Современный преподаватель высшей школы, кроме наличия фундаментальной подготовки по преподаваемой дисциплине, должен обладать умением организовать процесс обучения лиц различных возрастных категорий и социально-психологических особенностей.
Каждый педагог берет на себя ответственность за молодое поколение, вместе с тем за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть педагогом.
Современные ученые выделяют доминантные качества личности преподавателя, отсутствие которых влечет за собой невозможность эффективной и результативной педагогической деятельности. Среди них можно выделить следующие: социальная активность, целеустремленность, уравновешенность, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние, честность, справедливость, современность, гуманность, эрудиция, педагогический такт, толерантность, педагогический оптимизми др.
Первую группу компонентов педагогической культуры входит гуманистическая педагогическая позиция по отношению к обучающимся. Педагогическая позиция – это некоторый моральный выбор, который делает преподаватель. Для педагогической позиции характерны две стороны: мировоззренческая (выражается в осознании общественной значимости профессии, ориентации на гуманистические принципы) и поведенческая (выражается в способности педагога принимать решения, нести за них ответственность и создавать условия для самореализации личности студента).
|
|
Вторую группу компонентов составляют психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление. Педагогическое мышление включает в себя критическое мышление (подразумевает необходимость анализировать свое взаимодействие с обучаемым); творческую созидательную направленность мышления; проблемно-вариативное мышление.
К третьей группе мы отнесли образованность в сфере преподаваемого предмета и научно-исследовательскую деятельность.
Четвертая группа компонентов включает культуру профессионального поведения, способы саморазвития, умение саморегуляции собственной деятельности, общения. Саморегуляция, в данном случае, это поведение в соответствии с педагогическими требованиями, активность в направлении удовлетворения потребностей и интересов студентов. Любая саморегуляция реализуется через: нормативный компонент (совокупность знаний, понятий и требований к личности педагога); регулятивный компонент (чувства, отношения, убеждения, которые реализует педагог в своем поведении) и деятельностно-поведенческий компонент (подразумевает реализацию волевых процессов в направлении контроля и коррекции своего поведения).
|
|
Пятая группа предполагает аксиологический компонент педагогической культуры, то есть усвоение и принятие преподавателем ценностей педагогического труда.
В шестой группе располагается технологический компонент педагогической культуры, который включает способы и приемы взаимодействия участников образовательного процесса в культуре общения, использование педагогической техники информационных и образовательных технологий и т.д.
К седьмой группе относится эвристический компонент, содержащий способность собственного педагогического целеполагания, планирования, анализа и оценки своей деятельности, творческую природу педагогической деятельности.