Особенности готического стиля. Готическое искусство Франции, Германии, Англии, Италии

Основа Готики – принцип каркасности. Максимальная освещенность пространства. Устремленность ввысь (вертикализм). Всё достигалось через отдельные элементы – колонны, контрофорсы и аркбутаны. Каркас зданий сочетал в себе систему аркбутанов, мощные контрфорсы, свод и нервюры. Аркбутан – наружная полуарка, перераспределяющая нагрузку. Аркбутаны сокращали размеры внутренних опор, освобождали пространство здания, увеличивали оконные проёмы. Контрфорс – представляет собой вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначен для усиления несущей стены путём принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Способствует устойчивости стен.

Нервюра – выступающее ребро готического каркасного крестового свода. Позовляет облегчить свод, уменьшить его вертикальное давление, расширить оконные проёмы.

Розетка – замковый камень нервюрного свода. Столб-устой – опора нервюр. Пинакль –декоративнвя остроконечная башенка.

Как и в других странах, основу готического искусства в Германии составляла архитектура, в которой с сохраняющимися романскими традициями сочетаются драматизм и экспрессивность, отличающие немецкую готику. Планы соборов просты, большей частью в них отсутствует обходной хор и венец капелл. Во внешнем облике здания присущая готике устремлённость вверх получает предельное выражение. Часто встречается тип однобашенного собора, напоминающего гигантский кристалл, шпиль которого гордо врезается в небо. Наружные формы строги, свободны от резного или скульптурного декора.

Франция, провинция Иль-де-Франс, именно здесь изначально возникло и развивалось готическое искусство. В большей части это было связано с ростом городов, укреплением королевской власти и могуществом французского государства. Париж — главный город провинции Иль-де-Франс, благодаря расцвету литературы, науки и ремесел, превратился в столицу европейской культуры. Вот как называл Иль-де-Франс один их современников той эпохи: «Печь — где выпекается духовный хлеб человечества».

Нотр-Дам де Пари — главный собор Парижа отражает основные черты готической архитектуры. Собор был основан в 1163 году, его строительство длилось на протяжении столетий вплоть до XIV века. Нотр-Дам де Пари сочетает в себе готический и романский стили. Массивные башни собора относятся к романскому стилю, а вот использование аркбутанов, контрфорсов, стрельчатых арок и многочисленных окон — это основные черты архитектуры готики.

Одним из красивейших в Европе считается собор в Шартре. Город Шартр пользовался особым покровительством короля Людовика IX, благодаря находящимся в нем драгоценным реликвиям Богоматери. Король даже подарил собору большое окно-розу, а витражи пожертвовали собору ремесленники города. Помимо огромного количества витражей, которые занимали площадь более двух с половиной тысяч квадратных метров, собор славился «королевским порталом», который является классическим образцом готической скульптуры.

Соборы в Реймсе и Амьене являются выдающимися произведениями зрелой готической архитектуры. Собор в Реймсе по праву можно считать величественным памятником королевской власти и могущества, потому как именно здесь короновались французские короли. Что же касается собора в Амьене, то он знаменит своими впечатляющими размерами — длинна 145 метров, а высота 42,5 метра — это самый крупный собор Франции.

XIV — XV вв. являются завершающим периодом средневекового искусства во Франции. Этот период получил название поздней, или как ее еще называют «пламенеющей» готики.

В северо-восточной Германии, бедной пригодным для строительства природным камнем, возникла особая кирпичная готика. Наиболее известными образцами северогерманской готики являются Собор цистерцианского монастыря в Бад-Доберане, Ратуша и церковь Св. Николая в Штральзунде, Церковь Святой Марии в Любеке и Монастырь Ленин в Клостер-Ленине. Собор цистерцианского монастыря построен цистерцианцами, а им канон запрещал возведение высоких башен. Мастера нашли выход — собор тянется ввысь весь целиком. Любекская Мариенкирхе, построенная в 1250—1350 гг., сыграла огромную роль в развитии местной архитектуры. Её называют матерью северогерманской кирпичной готики, ведь она послужила образцом для 70 храмов в этом стиле в балтийском регионе. В Германии в эпоху готики возросло значение светской архитектуры, частной, дворцовой и общественной, развитая политическая жизнь и растущее самосозние горожан получили отражение в строительстве монументальных ратуш.

Самым знаменательным циклом скульптур периода готики считается скульптурный декор собора в Наумбурге, созданный на рубеже 1240-х и 1250-х годов. Цикл статуй распадается на две части: хор занимают двенадцать фигур донаторов (светских лиц, основателей храма), леттнер - алтарную преграду, служившую также трибуной для духовенства, - украшают рельефы с изображением Страстей Христовых. В основе всего скульптурного цикла лежит контраст, сопоставление, а не развитие. Рельефы "Страстей Христовых" полны необычайного драматизма, реальности происходящего, пронзительной достоверности.

В позднеготической немецкой скульптуре, так же, как и во французской, усиливается дробность форм, утрачивается монументальность, акцентируется патетика, появляется претенциозность, манерность, чрезмерное изящество, натуралистичность деталей - все те черты, которые характеризуют упадок и разрушение художественного стиля. Соединение религиозной экзальтации с жёсткой натуралистичностью особенно заметно в деревянной скульптуре "Распятий" и "Оплакиваний". Натуралистичность деталей очень ярко выражена в скульптуре хора Кёльнского собора и в фигурах т.н. Прекрасного колодца в Нюрнберге.

Особое место в европейской художественной культуре XIII-XIV веков занимает Италия. Уже в конце XIII века в Италии в результате слабости феодальных сил и, наоборот, раннего расцвета городов создались условия для возникновения культуры Проторенессанса, предваряющего собственно Ренессанс. В Италии получили распространение лишь отдельные элементы готики: стрельчатые арки, витражные "розы". Основа оставалась чисто романской. Это широкие приземистые храмы, гладкая плоскость стен которых часто инкрустирована цветным мрамором, создающим полосатую, очень нарядную поверхность фасада (собор в Сиене, 1229-1372; собор в Орвието, 1295-1310). Заимствуя некоторые элементы готики, итальянцы оставались чужды самой системе. Не вертикаль, а размеренность увлекала итальянских зодчих, даже когда они строили здания с остроконечными башнями, стрельчатыми арками и оконными переплётами.

Палаццо Дожей в Венеции — памятник итальянской готической архитектуры XIV — XV веков. Основное строительство было осуществлено в 1309—1424 гг.

Пример поздней итальянской готики - огромный, расчитанный на 40 000 человек Миланский собор, самый большой готический храм Европы. Миланский собор — наиболее значительный памятник готического стиля в Италии, построен в стиле пламенеющей готики из белого мрамора. В результате более чем пятивекового строительства (почти 600 лет) собор соединил многие черты архитектурных стилей, от барокко до неоготики.

На левом берегу Большого канала возвышается самый знаменитый дворец Венеции — готическое палаццо Ка’д’Оро, который пользуется репутацией самого красивого на Большом канале.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: