Товар и его свойства. Проблемы стоимости в экономической теории. Потребительная и меновая стоимость. (Булатова, шпора)

Товар – продукт труда, предназначенный для обмена на рынке с помощью купли-продажи. Вещь становится товаром только в процессе обмена.

Необходимо, чтобы товар был потребительной стоимостью (ПС). ПС – свойство вещи удовлетворять какие-либо потребности. ПС является товаром только тогда, когда она предназначена для других людей. ПС разъединяет товарный мир, делает различные товары несопоставимыми. ПС отражает только отношение человека к вещи, но не производственные отношения. ПС создается конкретным трудом товаропроизводителя. Важное свойство товара – его меновая стоимость, т.е. его способность обмениваться на другие товары. Меновая стоимость –показатель пропорции, в которой один товар может обмениваться на другой. Формой денежного выражения меновой стоимости является цена. Ценой называется количество денег, за которое продается и покупается экономическое благо. Цена определяется на рынке в результате взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они сравнивают предложение и спрос и устанавливают цену. Так как цена устанавливается на уровне, когда предложение товара равно спросу на него, то рыночная цена обычно является равновесной.

Как продукт труда товар обладает стоимостью (ценностью). Ценность – денежная оценка потребителем полезности. Обычно она определяется потребителем так: к цене лучшего из доступных ему альтернативных товаров (цена такого товара называется ценой безразличия) потребитель прибавляет (вычитает) свою денежную оценку положительных и отрицательных отличий данного товара от базового (т.е. берущегося за базу). Стоимость – экономическая категория, выражающая воплощенный и овеществленный в товаре общественно необходимый труд. Выражает отношение между товаропроизводителями и реализуется на рынке через куплю-продажу. Стоимость существует только в условиях товарного производства. Величина стоимости определяется количеством общественно необходимого труда, заключенного в товаре.

Согласно выработанному неоклассической теорией подходу цена товара определяется двумя принципами: предельной полезностью и издержками производства. Цена, которую покупатель согласен уплатить за товар, обуславливается степенью его полезности. Цена, которую назначил продавец, имеет в своей основе издержки производства товара. Цены формируются не посредством их «усреднение», а в ходе своеобразного компромисса между покупателями и продавцами как предельно допустимые со стороны спроса и стороны предложения. Это два взаимодействующих между собой принципа цены. Маршалл писал: «принцип «излишек производства» и принцип «конечной полезности», без сомнения являются составными частями одного всеобщего закона спроса и предложения, каждый из них можно сравнить с одним из лезвий ножниц». Подобную модель ценообразования можно назвать двухфакторной.

Концепция альтернативной стоимости. Согласно этой концепции стоимость товара определяется не общественно необходимыми затратами труда, а ценностью тех альтернативных возможностей, которые приносят в жертву.

Настоящие затраты – это ценность тех альтернативных возможностей, от которых приходится отказываться для приобретения данного товара или услуги.

Для производителя: Концепция альтернативной стоимости утверждает, что денежные оценки отражают ценность данных ресурсов при их наилучшем альтернативном использовании. Для производителя пива издержки равны расходам на приобретение соответствующих ресурсов. Но так как существуют другие возможности их использования, то он должен заплатить за ресурсы по цене «лучшей альтернативы». Таким образом, ценность нереализованных альтернативных возможностей превращается в издержки производства бутылки пива. Затраты на получение одной дополнительной бутылки пива по самой своей сути равны ценности того, от чего приходится отказываться или чем приходится жертвовать, чтобы получить эту бутылку.

Концепция альтернативной стоимости объясняет также, каким образом в производственные издержки входит труд. Наниматели должны предложить рабочим такую заработную плату, которая побудит их отказаться от всех других возможностей. Квалифицированный рабочий будет получать больше неквалифицированного только по той причине, что в каком-нибудь другом месте его квалификация имеет большую ценность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: