниже.