Сказовые произведения для детей (пересказ одного из произведений)

Сказ — вид литературно-худ. повествования, отражающий фольклорным стилем, спец. интонацией и стилизацией речи для воспроизведения речи сказителя устных нар. жанров или живой простонародной речи вообще. Хар-ная черта сказа — наличие рассказчика, не совпадающего с автором, стилистика речи ктр. не совпадает с совр. лит. нормой. Дар сказочника – дар редкий. Немногие сказки остаются в литературе. И очень редко случается так, чтобы объявился человек, открывший целую россыпь сказок, свой, ни на кого не похожий, сказочный мир.

Таким был замечательный писатель Павел Петрович Бажов, ктр. писал не просто сказки, а сказы. Сказы, записанные и обработанные Бажовым — изначально фольклорные. Многие из них (т. н. «тайные сказы» — старинные устные предания уральских горнорабочих) он слышал мальчиком от Хмелинина с Полевского завода (Хмелинин-Слышко, дед Слышко, «Стаканчик» из «Уральских былей»). Главным местом действия почти всех сказов явл. Полевской завод и его окрестности. Рассказчиком выбран дед Слышко, хорошо знающий завод и его обитателей. Своеобразная речь рассказчика создает иллюзию устного доверительного разговора.

Сказы можно тематически разделить на три группы:

-горняцкие, Хозяйке медной горы;

-старательские, такие, как «Жабреев ходок», «Огневущка-Поскакушка», «Голубаяазмейка»;

- сказы о мастеровых – «Ермаковы лебеди», «Надпись на камне», «Веселухин ложок».

Мастера живут настоящим – работой, глубокими чел. чувствами (достоинство, доброта, способность противостоять любым жизненным испытаниям, внутренняя красота и гармония. Нередко среди героев сказов появляются дети. Именно им открывается то, что не могут увидеть или получить взрослые («Таюткино зеркальце», «Серебряное копытце»). В борьбу между героями вступают обитатели фантастич. мира, они испытывают героев, иногда помогают им. Сложная образность связана с глубокой философской направленностью всех сказов, их многоплановостью, многопроблемностью (невозможность совместить богатство с бескорыстной духовностью, материальное с идеальным; не жадничай, не бери у природы больше необходимого, в противном случае тебе грозит беда). Бажов дает нам понять, что чудо незримо присутствует рядом с челом: заурядная кошка, согретая детским теплом, оказывается волшебным персонажем. «Горный мастер», «Каменный цветок», «Серебряное копытце» - эти три сказа объединяет образ Хозяйки Медной горы, место действия — Уральские горы. Сказ «Медной горы Хозяйка» положил начало целой группе сказов о Малахитнице («Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Хрупкая веточка», «Таюткино зеркальце» и др.). Хранительницей природы явл. Хозяйка Медной горы. Она расправляется с дурными людьми и помогает тем, у кого за душой есть зерно таланта, и сила ее велика. «Сама» — так с уважением называет ее дед Слышко. Это сказочной красоты женщина, очень подвижная, «на месте не посидит», «артуть девка». Ей присущи лучшие чел. чувства, и она может проникнуть в мысли и чувства других людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: