Контрапункт – побочная мелодическая линия, контрастирующая с главной. Его функция – оттенить основную мелодическую линию, сделать более насыщенной оркестровую фактуру. Контрапункт излагается в регистре не занятом мелодией, может излагаться соло, в виде унисона, либо в октавном изложении.
Распространенным приемом в пьесах для эстрадного оркестра является использование небольших по протяженности и коротких по длительности отдельных реплик групп труб в виде аккордов, октав и унисонов, сопровождающих основной музыкальный материал. Иногда такие реплики следуют по долям такта, иногда как бы отчеканивают концы музыкальных фраз, кадансы, а иногда их ритмическое строение основано на синкопировании в виде острых акцентированных аккордов или отдельных звуков. Такой способ письма называется вставками или заполнениями.
Изложение гармонии педали в группе тромбонов.
Группа тромбонов в эстрадном оркестре может с успехом выполнять педальные, гармонические функции. Существуют 3 основных способа оркестровой педализации:
|
|
- при первом педальные звуки располагаются ниже мелодических голосов
- при втором педаль находится выше
- при 3-ем педаль окружает их.
При аранжировке педали в группе тромбонов преимущественно используется 1-ый способ. Расположение звуков в аккорде может быть тесным, смешанным и широким в зависимости от тесситуры. Аккорды в низком регистре следует применять по возможности в широком или в смешанном расположении.
Верхний голос педальных аккордов отчетливо прослушивается, поэтому необходимо стремиться мелодизировать верхний голос. В некоторых случаях верхний голос педального аккорда приобретает характер подголоска, и чем тщательней разработана его мелодическая линия, тем интересней звучит сама аранжировка.