Компромат в политической борьбе

Для придания убедительности контрпропагандистской информа­ционной кампании в политической борьбе нередко используется компромат. Компромат (компрометирующий материал) — это сведе­ния, порочащие честь и достоинство человека, т.е. факты, свидетель­ствующие о том, что человек преступил грань закона или нор морали.

Что может быть использовано в качестве компромата? Если чело­век нарушил закон и скрыл это, то сведения об этом факте одно­значно можно определить как компрометирующие. Труднее обстоит дело с нормами морали. Известно, что к нарушению одних этических норм люди относятся терпимо, а нарушение других вызы­вает всеобщее негодование. Четко, раз и навсегда определить те и другие нормы невозможно. Во-первых, этические нормы подвижны, они меняются со временем. И если защита каким-либо политиком интересов сексуальных меньшинств еще недавно вызывала недоуме­ние, переходящее в брезгливость, то в настоящее время многие от­носятся к таким действиям вполне нейтрально и даже позитивно. Во-вторых, культура каждого народа формирует у людей свои пред­ставления о нравственности, порядочности. Так, «французы прак­тически нечувствительны к скандалам, связанным с сексом, — по крайней мере они не способны существенно повлиять на восприятие ими личности» (7).

В российской практике в качестве компромата используют обычно сведения:

—свидетельствующие о действиях, несовместимых со статусом госу­дарственного служащего, депутата, лидера партии. Диапазон таких действий достаточно широк: от обвинений в подкупе, коррупции до обвинений в подрыве российской государственности, в попус­тительстве экстремистским или террористическим силам; —рассказывающие о серьезных проступках политика в прошлом: об участии в юности в криминальной группировке, о совершении преступления;

—говорящие о нарушении политиком базовых моральных норм об­щества. Отбор такого рода компромата должен основываться на хорошем знании того, что может шокировать публику.

Поиск компромата требует значительного времени и средств. В некоторых случаях политика провоцируют на противоправные или аморальные поступки, и если провокация срабатывает, то получен­ные материалы, например видеокассета, магнитофонная запись, или какие-либо финансовые документы превращаются в мины замедлен­ного действия, которые детонируют в самый критический момент по­литической схватки.

Использование компромата требует трезвой оценки возможных последствий его представления массовой аудитории. Нередко компромат оказывается палкой о двух концах, т.е. не только не ведет к запланированному результату — формированию негативного обще-

ственного мнения о конкуренте, но и вызывает противоположный эффект. В каких случаях это происходит?

Во-первых, если компромат предъявляется на политика, ко­торый воспринимается большинством населения исключительно позитивно. В ситуации, когда люди убеждены, что политик, под­вергшийся атаке со стороны конкурентов, на самом деле является честным, порядочным, активным борцом за интересы простых людей, любая информация, противоречащая этим убеждениям, бу­дет восприниматься ими как провокация, как гонения на достой­ного человека. Иными словами, компрометирующая информация вызывает когнитивный диссонанс, что ведет к тому, что люди еще с большим упорством начинают отстаивать ранее сложившиеся у них убеждения. (Подробнее о когнитивном диссонансе см. п. 3.9 главы IV.)

В качестве примера можно привести кампанию по дискредитации Б. Ельцина, которая была предпринята руководством КПСС на рубе­же 80-90-х годов. Организовывались утечки информации о небла­говидных поступках Ельцина, публиковались материалы в прессе. Однако большинство людей не только не воспринимало компроме­тирующую информацию, но проникалось еще большей симпатией к этому человеку, подвергающемуся гонениям со стороны партийно-административной номенклатуры.

Разрушение позитивного образа политического деятеля требует длительной и поистине ювелирной работы, которая ни в коем случае не может сводиться к одноразовой акции по представлению массовой аудитории компрометирующего материала.

Во-вторых, компромат может сыграть роль бесплатной рекламы. Мы уже говорили, что журналисты очень сильно реагируют на любой вид сенсации, а компромат — это маленькая сенсация. И если раз­личные СМИ начинают говорить о человеке, замеченном в общении с девицами легкого поведения, в сексуальной связи со своей сотруд­ницей и т.п., то неизбежно внимание аудитории приковывается к этому человеку. Так, в результате скандала, вызванного показом по телевидению кассеты с изображением человека, «похожего на Скуратова», узнаваемость этого государственного чиновника резко возросла, а число тех, кто считал в тот момент, что ему надо остаться на посту генерального прокурора, увеличилось вдвое.

Кстати, данная, особенность компромата используется малоизве­стными политиками для своей начальной раскрутки. Из окружения такого политика в СМИ попадает какая-нибудь скандальная ис­тория, которая используется как информационный повод. При

применении такого способа раскрутки важно помнить об эффекте первичности, т.е. о том, что первичная информация о человеке может оказать сильное влияние на последующее восприятие его образа. Следовательно, необходимо соизмерить характер компроме­тирующего материала с позиционируемым имиджем политика и выбрать для скандала информацию, которая не поставила бы под со­мнение в глазах общественности востребованные в данной ситуации качества политического или государственного деятеля.

В-третьих, следует учитывать, что, представляя компромат на со­перника, можно получить ответный удар. Наивно рассчитывать, что соперники в острой политической борьбе не готовят веские аргумен­ты друг против друга. И не исключено, что вы спровоцируете со­перника на ответный удар и против вас будет выброшен еще более сильный компромат. «Война компроматов», присутствующая прак­тически в каждой российской избирательной кампании, есть не что иное, как обмен ударами, часто без просчета последствий. А послед­ствия таковы, что избиратели либо просто отказываются от участия в голосовании, либо голосуют против всех. В первом случае нередко возникает угроза срыва выборов.

Итак, использование компромата в борьбе с соперниками требует внимательного анализа ситуации, просчета возможной реакции насе­ления. Не следует преувеличивать значение компромата. Важно пом­нить, что убежденных сторонников того или иного политика с помо­щью компромата невозможно переубедить, а у колеблющихся, не имеющих четкой позиции, компромат может вызвать чувство недо­верия ко всем активным политикам.

Более того, в России проявилась интересная тенденция: чем боль­ше компромата в политической борьбе, тем меньше население прояв­ляет к нему интерес. Это вызвано, видимо, тремя обстоятельствами.

Во-первых, люди просто устали от компромата. В последнее время на них обрушилось слишком много негативной информации прак­тически обо всех действующих на политической арене лицах. Эта ус­талость резко снижает порог чувствительности ко всякого рода порочащим тех или иных политиков фактам.

Во-вторых, есть немало людей, которые считают, что политика — это настолько грязное дело, что обнародованные факты представ­ляют собой лишь маленький срез общей неприглядной картины борьбы за власть, за сферы влияния, за ресурсы и т.д. Поэтому Компромат не производит на них такого сильного впечатления, на которое, может быть, рассчитывали те, кто инициировал его •распространение.

В-третьих, кто-то из наших сограждан просто не воспринимает не­которые ставшие достоянием общественности факты как компроме­тирующие. Ну и что из того, что у какого-то политика была связь с де­вицами легкого поведения, рассуждают они, ведь многие позволяют себе расслабиться после рабочего дня таким образом. Кого-то не шо­кируют даже факты коррупции — ведь на Руси всегда чиновники воровали, а пьянство — это вообще чуть ли не национальная черта русского народа.

Если восприимчивость масс к компромату не так высока, то почему столь велик интерес к тактике выброса компромата со стороны инициаторов различных политических кампаний? Мы уже говорили, что в России, пожалуй, ни одни выборы не обходятся без компромата. Конечно, часть компрометирующих материалов, выброшенных в период предвыборной борьбы, можно списать на не­высокий профессионализм менеджеров избирательных кампаний, которые, не обладая умением и навыками проведения эффективной кампании, основную ставку делают именно на компромат в надежде, что тот поможет дискредитировать соперника в глазах населения.

Однако наиболее распространенной причиной выброса компромата является стремление нанести удар по самому сопернику. Подмечено, что наибольшее воздействие компромат оказывает на са­мого политика и его команду. Он начинает нервничать, оправдывать­ся. Команда предпринимает лихорадочные усилия, чтобы обелить своего лидера, вносятся изменения в стратегию избирательной кам­пании, ломается ее график. В итоге совершаются необдуманные ша­ги, которые со всей неизбежностью ведут к проигрышу.

Ж. Сегела рассказывает об одном эпизоде в избирательной кампа­нии А. Квасневского, когда выброшенный соперником компромат чуть не привел к ее полному провалу. Когда в 1995 году во время пред­выборной борьбы за пост президента Польши Квасневский по опросам общественного мнения обошел своего главного конкурента Л. Валенсу, то ему был нанесен удар. Была опубликована налоговая декларация жены Квасневского, в которой не были продекларирова­ны недавно приобретенные акции некоей компании. И сразу же во всех СМИ началось обсуждение проблемы уклонения от налогов жены кандидата в президенты.

Вот как описывает состояние Квасневского и его команды Сегела: «Александр позвонил мне в Париж, находясь во власти сомнений и стресса. Он объявил, что намеревается отказаться от борьбы, не желая допустить, чтобы в ходе ее была замарана его жена. Я почувствовал, что он уязвлен в самое сердце... Я упросил его ничего не предприни­мать наспех и сказал, что прибуду немедленно. Я тотчас нанял

аэротакси и вылетел в Варшаву. Прилетел я ночью, атмосфера в штаб-квартире кампании была катастрофической. Команда, уверенная в поражении, лихорадочно отыскивала выходную дверь для своего злосчастного лидера. Единственный раз я видел Александра таким по­давленным. Усталость, напряжение, дурное предчувствие разом овла­дели им. Он был неузнаваем» (8).

В указанном эпизоде хорошо описано кризисное состояние поли-Ьпеской кампании. Отметим, что в данной конкретной ситуации рыл найден достойный выход, и Квасневский одержал победу на вы-|0орах. Однако, для того чтобы быть готовым к выводу политической рфмпании из кризиса, политическим менеджерам надо иметь пред-Ьгавление о том, что может спровоцировать кризис, как может физисная ситуация развиваться и как можно минимизировать по-|яедствия кризиса. Об этом мы поговорим ниже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: