Сказки А.С.Пушкина

Начал писать в лицее, славу принесли ск-ки поэмы. Ск-ка поэма – богат-во автор. инт-ции, заинтерес-ная позиция автора. После женитьбы поселился в царск. селе. В кач-ве наставника был жуковск. предл-л созд. 2 ск-ки. Пушк. «о попе и работ-ке балде», «ск. о царе салтане». Жук.- «ск о спящ.царевне», «о царе берендее», «о войне мышей и лягушек».

«Ск-ка о царе салтане» – в осн опис-ся царевна лебедь, образ Натальи Гончаровой – жены Пушкина, в ск-ке объед-ся 2 темы: -судьба оклеветанной жены, - нар. мечты об идеальн. счастлив. гос-ве.

«Ск-ка о попе и раб-ке его балде» - в осн.рус сатир ск-ка о раб-ке Шарабаше. В хар-ре героев отражены пушкинские представ-я об особ-тях рус. нар. Эти ск-ки не печатались..

1833-34 – «о рыбаке и рыбке», «о мертвой царевне и 7 богатырях», «о зол.петушке».

ск-ки – 5 шт.

«О рыб. и Рыб» – (бр. гримм – о старике и его жене). Страпарола (приятн. ночи) – Ск-ка о Пьетро дурак благодаря рыбине, именуемой тунцом, ктр. он поймал и сохранил жизнь, обрел рассудок.

В ск-ке Гримм - рыбкой польз-ся и старик и жена. У бр.гримм – рыбка камбала.

В древ. вр-на морск. богиня и рыбка- одно лицо. Волш. сила ставит старуху на разн ступени соц лестниц. чем богаче, тем злее. Угнетает старика. Вся ск-ка держ-ся на энерг повтора. – соб-я, Дей-я. Старик некс раз ходит к морю и море по разн реагирует на жел-е старухи. Реакц. моря – отн - автора к соб-ям. Старуха – открывается стрем-е к неогр. вл-ти,сосед-щей с жесток-ю. Идею превр-я автор трактует как нравт. перерож-е.

Осенью 1833 «ск-ка о царевне и 7 бог-рях». сам лирич сюж. от Белоснежки. Он вводит в ска-ку реальн предм быта. крестьянск Руси 17 в. в ск-ке почти нет волш-ва. единст – говорящее зеркальце. Сюж. стр-ся на антитезе. красавице царице противопост-ся крас-ца царевна (в ее образе отражен народн идеал.). Царевна воспитанная, умн, добр, работящ, хоз-ная, верная. В сценах перв встреч с бог-рями, похорон царевны, собл-ны веков традиции крестьян. (вз. поклон, угощ-е, причит-е над умерш) в эпизоде пребыв-я царевны в доме бог-рей автор раскр-т картины необыч нравст. красоты, целомудрия..

«Ск-ка о злотом петушке» (1834) сюж взят из легенды об арабск звездочете Вашингтона Ирвина(1832). Много недоговоренного. Завесу таинст-ти впервые приподняла А.Ахматтова. она гов. о том, что последняя из его сказок связ. с его положением при дворе.

В традиц. Повест-е Пушкин ввод. свои образы и помещ-т их в нар. быт. Пушкинский яз колеблется меж литературн и простонар. Перс-жи обрис-ны в духе нар. ск-к, зло наказ-ся. Для ск-к хар-н сказочный зачин. Соб-я склад-ся по тройст схеме.(3 чуда) ск-ки диалогичны, почти нет метафор, эпитеты простые,. Он уловил дух нар. ск-ки и довел ее до невиданного соверш-ва, и этим он воплотил особ-ти дет. лит-ры, хотя писал сказки не для детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: