Кельтский и германский раннесредневековый эпос. Древнескандинавский эпос и исландские саги

Периодизация и особенности западноевропейской средневековой культуры.

Продолжительность: 476 – 16 век

Ø 5-11 в. – ранняя средневековая культура

· Культура варварских государств (5-8 века)

· Каролингское возрождение (8-9 века)

· Оттоновское возрождение (10-11 века)

Ø 11-15 в. – развитая средневековая культура (16век – поздняя)

· Романский стиль (11-12в)

· Готика (12-15в.)

· Европейский ренессанс

ü Проторенессанс

§ Дученто (13 в)

§ Треченто (14 в)

ü Кватроченто (15 в)

ü Чинквеченто (16 в)

§ Высокое Возрождение

§ Позднее Возрождение

v Северное возрождение – в странах севернее Италии (14-16 века)

Особенности:
1. Создаётся при участии Римских традиций (античный фактор)

2. Культура синтеза: античная, варварская, христианская

Религиозное мировоззрение, в центре мироздания – бог. Стремление к универсализму. Символизм. Сочетание разных жанров и стилей. Неравномерное развитие культуры.

Кельтский и германский раннесредневековый эпос. Древнескандинавский эпос и исландские саги.

Кельтские саги (ирландские саги) – бытовали в устной традиции

народных певцов с III — VIII вв. После VIII в. сделаны первые записи, но они не сохранились. XII в. фиксируется сага, сохранившаяся. Это прозаическое

повествование на кельтском языке с поэтическими вставками. Различается

несколько циклов кельтских саг:

® Уладский цикл саг, в центре которого обращение богатыря Кахулина.

Старшая Эдда – это комплекс стихотворных песен на древнеисландском языке. Их

устное формирование в творчестве эпических певцов завершилось к VIII – IX вв.

Единственный список датируется XIII в. Первая часть – это песни о богах

мифологического содержания. Вторая часть – песни о героях, образы

богатырей-предков.

® Англосаксонский героический эпос – Беовульф, от имени богатыря. Главный сюжет – завоевание Британии. Поэму о Беовульфе относят к 10 веку. Рукопись хранится в Британском музее. З000 стихов, имеет 2 части:

1. Победа Беовульфа над чудовищем Гренделем

2. Воцарение Беовульфа и его гибель

Сам Беовульф – собирательный образ.

Германский эпос

«Песнь о Нибелунгах»

Состоит из 39 песен-авентюр. Сюжеты взяты из эпохи великого переселения народов. Со временем перетерпели христианизацию и феодализацию. Реальные события смешаны с вымыслом. Относят к 5 веку. Сюжет делится на две части: город Вормс, клад Нибелунгов. В основе лежат две эпические песни южногерманских племен. Впервые опубликована в 1767 году.

Скандинавский эпос

Отсутствие влияния феодализации и христианизации

1. Эдды – песни

2. Поэзия скальдов

3. Саги –прозаические произведения

«Старшая эдда» - обнаружена в 17 веке. Записана в 13.

«Младшая эдда» - трактат Снерри Стурлисона о мифологии

Саги – историко-бытовые произведения, в которых нашли отражения обычаи и верования с присутствием фантастических элементов.

«Сага о Ньяле» - запечатлены расколы между исландскими родами. Ньял – законник Исландии, ставший жертвой родовой мести.

«Сага об Эрике Рыжем» - прсвящена плаваниям Эрика Рыжего

«Саги о норвежских королях»

К мифическим сагам принадлежит большое количество тех, в которых сказания о богах являются переделанными в рассказы о героях давней поры. Такова знаменитая "Вёльсунга" - сага, представляющая много общего с мифом Нибелунгов; сага Рагнара Лодброка - отражение в народной памяти великого переселения народов; саги о первых конунгах Дании и Швеции, знаменитая "Fridhthiofs-Saga" и др. Полуисторические саги напоминают романы, но рассказывают истинные события, обыкновенно маловажные; особенно часто излагают они жизнь известных скальдов-авантюристов (саги Гуннлауга, Эгиля, Кормака и др.) Особенно много этих саг стало появляться с XII в., после изобретения (вернее - усовершенствования) алфавита Т'ороддом и Ари Фрод'и. Благодаря этому алфавиту, развилась и И. историческая сага - лучшее, что представляет Исландская проза.

3. Искусство раннего Средневековья (V – VIII вв.).

Особенности:

v Потеряно светское начало

v Доминирует примитивная варварская техника

v Тяжеловесность произведений

v Различные материалы (кость, дерево и др.)

v Господство языческой мифологии

v Предпочтение ярким цветам

v Орнамент

v Высокий уровень худ.обработки металлов

v Использование миниатюр

Остготы – архитектура развита лучше других видов искусства. Основное сооружение – базилика. Крупнейшая построена в 6 веке в Равенне в честь Теодориха. Мавзолей Теодориха построен в 526-530 годах.

Вестготы

Церковь Сан-Хуан-де-Баньос (провинция Паленсия) – 7 век, удлиненной формы, разделена на несколько частей.

Церковь санта-мария де Наранко (Овьедо) – 848 год, устремлена вверх, удлиненная

Сан Хульяно де Лос Прадо (Овьедо) – 8 век

Лангобарды – во многом подражали римлянам. Филигранный и полихромные стили. Использовали миниатюры.

Базилика Максенция – Рим

Базилика Сант-Апполинаре-ин-Классе (Равенна)

Церковь Сан-Витале в Равенне

Англия и Ирландия – кельтское искусство. Центр – Ирландия. Известна миниатюра и орнамент. Оформляется к 7 веку.

Евангелие из Линдисфарна (конец 7 в) – хранится в британской библиотеке в Лондоне

Келлская книга (800 г) - хранится в Дублине. Много золотого цвета, сложный орнамент.

Художественная обработка крестов. Например, крест около Рутвелла сохранил рунические надписи.

Скандинавия – пристрастие к резьбе по дереву, употреблялся и камень. Развито кораблестроение. Обрабатывали изделия из металла. Создавали брактеаты – амулеты. Имели серебряные монеты. Найдены рунические камни с изображением кораблей и батальных сцен. Ювелирное искусство.

Франки – Высокая техника обработки металлов и развитая архитектура. Резьба по камню и по кости. Основной тип постройки – Базилика.

Крипта Сен-Дени – здесь хранились мощи св.Дионисия

Крипта Сен-Эбрегезиль в Жуарре – тесное, небольшое, мрачное помещение

Баптистерий Сен-Жан Пуатье

4. Каролингское возрождение: просвещение и литература, искусство периода Каролингов

Каролингский Ренессанс (возрождение)— период интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в конце VIII —середине IX века, в эпоху правления королей франков Карла Великого, Людовика Благочестивого и Карла Лысого из династии Каролингов. В это время наблюдался расцвет литературы, искусств, архитектуры, юриспруденции, а также теологических изысканий. Во время Каролингского возрождения мощный импульс получило развитие средневековой латыни, на основе латинского алфавита возник особый шрифт, каролингский минускул, что обеспечило принятие европейскими нациями общего языка и стиля письма.

Централизация власти, которую осуществил Карл Великий, а также его личная любовь к учёности сыграли центральную роль в Каролингском возрождении. Каролингское возрождение было тесно связано с военно-политическими и административными задачами, которые стояли перед Каролингами, стремившимися к укреплению своей власти на всей территории империи, для чего было необходимо подготовить служебно-административные кадры, образованное духовенство. Эти цели преследовало насаждение новых школ (в Туре, Корби, Фульде, Реймсе, Райхенау и др.). Центром Каролингского возрождения был своеобразный кружок при дворе Карла Великого, так называемая «Дворцовая Академия», которой руководил Алкуин. В кружке участвовали Карл Великий, его биограф Эйнгард, поэт Ангильберт и др.

В период Каролингского возрождения вырос интерес к светским знаниям, «Семи свободным искусствам» (их новое средневековое толкование— применительно к условиям феодально-церковной культуры— стремились дать Алкуин, аббат Фульдского монастыря Рабан Мавр и др.).

Каролингское искусство развивалось на отрезке приблизительно в 100-лет, между 800 — 900. За этот короткий период Северная Европа познакомилась с римским искусством, что подготовило почву для появления готического искусства и искусства Возрождения. В этот период развились книжная миниатюра, скульптура, мозаика и фреска. В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство книжной миниатюры. В конце VIIIв. под покровительством Карла Великого в Ахене была организована книгописная мастерская, позже подобные мастерские возникли в других городах его империи— Реймсе, Туре. Из всех работ, выполненными этими мастерскими, наиболее известны «Евангелие Годескалька» (около 781 — 783) и «Утрехтская псалтырь» (IXвек). Эти книги оформлены необычайно красочными миниатюрами, которые поражают яркостью и живостью образов.

Из пластики этого периода наиболее известна статуэтка «Карл Великий». Наряду с раннехристианской традицией, восходящей к античности, элементами пространства и объёма в монументальной живописи 9 в. наблюдаются черты порывистости, экспрессии.

В архитектуре Каролингского Ренессанса переплелись стили античной, византийской и средневековой архитектур. Это было связано с походами Карла в Италию, где его архитекторы могли познакомиться с опытом строительства базилик, а также украшения колонн и капителей. Вместе с тем, появляются и собственно франкские новшества, например, вестверк. Любовь к многоалтарным храмам с башнями впоследствии была унаследована романским стилем. Из светской архитектуры появляются пфальцы — «путевые дворцы» для временного проживания императора. В них чётко прослеживаются древнеримские традиции.

Из исторических источников известно, что в это время велось обширное строительство, однако до наших дней дошли только немногие сооружения. Среди памятников каролингской архитектуры наиболее сохранны палатинская капелла в Ахене (788 — 805), капелла-ротонда Санкт-Михаэль при Фульдском аббатстве (820 — 822), монастырские ворота в Лорше (около 800). Храмы и дворцы часто украшались внутри мозаиками и фресками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: