Русские народные сказки. Виды сказок, главные герои, поэтика сказки (пересказ одной из сказок)

Нар. сказка – устное повествов. худ. произведение волшебного, авантюрного или бытового хар-ра с установкой на вымысел, рассказываемое в воспит. или развлек. целях. «Сказка-ложь, да в ней намек, добру молодцу урок».

В древ-ти сказка на-лась басней (баять).

Сказки о жив-х. хар-но пересозд-е дейст-ти по принципу антропоморф-ма. По конфликту выдел-т след. ск-к: борьба хищ-ков меж собой, борьба слаб с хищ-ком, борьба чела со зверем. Происх и разв ск-к о жив-х опр-ся реальн отн-ем ч-ка к жив. миру.

В древ. времена чел слабее зверя и страх перед жив-ми породил в созн людей умных, страш-х, обман-х чела и приносящ вред его хоз-ву жив-х (медв, лиса, волк). Нек-х жив-х люди обожеств-ли – ст-лись тотемами (богами). О богах жив-х возн-ли расск, в ктр. постеп-но запом-сь расск-ми охотком о их реальн встречах с жив-ми. В рез-те охоты и приручении позн-я жив. мира увел-сь вл-ть чела над зверями. Чел. созн-е освоб-лось от страха перед жив-ми и их образы ст-лись менее страш-ми. Но в ск-ках сохр-сь отн к жив-м.

Худ. формы ск-к о жив-х. обычно кратк, постр-ны на мотиве встречи жив-х с людьми, и др с др. Повторяем-ть этого мотива ведет к повт-ю ск-к в словес форме – кумулятив (цепевид) (колобок, репка. теремок). Диалог – мб прозаич (лиса и заяц) – напевно ритмич (колобок). Герои – ярк типы. Их осн черты видны из эпитетов и прозвищ. Гл.героиня – хитр. кума лиса, лиса Патрикеевна (жадн, хитр). Сер-волк (жадн и глуп). С теч. вр ск-ки о жив-х теряют мифич хар-р и приближ-сь к нравоуч басне.

Волш. ск-ки Хар-но пересозд-е дейст-ти по принц фантистики (волховн ск-ки). В волш ск-к такие же древ и как жив. эпос. Сюж. в ск-к мн-численн и сложнее первых - о змееборстве, о добыв чудес. предм-в. Особ-ть сюжета - троекратн повт-е с нараст-ем кол-ва и кач подроб-тей. (3 сына, 3 дня) Ск-ки по конфл. мб – героич, соц-классов (борьба с царем), сем-педагогич (конфл, внутри семьи, нравст).

Гл-герой – Иван. Происх и прозвища его мб разн (ивашка-медвеж ушко) царь рода – ив. царев-ц, мужик – ив. дурак. Внеш-ть разн – красавец, прост парень. Внач он примечателен своей слаб-тью. Последний из 3х братьев, обижен, с ним не счит-ся никто, но наступ-т время, когда он прояв-т свои подлинн кач-ва. Он не глуп, а наивен. От братьев отл-ся бескорыст-ю, гуман-ю, сострад-ем, щадит ж-нь жив-х и они ст-ся его друзьями, в конце получ. награду.

Героиня – 3 типа: 1.древ.ж.обр – воинст. дева,(Марья маревна). 2.распр – муд. дева, крас-ца – Василиса, Елена, царь-девица. 3.скром.,трудолюбобив. обиж судьбой падцерица, сестра аленушка.

Волш. помощ-ки героя: - жив-е (щука, сивка-бурка, птицы), - добр старушки(дают предметы), чудес-дядьки (силачи, ходоки), - гиперболич. отобр-е чел-св-в (опивало, объедало, развали стену). Чуд. предметы: сам (скат-ть самбран, ков. самолет),- св-ва превр-ть (шапка невид, сон зелье, жив. вода), - превр-еся предметы (гребешок-лес, лент-ка – в речку), - предм-ты вещие (платок, рубашка, полотенце). Рзнообр. сказоч. диковины: - чудоптица, поющее дерево, золотые яблочки. Враги: змей, б, яга, кощей. Слож. поэтич. образы: змей-древ. образ, символизир. губит стих. прир., Изб. на кур. нож., - кощей – появ-ся последним.

Композиция волш. ск-к. Вол. сс.отлич. богат. словес. оформ-ем, им свой-ны затейлив присказки, концовки. Присказка – несвязн с содерж. ск-ки. цель-привлечь вним. Они рифмованы, отдел-ся от ск-ки – это присказка, не сказка, сказка будет впереди. Зачин – опр-ет фантистич. мет. дей-е сказки, вр. Повеств-е – вед-ся с пом-ю след. формул: -форл обр-я (добр. молодец), фор-ла роста (растет не по дням), фр-ла красоты (не в сказке сказать).

Сатир. быт. ск-ки Дейст.ть Переск-ся по принципу гротеска геперболы.

Виды: анекдотич, сатерич (анти: барск, царск, религ). Сюж. – отраж соб-я сем. ж-ни,тема ума и глуп-ти. Носит. ума - чел. Отриц. герои – барин, поп, богат. купец. Чудовищ нет, мб волш предм. Быт. ск-ка не дает внеш. опис-я, а хар-р раскр. чз поступки, опр-ся его соц. полож-е, ск-ка любит положит. героя, наз-т ласково. Композиция быт. ск-к. Проще, герои расп-ны по принципу контраста (добр –злой, бедн –богат,) нет зачина, сразу Дей-е. больш роль игр. диалог.

Классификация: Белинский делил на два рода сказок: 1. богатырские 2. Сатирические (быт народа, его домашняя жизнь, нравственные понятия, и этот лукавый русский ум).

Афанасьева классифицировала по времени создания и сюжету. Выделяет:

-сказки о животных (самые древние)

-волшебные сказки

-бытовые сказки

-авантюрные сказки

-докучные сказки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: