Вопрос 1.
Денис Иванович Фонвизин. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Литературная деятельность Фонвизина начинается в 60-е годы ХYIII века. Пытливый и остроумный человек, он создан был для того, чтобы стать сатириком. А поводов для горького смеха было достаточно в российской действительности того времени.
Уже в названии комедии видна сатирическая направленность.
Имена персонажей обращают на себя внимание, их можно назвать говорящими. (Митрофан от греч. «подобный матери», Софья – «мудрость» и т. д.)
Уже с первых страниц комедии разгорается конфликт, т.е., столкновение, лежащее в основе развития действия между Простаковой и Тришкой.
Своей фразой Простакова думает загнать Тришку в тупик, а Тришка парирует эту реплику. («Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошехонько. Экое скотское рассуждение. – Да ведь портной-то учился, сударыня, а я нет»).
Понимает ли Простакова важность и необходимость просвещения?
|
|
Зачем же она нанимает учителей? (во-первых, она заявляет: «Мы же не хуже других», во-вторых, существует указ Петра 1 о дворянстве, по которому каждый дворянин должен был научиться разным наукам, прежде чем поступить на государственную службу, так как образованные люди могут принести больше пользы государству)
Какова же тема комедии Фонвизина? (тема просвещения и воспитания)
Кто ещё из героев пьесы противостоит Простаковой? (Стародум).
Это произведение, высоко оцененное русской критикой.
«Русская комедия начиналась задолго ещё до Фонвизина, но началась только с Фонвизина. Его «Недоросль» и «Бригадир» наделали страшного шума при своем появлении и навсегда останутся в истории русской литературы, если не искусства, как одно из примечательнейших явлений. В самом деле. Эти комедии суть произведения ума сильного. Человека даровитого».
Так высоко оценил творчество Фонвизина В.Г. Белинский в статье «Горе от ума». Попробуем постичь тайну бессмертного произведения Д.И. Фонвизина.