Приоритетная роль семьи в патриотическом воспитании детей обусловливается следующим

Во-первых, именно в период проживания в семье ребенком при­сваиваются основные патриотические ценности и идеалы, форми­руется отношение детей к социальным аспектам своей жизни.

Во-вторых, в семье интегративно формируются базовые лич­ностные качества детей духовно-нравственной и патриотической направленности.

В период доминантного воздействия семьи (от рождения до 10 лет) формируются основные духовные и патриотические ценностные ориентации; закладывается отношение к религии; формируются ос­новы нравственно-правового поведения.

С позиций патриотического воспитания очень важно, чтобы семья воспринималась не только как семейная группа из 2-4 человек, а как группа родственников, связанных кровными узами по вертика­ли и по горизонтали, т.е. как родство поколений и совокупность всех родственников - как живых, так и мертвых. Наличие такой семьи, осознание своей причастности к ней крайне важно для человека в психологическом плане, независимо от того, поддерживает он с ней близкие отношения или нет. Важность этого связана с необходимо­стью знать свои корни, свое происхождение, ощущать свою причаст­ность к будущему. Семейная родословная - неисчерпаемый источ­ник патриотического воспитания детей и подростков.

В-третьих, в семье формируются первоначальные навыки патриотической деятельности.

Неформальность процесса воспитания в семье позволяет осу­ществлять социализацию личности ребенка, с одной стороны, через адекватное отражение в его сознании и поведении традиций, обыча­ев, привычек, нравов, уклада, с другой - посредством критического осмысливания ребенком своей позиции в системе семейных отноше­ний, их анализа, оценки и самооценки.

В-четвертых, семья обладает мощнейшим потенциалом ес­тественного, гуманистически ориентированного патриотического воспитания подрастающего поколения. Семейное воспитание в от­личие от общественного способно незаметно (исподволь), но весьма действенно формировать у детей человеческие чувства к своим роди­телям, дедушке, бабушке, членам семьи, будущим детям и через них ко всем другим людям, своему народу, всему человечеству. Пережи­вание ребенком конкретных семейных связей, поддерживаемых мощным фактором - инстинктом, является самым уникальным сред­ством и источником для возникновения и укрепления чувства связи с обществом, своим народом, всем человечеством. Эти общечеловече­ские связи представляются детьми, прежде всего по аналогии с семь­ей, с родственными связями.

Наличие естественной теплоты любви и сердечности в семей­ном общении и в отношениях служит мощным фундаментом для нравственно-эмоционального воспитания детей, особенно в сложных переломных социальных условиях, когда уровень морального разви­тия общества противоречив и когда дети в силу жизненной неопыт­ности не подготовлены к тому, чтобы сделать правильный выбор между общечеловеческими качествами гуманистической морали (гражданственностью, патриотизмом, уважительностью к родителям, старшим, соотечественникам, ко всем людям планеты и их культу­рам, трудолюбием, гуманностью, добротой, милосердием, честно­стью, добропорядочностью) и антиобщечеловеческими проявления­ми (национализмом, неуважительностью, неуживчивостью, нетрудо­любием, негуманностью, немилосердием, бесчестностью и непоря­дочностью). Главным образом семья, семейные родственные связи и отношения очеловечивают поступки и действия детей.

Повышение роли семьи в патриотическом воспитании детей неразрывно связано с созданием благоприятных условий для патрио­тического становления и развития подрастающего поколения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: