Понятие о методологии педагогической науки. Педагогическое исследование

Методология педагогической науки – это совокупность принципов построения научно-исследовательской деятельности в области педагогических наук, оптимизации способов и средств организации педагогического исследования.

педагогическая наука использует исследовательские методы трех уровней:

общенаучные методы, к которым обычно относят такие, как:

метод детерминизма, предусматривающий необходимость исследования всех явлений действительности с точки зрения их обусловленности действием тех или иных причин;

метод системности, требующий трактовки всех явлений как внутренне связанных компонентов целостной системы, природной, социальной, образовательной, психической;

метод развития, или диалектический метод, признающий непрерывность изменения, преобразования и развития всех предметов и явлений действительности, их переход от одних форм к другим;

эмпирический метод предполагает необходимость сбора, накопления, фиксации фактов в качестве важнейшей начальной ступени научного познания;

рациональный метод направлен на создание общих объяснительных схем, интерпретацию собранных фактов;

методы смежных с педагогикой наук, таких, как психология, социология и др., в которых широко используются исследовательские методы наблюдения, анкетирования, тестирования, интервьюирования и т.п.

собственно педагогические методы, обусловленные спецификой науки об образовании, ее обьекта и предмета.

Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогической действительности. Существует несколько подходов к классификации методов педагогического исследования. Согласно одному из них , методы педагогического исследования подразделяются на эмпирические (методы изучения педагогического опыта), теоретические (методы теоретического исследования) и математические (статистические).

Любой метод педагогического исследования не является универсальным, каждый их них эффективен лишь при правильном использовании. Правильность применения метода подразумевает два аспекта:

- владение данным методом;

- умение исследователя выбрать наиболее эффективный метод исходя из существующих условий исследования, конкретной исследовательской задачи.

При выборе методов педагогического исследования необходимо руководствоваться следующими принципами:

совокупность методов (для решения любой научной проблемы используется не один, а комплекс взаимодополняющих методов исследования);

адекватность методов существу изучаемого явления, предполагаемым результатам, возможностям исследователя;

ненанесение вреда (запрет использования исследовательских методов, противоречащих нравственным нормам, способных навредить испытуемым, педагогическому процессу).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: