История русской литературы I треть XIX века

Кафедра русской и зарубежной литературы

Вопросы к государственному экзамену по литературе) на 2012 г.

Устное народное творчество, древнерусская литература и русская литература XVIII века

1. Былина как жанр. Основные (классические) сборники. Проблематика и поэтика былин киевского цикла.

2. Сказка как жанр. Основные (классические) сборники. Приемы и средства создания художественных образов волшебной сказки.

3. Торжественное и дидактическое красноречие в литературе Киевской Руси в жанрах Слова (Слово о Законе и Благодати Илариона) и Поучения (Поучение Владимира Мономаха).

4. Слово о полку Игореве. Историческая основа, идея и ее раскрытие в сюжете и композиции произведения. Жанровые особенности и поэтический стиль «Слова» (Д.С. Лихачев и И.П. Еремин о жанровой природе «Слова»).

5. Агиография в творчестве Епифания Премудрого. Стиль «плетение словес» в «Житии Стефана Пермского» и «Житии Сергия Радонежского».

6. Раскол как явление русского сознания. Его отражение в «Житии протопопа Аввакума, им самим написанном». Проблемы традиции и новаторства творчества Аввакума.

7. Новизна одической поэзии Г.Р. Державина: проблематика, жанровая структура, синтез апологетического (идеологического) и порочного (бытописательского) начал, обобщения, индивидуализации и конкретности образов в поэзии. Образ лирического субъекта. Поэтика стихов: «говорящая живопись», звукоподражательность, «сладкогласие и сладкозвучие», ритмика, строфика.

8. «Недоросль» Д.И. Фонвизина как высокая комедия. Основной конфликт и способы его разрешения. Нравоучение и смех в комедии (добродетельные и порочные персонажи). Авторское присутствие и способы его выражения.

9. Поэтика и эстетика сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Автор и герой – рассказчик, субъективизм и историзм Карамзина. Пейзаж. Особенности повествовательной структуры.

Анализ оды «Фелица» Г.Р. Державина.

История русской литературы I треть XIX века

1. В.А. Жуковский – «Коломб русского романтизма». Мироощущение романтического героя. Романтическая поэтика.

2. «Горе от ума» А.С. Грибоедова как новаторское произведение. Смысл конфликта Чацкого с фамусовской Москвой, просветительский «высокий ум» Чацкого и «мудрость» жизни.

3. Лирика А.С. Пушкина как отражение «всемирных идей и образов» и как «эхо русского народа». В.Г. Белинский об «общем колорите» его поэзии.

4. «Повести Белкина» А.С.Пушкина как тип полифонической прозы. Анализ одной повести на выбор.

5. Проблема самозванства в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Власть и обманутый народ в сюжете трагедии. Новаторство Пушкина – драматурга.

6. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: особенности жанра, логика развития сюжета (незавершенность событий и неразрешение проблем), особенности композиции («зеркальность», «симметричность» и парность действующих лиц, принцип загадки – отгадки).

7. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: смысл эпиграфа и названия, значение мемуарной формы повествования и жанра «семейной хроники». Проблема «высшей милости, умягчающей закон» (Пушкин).

8. Характер лирического героя М.Ю. Лермонтова. В.Г.Белинский о лирике М.Ю. Лермонтова.

9. Психологическое исследование «героя времени» как сверхзадача романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Особенности жанра и композиции, смысл хронологических смещений.

10. «Петербургские» повести Н.В. Гоголя: город как среда обитания и отчуждения человека. Повесть «Шинель»: «путь» героя, символика.

11. «Ревизор» Н.В. Гоголя как тип «общественной» комедии. Сюжет «ревизора» и «ревизии», основные «герои» «сборного города», пафос «немой сцены».

12. Замысел поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Особенности жанра и композиции, лирические отступления в сюжете поэмы.

Тексты к государственному экзамену по курсу «ИРЛ I трети XIX века» (третий вопрос билета).

1. В.А. Жуковский «Море»

2. И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна»

3. И.А. Крылов «Свинья под дубом»

4. И.А. Баратынский «Все мысль да мысль…»

5. А.С. Пушкин «Пока не требует поэта…»

6. А.С. Пушкин «Пророк»

7. А.С. Пушкин «Я памятник себе воздвиг…»

8. М.Ю. Лермонтов «Пророк»

9. М.Ю. Лермонтов «Мой демон» (Собранье зол его стихия…)

10. М.Ю. Лермонтов «Молитва» (Не обвиняй меня, всесильный…).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: