double arrow

Функционально-смысловые типы речи

3

В зависимости от целей монологического высказывания, способа изложения нового материала на уроке выделяют такие функционально-смысловые типы речи, как описание, повествование, рассуждение, объяснение.

Описание – это словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков. Данный тип речи служит для воссоздания мира предметов и установления связей между ними. Схематично описание можно представить следующим образом:

Описание = признак1 + признак2 + признак3...

Цель описания – создать в представлении слушателя или читателя целостную картину, зафиксировать характерные признаки предмета или лица. В логическом плане описать предмет или явление – значит перечислить его признаки, поэтому для описания важны слова, обозначающие качества, свойства веществ.

Глаголы в описании используются обычно в форме несовершенного вида настоящего и прошедшего времени, например:

Учитель: Аммиак легко сжижается при обычном давлении и t = -33,4 оС, а при испарении жидкого аммиака из окружающей среды поглощается много тепла. Это свойство аммиака используется в холодильных установках. Аммиак хорошо растворяется в воде, при 20 оС в одном объеме её рас­творяется около 700 объемов аммиака. Концентрированный водный раствор аммиака (25% по массе) называется гидратом аммиака, водным аммиаком или аммиачной водой, а используемый в медицине раствор аммиака известен под названием нашатырный спирт. В нашатырном спирте, который имеется в вашей до­машней аптечке, содержится 8-10% аммиака

В приведенном примере описание ряда физических свойств аммиака представлено в статике, здесь присутствует типичная для описания характеристика вещества (в данном случае аммиака) и его свойств. Глаголы в описании - несовершенного вида – также дают статическую картину (легко сжижается, поглощается много тепла, хорошо растворяется и т.д.).

Повествование представляет собой рассказ о событиях и служит для передачи последовательности различных событий или фактов; оно раскрывает связанные между собой явления, факты, в виде определенной логической цепочки. Схематично речь учителя в форме повествования можно представить следующим образом:

Повествование = факт 1 + факт2 + факт3...

Последовательность передается с помощью глаголов совершенного вида. Обычно предложения в повествовании не бывают относительно длинными, не имеют сложной структуры. В повествовании соблюдается определенный порядок слов в предложении (его так и называют – повествовательным), когда сказуемое стоит после подлежащего и служит цели изображения последовательности действий.

Учитель: Почти все соли аммония используют в качестве азотных удобрений. Растения способны усваивать азот только в связанном виде, в том числе, в виде ионов NH4+ или NО3-. Великий русский агрохимик Д.Н. Прянишников выяснил, что если у растения «есть выбор», то оно «предпочитает» катионы аммония нитрат-аниону, поэтому использование солей аммония в качестве азотных удобрений особенно эффективно. Очень ценным азотным удобрением является нитрат аммония NH4NO3. Хлорид аммония NH4Cl применяют при паянии, так как эта соль очищает поверхность металла от оксидов. NH4НСОЗ и (NH4)2CO3 применяют в кондитерском деле, так как они легко разлагаются при нагревании и образуют газы, разрыхляющие тесто и делающие его пышным, например:

NH4HCО3 NH3­ + Н2О­ + СО2­

Рассуждение это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение передает ход развития мысли, идеи и должно обязательно приводить к получению нового знания о предмете, объекте, поскольку целью рассуждения является углубление наших знаний об окружающем мире. Схематично рассуждение можно представить следующим образом:

Рассуждение == вопрос (тезис) - суждение1…– суждение-вывод...

Рассмотрим основные правила построения рассуждений. Рассуждение должно содержать: посылку (точно сформулированную основную мысль), основную часть (умозаключения, которые отражают ход мыслей, приводящий к новому суждению) и в ы в о д (который должен соотноситься с посылкой и логически вытекать из всего хода рассуждения). Эти три основные части рассуждения даны в следующем конкретном примере:

Учитель: Демонстрирует опыт. Фенолфталеин окрашивает раствор аммиака в малиновый цвет. Какой вывод можно сделать на основе этого эксперимента? (В растворе присутствуют гидроксид-ионы). Да, верно! Но, как эти ионы образуются в растворе аммиака? (??? Ученики не всегда могут ответить на этот вопрос). Будем рассуждать: «Аммиак, растворяясь в воде, образует гидрат аммиака. Гидрат аммиака должен диссоциировать на ионы. Уравнение диссоциации будет иметь вид:

NH3 + H2O NH3×H2O NH4+ + ОН».

Теперь мы знаем, что в растворе аммиака присутствуют ионы аммония и гидроксид-ионы. Какой вывод можно из этого сделать? С какими веществами будет реагировать гидрат аммиака? (Как основание, гидрат аммиака будет реагировать с кислотами и с растворами солей некоторых металлов, гидроксиды которых нерастворимы в воде). Проверим этот вывод соответствующими опытами. Учитель демонстрирует реакции.

Объяснение учителя на уроке это словесное изложение нового материала, сопровождаемое анализом, разъяснением, истолкованием и доказательством различных положений излагаемого материала. Задача объяснения состоит в том, чтобы наиболее целесообразными методами довести до сознания учащихся очередной программный материал и добиться того, чтобы они его полностью поняли. Выбор форм и методов объяснения их определяется задачами урока, особенностями изучаемой темы и возрастом учащихся.

Устное объяснение нового материала начинается с мобилизации внимания учащихся и актуализации изучаемого материала. Для этого учитель объявляет название темы, кратко указывает научное и практическое значение изучения её. Для пробуждения интереса, для поднятия эмоционального состояния учащихся изучаемый вопрос может быть увязан с соответствующими яркими современными событиями и историческими фактами. Например, говоря о галогенах, можно упомянуть о выбросе брома в Челябинске и об использовании хлора в качестве отравляющего вещества.

Полезно на доске записать план нового материала в виде вопросов или показать на экране с помощью проектора. Объяснение нового всегда должно опираться на ранее усвоенные учащимися знания и умения. Новый материал следует излагать по пунктам-вопросам в определенной логической последовательности.

Объяснение на уроках химии должно сопровождаться натурным экспериментом, и, только в случае невозможного его проведения, использовать мультимедиа или другие наглядные пособия.

Объяснение должно строиться на основе активной деятельности учащихся. Следует стремиться к интерактивному объяснению. Пользуясь беседой, вопросно-ответным способом изложения содержания темы учителя поддерживают рабочее состояние учащихся на высоком уровне при объяснении нового материала. Рассмотрим фрагмент объяснения на конкретном примере.

Учитель: Как можно получить соли аммония? (Соли аммония получают взаимодействием аммиака или его водного раствора с кислотами, взаимодействием солей аммония с кислотами и другими солями).

Ученики составляют несколько уравнений реакций получения солей аммония различными способами и записывают их на доске и в тетради.

Учитель проверяет правильность составления уравнений реакций учащимися.

Учитель: Соли аммония обладают свойствами, характерными для всех солей, а также и специфическими свойствами (демонстрируются соответствующие реакции):

NH4Cl + AgNO3 = AgCl¯ + NH4NO3

(NH4)2СО3 + 2HCl = 2NH4Cl + H2O + CO2­

(NH4)2SO4 + BaCl2 = BaSO4¯ + 2NH4Cl

(NH4)2SO4 + 2KOH K2SO4 + 2H2O + 2NH3­

NH4Cl NH3­ + HCl­

Учитель: Специфические реакции могут служить для идентификации солей аммония, то есть, являются качественными реакциями на катион аммония. Какая реакция, из проделанных нами, может служить качественной реакцией на катион аммония? (Реакция соли аммония со щелочью).

Таким образом, к функциональным типам речи, обусловливаемым целью монологического высказывания и способом изложения высказывания, относят описание, повествование, рассуждение и объяснение. Описание – это словесное изображение какого-либо явления действительности посредством перечисления его характерных признаков. Повествование представляет собой рассказ о событиях и служит для передачи последовательности различных событий, явлений, действий. Рассуждение есть словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Объяснение – это специфический функциональный тип речи учителя при изложении нового материала


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


3

Сейчас читают про: