Кому на Руси жить хорошо»

Мороз, красный нос»

1.смерть крестьянина- много символики

описание избушки «»как саваном одета»

смерть Прокла Севастьяныча- смерть начинает приобретать символичность

мир должен участвовать в смерти

смерть всех связала между собой

после смерти Прокла(хороший хозяин) дома нет дров

Сказочное в произведении: сходить в другое царство

добыть огонь,чтобы растопить жизнь

2Мороз-Красный нос

сначала обращение в Прокла

испугает летом,теплом

Дарья околдована.растопить не удалось.

Символичны, символика глубока. Начинается с темы смерти. Каждый участвует в обряде похорон. Вся семья окружена темой смерти. Много бытовых моментов (утяжеляется).

2«Русские женщины» (о декабристах).

Тема революционности

Есть светские сплетни, осуждения (кто боится последствий дружбы с этими семьями). Противопоставление: Сергея, офицера

Кому на Руси жить хорошо»

Энциклопедия народных жанров. Некрасов включил народные, фольклорные жанры. Начинается, как сказка.

Социальное и фольклорное здесь совмещается. Говорящие названия, появляются загадки, пословицы, поговорки. Сказка позволяет путешествовать.

Скатерть дает царские явства (у Некрасова дает мужицкую еду-соленые огурцы, водочка,

краюшка хлеба). Крестьянский мир. (крестьяне считают себя счастливыми-урожай и т.д.).

Счастье не сказочное. А мужики хотят счастье на уровне чуда.

Ищут среди помещиков, священников. Глава «поп»(священник), глава «Последыш»,

«Помещик»-помещик. Это не авторское построение (по замыслу мужики должны дойти

до царя. Некрасов не собрал. Во 2ой части судьбы более развернутые (сначала массовое

представление о всех). Глава «Утятин». Князь Утятин услышал о реформе, так его удар

сразу схватил. В жизни Матрены Тимофеевны было чудо(мужа забирают в рекруты на 25

лет). Не нашли счастья вообще. По замыслу нет счастливых вообще.

Начинают включатся притчи и легенды.

Притча «О 2х великих грешниках».

Рассказывается о разбойнике Кудеяре. Интересное христианство у Некрасова(оправдывает бунт Савелия). Крестьяне у Некрасова бывают подхалимы и трудяги.

в поэме собирают разные образы и мотивы

последняя поэма Некрасова

воедино собрал не он

в разных изданиях расположение разное

если все человечество несчастно — надо что-то менять

вбирает разные жанры

каждый раз коррективы на социальное начало

сакральное число 7 (7 временнообязанных)

говорящие имена (негативно-социальные)

сказочный мотив

«жанр загадки», «много песен пословиц,поговорок»

исторические моменты:отмена крепостного права

князь,узнал об отмене и его хватил удар

образ мужика очень разный: он ищет правду

он не хочет больше к помещику: либо в город,либо в вольнонаемники,либо в разбойники

вывод: ничего хорошего реформа крестьянину не принесла

Матрена Тимофеевна:жанр былина

тема бунта, «не убей,но смотря кого»

убийство злого помещика вместо прощения грехов

«легенда о двух грешниках» - притча о двух путях

путь сеятеля-народовольца

песня «горькая и соленая»

мысль стать одним из сеятелей

Притча «Крестьянский грех». Появляется образ сеятеля -Гриша Добросклонов. Много песен (притчивые). Изменяется притчивое содержание.

Поэма связана с народной традицией, жанрами, со вставными новеллами. Слишком много тем. Сопоставляет(совмещает) одно с другим

Поэт демократического типа. Знакомиться с Белинским и поддерживает натуральную школу. «Мороз красный нос» - 2 части. Первая часть – тема смерти.

«Избушка савоном одета». Народное представление о том, как надо вырубать хворь. Деревня, близкие родственники занимаются обрядом смерти. Жена- саван шила, отец- могилу копал, мать-гроб выбирала. Смерть объединила всех.

Вторая часть- Дарья должна достать деревья. Она не может выйти из сна. Очень символично. Разные образы.


Билет 4

«Лирика середины XIX века. Направления. Лирика А. Фета»

Судьба Фета трагична, располагала к поэзии. Отец Фета помещик Шеншин. Шеншин написал сестре: «Я до конца не знаю Афанасий сой сын?». Фета лишили российского гражданства, фамилии, признают незаконнорожденным. С этого времени мечта Афанасия вернуть фамилию, вернуть поместье и ему это удается

ОСОБЕННОСТИ ЛИРИКИ:(представитель поэзии чистого исскуства или исскуства для исскуства

ñ В лирике Фета воспевается только красивое (лирика мелодичная, даже бытовые вещи- красивые).

ñ Стихи часто строятся так: 1 строфа-пейзажная зарисовка, люди, нет явно бытовых зарисовок

ñ Фет самый ночной поэт, любит майскую ночь. Поэт любви. Стих «майская ночь», «Ещё майская ночь».

ñ Фет любит эпитеты, метафоры.

ñ Но нет погружения переживаниям героя. Фет описывает сиюминутность, зарождающееся чувство..

ñ Фет оптимист в своих стихотворениях.

ñ Много романсов.(цыганских) В стих. Фета звучит мелодия.

ñ Довольно часто звучит тема смерти («Шопену» - тема смерти после прекрасного вальса)

ñ Нет ярких чувств, все на полутонах

ñ «шепот,робкое дыхание» нет ни одного глагола или глагольной формы.

ñ только Боги могут то,что не может человек

Рассказ «Кактус» как своеобразная поэтическая декларация

Сопоставляются 2 красивых момента: цыганский романс и цветок кактуса. Испытывая мнгновения красоты- не жалко умереть. Ощущение красоты. Стихотворения «Шепот, робкое дыхание»

Вызывает массу споров. Можно считать визитной карточкой. Все на полутонах. Нет глаголов (нет действия, есть ощущение мира). Только отблеск (полутона). Программное стихотворение. Известно более 200 пародий на стихотворение. Минаев легко пародировал (пр. «Холодно». «Чудная картина»).

Трагедийность и философичность поздней лирики Ст. «Никогда» Стихотворение изменяется ритмика. Маленькие предложения. Звучит размышление. Из фетовского только последние строчки...Куда идти, если не кого обнять. Всегда должна быть любовь.

Билет 5

«Лирика середины XIX века. Направления. Ф. Тютчев. Понятие «философской лирики»»

Судьба Тютчева тоже непроста. Начинал блестяще. Получил домашнее образование. Его учитель зачитал стихи Тютчева в кружке любителей российской словестности. Он принят в члены этого общества. 1 жена погибла на корабле «Николай I». 2 жена закончила жизнь в полном сумасшествии. Знакомится с Еленой Денисьевой (наставница дочерей). От нее отказывается её семья, ей нет входа в разные общества. Пережил 2х жен и шестерых детей. Все это нашло отражение в творчестве.

Философская лирика - лирика с подтекстом. Выходит на вечные проблемы: веры, человека в мире.

Стих «Люблю грозу в начале мая». Пейзажная зарисовка (но последняя строка. Появляются мифологические герои. Первая весенняя гроза каждую весну (задается тема вечности). Подтекст задается одной строкой.

Тютчев самый сумеречный поэт, ночь- мир дотварный, досотворенный мир, нет света. Ночь-хаос. Днем все радостно. Много суеты. Хаос слишком страшен. Можно задуматься о боге в сумерки (стих. «День и ночь» понять жизнь можно в сумерки), гармония и хаос (чтобы понять, что что-то было гармонично, нужно чтобы что-то разрушилось (связано с сотворением мира).

Стих «Цицерон». Только боги знают, на чем держится гармония. Те, кто попадают в эпоху размышления могут понять, как и на чем держится). православие- оптимистично, католицизм — приближение к человеческой жизни, распятие — конец жизни,разрушение как познание тайны гармонии

Цикл «Елены Денисьевой» Стихи написаны в разное время. Ощущение себя который принес смерть, той которой любил. Стих «о как убийственно мы любим».

Есть тема толпы, тема пепла (перегоревшей любви), тема заката, как тема смерти. Лирическая героиня умирает, но герою тоже не долго жить. Стих. «Последняя любовь». между лирическим героем и героиней «союз двух душ» и одновременно «поединок роковой»

и погибает более нежное сердце


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: