Роль СМИ в формировании патриотизма

Как известно, в 90-е годы вследствие обострения кризисных явлений во всех сферах общественной жизни произошел резкий спад в деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей и патриотическому воспитанию граждан России. С началом перестроечных процессов в нашем обществе роль и значение духовно-нравственного и патриотического воспитания (как, в прочем, и воспитания вообще) потеряли былую актуальность, а деятельность, продолжавшая осуществляться в этом направлении, подверглась неуемной и деструктивной критике, в чем особенно преуспели средства массовой информации. Это в значительной мере способствовало дискредитации не только существовавшей тогда системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, огромного опыта в его организации и проведении, но и самой идеи формирования и развития духовно-нравственной личности гражданина и патриота.

По данным социологических исследований, отношение к непреходящим по своему значению духовно-нравственным и патриотическим ценностям в российском обществе резко изменилось в худшую сторону - к прагматизму, индивидоцентризму и конъюнктуре с ярко выраженными проявлениями эгоистичного, антисоциального и антигуманного характера. Формирование в течение многих лет в весьма ущербном, деформированном виде духовно-нравственных и патриотических ценностей сменилось их глубоким кризисом, который крайне негативно отражается на изменениях во взглядах и ориентирах большинства российских граждан. Среди них сегодня доминируют ценности материально-потребительские, индивидуально-прагматические и даже асоциально-маргинальные, которые, по сути, представляют собой уже антиценности. Многие же вершины общенационального, особенно молодежного сознания разрушены. Соответственно, не приходится удивляться отсутствию патриотизма у значительной части российских граждан, ибо в их бездуховности - главная причина слабого, порой лишь символического проявления любви к нашему Отечеству, к родной земле, к святыням великих предков.

Духовный вакуум, культ материальных ценностей, эгоцентризма, прагматической расчетливости, усиление иррационализма обрекают многих людей на личностную деградацию, деформируют у них понимание истинного смысла жизни, толкают их к извращенным проявлениям: бездумному потребительству, бессмысленной роскоши, псевдокультуре, сексу, алкоголизму, наркомании, преступности и даже к суициду. Особенно трагичным является духовно-нравственное падение современной молодежи, которое оборачивается наиболее страшным по своим последствиям разрушением наших надежд на возрождение Великой России.

Данные социологических исследований свидетельствуют также о том, что выхолощены и в значительной степени деформированы глубоко нравственные чувства любви к отчему дому, к родной природе, к своему народу, к России и к многому тому, что связано с ней в жизни каждого человека. Ценности великой отечественной культуры, как народной, так и классической, вытесняются схематизированными стереотипами - образами массовой культуры, ориентированными на достижение стандартов западного, прежде всего американского образа жизни в самом примитивном и облегченном восприятии. Героем нашего времени и, в определенной степени, образцом для подражания выставляется «негативный лидер» - эгоистичный, циничный, агрессивный, примитивный, но преуспевающий и добивающийся успеха, не считаясь со средствами.

Особенно ярко этот принцип был продемонстрирован во время Олимпиады в Солт-Лейк-Сити, когда североамериканцы в лице США и Канады пустили в ход самые изощренные средства для завоевания высших олимпийских наград любой ценой, отбросив при этом какие бы то ни было нормы и ценности, преступив любую мораль, даже самые элементарные правила гостеприимства.

В попытках ограничить национальные интересы России и возможности российского общества по их достижению особые усилия предпринимаются именно в сфере информации и информационных технологий. Внешняя информационная экспансия, распространившаяся и оказывающая активное воздействие на информационное пространство России, самым негативным образом влияет не только на нравственное, но и на психическое здоровье большинства населения, усиливая нестабильность в обществе в связи с трудностями переходного периода. Большинство социологических опросов, проводившихся в России в последние годы, свидетельствуют о доминировании негативных психических состояний среди всех категорий россиян: тревожности, беспокойства, неуверенности (около половины респондентов); ощущения незащищенности (более 80% опрошенных).

Экраны телевизоров заполонены валом низкопробной аудио- и
видеопродукции, и также все проникающей и агрессивной рекламой. Насилие, порнография, пропаганда потребительства на западный манер рекой льются в сознание детей и взрослых. В силу тех или иных факторов через некоторое время сознание человека начинает давать сбои. Происходит подмена исторически сложившихся морально-ценностных установок, сформировавшихся веками и заложенных в основу образа жизни нашего народа. Ставший популярным среди наших школьников «Робот-полицейский» в своём первом варианте убивает по ходу фильма 32 человека. «Робот-полицейский - 2» - уже 81 человека. «Рэмбо: первая кровь»- 61 труп, «Рэмбо-3» - более 106 убитых.

В этих и множестве других подобных фильмах, причем не только американских, но и отечественных, целенаправленно и демонстративно насаждается культ насилия, который, равно как и секс, страх, другие низшие потребности и инстинкты, возбуждает в человеке всё самое низменное и бездуховное. Экспонента роста пороков российского общества напрямую коррелирует с объемами такого рода низкопробной безнравственной и антигуманной информационной продукции. Не нужно голода, эпидемий, крематориев, войн, чтобы уничтожить будущее народа. Достаточно отравить сознание подрастающего поколения, заставить его забыть свою историю, навязать чужие взгляды, противные самой природе выживания этноса.

Характерно, что основной целью национальной стратегии США в области безопасности является защита важнейших ценностей и устоев жизни. «Защита нашей национальной безопасности - народа, территории и образа жизни - является главной задачей и конституционной обязанностью моей администрации» - утверждает президент США.

Оценивая в целом роль СМИ в духовном, нравственном и патриотическом воспитании граждан РФ, можно отметить, что данное направление воспитания по сравнению с другими - экономическим, правовым, экологическим, религиозным, эстетическим и даже физическим, - находится в наихудшем положении. Предпринимаемые же федеральными органами власти попытки изменить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону резко критикуются определенными средствами массовой информации.

В целях преодоления негативного отношения средств массовой информации к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию и создания условий для более активного их участия в этой деятельности граждан Российской Федерации предлагается:

В связи с довольно насыщенной типологией категории патриотизма и существованием большого количества форм лжепатриотизма, необходимо определить понятие истинного патриотизма на государственном уровне, ограничивая голословные изыскания неподготовленного обывателя, ангажированного журналиста по этому поводу. Это предлагается делать, в том числе, посредством дальнейшего разъяснения на государственном уровне сопутствующих патриотизму базовых категорий, важнейших социально-значимых ценностей, определяющих духовный стержень гражданина-патриота России.

Необходимо налаживать более тесный контакт государства со средствами массовой информации, в частности, с печатью. Применять в отношениях с прессой дифференцированный подход к изданиям объективным и ангажированным. Это можно реализовать, например, в области предоставления информации, не выходя при этом за рамки закона путем законного усложнения или смягчения процедуры получения официальных сведений, путем финансовой поддержки ряда изданий, защищающих интересы государства.

В связи с особой важностью информационной безопасности, наличием ряда информационных угроз государству и существованием при этом изданий, проявляющих антигосударственность, установку на дестабилизацию политической ситуации, несоблюдение законности, рекомендуется введение жесткого контроля, вероятно специального государственного или об­щественного контрольного органа, за соблюдением со стороны средств массовой информации законности, в частности закона о СМИ, Конституции, Уголовного Кодекса и т.п.

В связи с повышением значения патриотического воспитания, необходимо определение социального заказа на пропаганду патриотизма в го­сударственных рамках с учетом перехода прессы к доминирующей роли воздействия на общество.

Для стимулирования соперничества изданий за патриотическую информационную нишу, развития желания у прессы правильно освещать проблемы патриотизма, подачи российскому обществу объективной, не ангажированной информации, необходимо предоставить стартовые возможности ряду изданий военной печати для выхода на федеральный рынок, участия в информационной конкуренции.

В настоящее время российское общество не имеет общепризнанного идеала, а его духовно-нравственные ориентиры оттеснены на второй план приоритетами рыночной экономики. В этой ситуации общество и государство должны вновь вступить на путь развития, основанный на использовании бесценных богатств и ресурсов, которые используются крайне не эффективно. Основываясь на огромном духовно-нравственном и патриотическом потенциале народов России, мы можем решить важнейшие задачи в различных сферах нашей жизни.

Государственная стратегия Российской державы должна постоянно опираться на историческое и духовное наследие своего народа, ибо никогда не возродится Россия, ее экономическая и военная мощь, если не будут воссоединены присущие ему мироощущение и национальное самосознание. Вся героическая и драматическая история Руси, России, ее величайшая культура и традиции представляют собой многовековые корни духовных и патриотических ценностей, являющихся стержнем общественного бытия, деятельности в любой сфере нашей жизни.

Первоочередной задачей, требующей безотлагательного решения в сфере духовно- нравственного и патриотического воспитания граждан РФ является предотвращение информационно- психологической экспансии, продолжающейся против них в настоящее время.

Основные направления деятельности по решению этой задачи следующие:

- выработка цивилизованных форм и способов общественного контроля за формированием в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным интересам страны, воспитание патриотизма и гражданской ответственности за её судьбу;

- совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области конституционных ограничений прав и свобод человека и гражданина;

- формирование правовых и организационных механизмов обеспечения конституционных прав и свобод, повышения правовой культуры граждан в интересах противодействия сознательному или непреднамеренному нарушению конституционных прав и свобод граждан в сфере духовной жизни общества;

- разработка действенных организационно-правовых механизмов доступа средств массовой информации и граждан к открытой документированной информации о деятельности федеральных органов государственной власти и общественных объединений, постоянное информирование граждан о важнейших событиях и проблемах духовной жизни;

- разработка специальных правовых и организационных механизмов противодействия насильственным и монопольным информационно психологическим воздействиям на массовое сознание общества, неконтролируемой коммерциализации культуры и науки, а также механизмов, обеспечивающих рациональное использование накопленных обществом информационных ресурсов, составляющих национальное достояние;

- координация деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности;

- установление ответственности должностных лиц, органов государственной власти, юридических лиц и граждан за соблюдение требований информационно-психологической безопасности;

- разработка и создание механизмов формирования и реализации государственной информационной политики России;

- разработка методов повышения эффективности участия государства в формировании информационной политики государственных телерадиовещательных организаций, других государственных средств массовой информации.

Информационное обеспечение духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан РФ включает:

- утверждение гражданственности, патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству в качестве важнейших ценностей в сознании и чувствах людей, особенно в тесной связи с интересами государства, общества, отдельной личности;

- активное использование элементов данного направления воспитания в средствах массовой информации, преодоление при этом сложившихся стерео­типов и комплексов негативного плана;

- противодействие попыткам дискредитации, девальвации этих ценностей со стороны государственных и общественных деятелей в средствах массовой информации, литературе и искусстве, оказывающих интеллектуальное и эмоциональное воздействие на сознание российских граждан;

- целенаправленное и творческое использование позитивных возможностей идей гражданственности и патриотизма в процессе осуществления воспитательной деятельности со всеми категориями населения, прежде всего подрастающего поколения, при активном участии соответствующих социальных и государственных институтов, особенно ключевых министерств и ведомств, таких, как Министерство образования РФ, Госкомитет телевидения и радиовещания РФ, Министерство культуры РФ, Министерство обороны РФ, МВД, ВВ, ФСБ и др.

В целях значительной активизации СМИ в развитии у российских граждан высокой духовности нравственности и патриотизма в качестве конкретных мероприятий, рекомендовать:

- подготовить к изданию и распространить разработанные научно-теоретические, методические и информационные материалы по проблемам патриотизма и патриотического воспитания, развития духовно-нравственных ценностей у российских граждан Минобороны России, МВД, МПТР, РОСТО, Центр гражданского образования, издательства «Патриот», «Победа»);

- разработать и реализовать долгосрочные планы показа кино-видеофильмов, радиопрограмм по истории России, ее культуры, государственности, армии и флота, разнообразных по жанру и рассчитанных на массовую, прежде всего молодежную аудиторию (Минобразование России, Минкультуры России, Минобороны России, ФСБ России, Госфильмофонд России, Росархив);

- создать специальные детские патриотические теле- радиопередачи, воспитывающие любовь к Отечеству в интересной и разнообразной форме и обеспечить их постоянную работу (ВГТРК, Минобразование России, Минкультуры России, МПТР, Российский фонд «Культура», киностудия им. Горького, студия ТРИТЭ);

- создать и организовать работу специальных еженедельных теле- и радиопередач для формирования духовности и патриотизма на истории и передовом опыте различных регионов России (ВГТРК, Минобразование России, Минобороны России, Росвоенцентр, РОСТО, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации);

- разработать и реализовать долгосрочный план использования аудиовизуальных средств в целях повышения престижа военной службы и развития интереса молодежи к изучению истории Отечества (Минобороны России, МВД, ВВ, ФСБ, МПТР России, РАН, Государственный исторический музей, Институт Российской истории, Росархив);

- создать в центральных и местных газетах постоянные рубрики для освещения проблем нравственности и патриотизма, участия молодежи в V выполнении гражданского и воинского долга (МПТР России, Союз журналистов России, Минобразование России, Минобороны России, МВД, общественные объединения ветеранов, органы исполнительной власти субъектов РФ);

- организовать выступления представителей Президента РФ, Государственной Думы, Правительства РФ, видных ученых, деятелей культуры и искусства, ветеранов войны и труда по основным героическим событиям истории России, о роли граждан в ее возрождении по центральным каналам радио и телевидения (МПТР России, администрации Президента РФ и Правительства РФ, Минкультуры России, Минобороны России, общественные объединения ветеранов, ассоциация «Армия и культура»);

- создать условия для производства приключенческих, детективных, научно-фантастических фильмов прославляющих и популяризирующих героизм, мужество, отвагу, честь, достоинство, самоотверженность российских граждан, особенно защитников Отечества (ВГТРК, Минобразование России, Союз кинематографистов России, Минобороны России, МВД, Союз писателей России, МПТР, киностудии им. Горького);

- определить заказ полиграфическим издательствам на выпуск наглядных пособий, плакатов, информационных и тематических бюллетеней, вымпелов, буклетов и т.д., отображающих патриотическую символику, историю и современность России (Минобороны России, МВД, Минкультуры России, Минсвязи России, Минобразование России, МПТР, РОСТО, Росвоенцентр, Росархив, Государственный исторический музей, Росзарубежцентр).

Воспитание гражданина и патриота, осознающего цели и задачи жизнедеятельности личности, общества и государства, их роли в культурно-историческом развитии, способного к сохранению и приумножению духовно-нравственных ценностей, традиций и достижений своего Отечества, является одной из приоритетных задач, без выполнения которой невозможно возрождение величия и будущее России.

Вопросы и задания для контроля владения компетенциями:

1. Назовите качества личности, лежащих в основе культуры межнационального общения.

2. «Высочайший патриотизм – страстное, беспредельное желание блага родине», писал Н.Г. Чернышевский. «Любить свою Родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих способствовать этому» - так понимал патриотизм В.Г. Белинский. Покажите, что эти высказывания русских демократов поднимают и проблему межнационального общения.

3. Обоснуйте сильные слабые стороны воспитания патриотизма у детей в семье.

4. Какие формы работы с учениками, с вашей точки зрения, наиболее эффективны при воспитании патриотизма?

5. Разработайте фрагмент классного или внеклассного мероприятия с учетом патриотического воспитания.

6. Каким образом, с вашей точки зрения, можно повысить эффективность СМИ в распространении в обществе духовных, патриотических ценностей? Что может снизить развитие лжепатриотизма в СМИ?

Литература:

1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. Монография. – Волгоград: ООО «Колибрис плюс», 2006. – 188с.

2. Иванова С.Ю., Лутовинов В.И. Современный российский патриотизм. – Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008, 320с.

3. Куликова Г.Г. Современные подходы к патриотическому воспитанию студентов: исследования, опыт, проблемы//Инновации в образовании. - 2008. - №8. - С. 127-133.

4. Литунова В.И. Проблемы воспитания патриотизма//Педагогика. - 2008. - №7. - С.50-53.

5. Мазыкина Н.В. Анализ опыта системы патриотического воспитания в регионах //Дополнительное образование и воспитание. - 2008. - №7. - С.30-39.

6. Райхлина Е.Л. Патриотизм и патриотическое воспитание подрастающего поколения: к теории и истории проблемы//Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2009. - №2. - С. 92-99.

Информационные ресурсы:

1. http://www.kreml.org/ «Бударагин М. Патриотическое воспитание в школах: препятствия и риски. Насколько сейчас необходимо вводить патриотическое воспитание?»

2. http://www.drofa.ru/ «Программа Федерального агентства по образованию «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

3. http://oprf.ru/ «Общественная палата Российской Федерации – официальный сайт»

4. http://council.gov.ru/ «Совет Федерации»

5. http://minregion.ru/ «Министерство регионального развития Российской Федерации»


[1] Бурова С.Н Семья //Социология: Энциклопедия. – Минск, 2003. – С.903-906.

[2] См.: Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. – М., 2003. – С.5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: