Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления

Развитие рыночной экономики сопровождается периодически повторяющимися колебаниями конъюнктуры. Поиск эффективных вариантов регулирования макроэкономической нестабильности является центральной проблемой макроэкономики как науки. В настоящее время господствует представление, что стабильный рост национальной экономики возможен в условиях высокого уровня занятости и стабильного уровня цен. Высокая занятость и стабильный уровень цен, как правило, свидетельствует об оптимальном использовании ограниченных экономических ресурсов. Они также обеспечивают равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. Рыночный механизм формирования уровня заработной платы при стабильности уровня цен обусловливает достаточный уровень доходов для формирования равновесного потребительского и инвестиционного спроса. С другой стороны, наличие безработицы и инфляции отражает общее неравновесие рынков и неэффективность взаимодействия всех агрегатов национальной экономики. Таким образом, стабилизация уровня занятости и уровня цен является ключевым фактором поддержания макроэкономической стабильности, уменьшения циклических колебаний и обеспечения устойчивого роста ВВП.

Следует подчеркнуть также то, что безработица и инфляция, по мере их обострения, вызывают глубокие социально-экономические потрясения в обществе, способные серьезно подорвать или даже разрушить существующую модель национальной экономики. Они до предела обостряют всегда существующую в обществе проблему социального неравенства. Поэтому антиинфляционная политика и политика занятости является важнейшими направлениями экономической деятельности правительства.

Наиболее наглядно макроэкономическая нестабильность проявляется в протекании экономического цикла. Колебания уровней инфляции и безработицы являются важнейшими показателями предстоящего изменения экономической конъюктуры. Так, в наиболее благополучной фазе подъема уровень цен отражает неизбежность скорого отставания совокупного (платежеспособного) спроса от совокупного предложения и перехода к следующей фазе цикла – кризису (или спаду). Разорение многих предприятий и массовая безработица на фазе кризиса обусловливает стабильно низкий уровень совокупного спроса (потребительского и инвестиционного) в фазе депрессии. Однако низкий уровень цен на инвестиционные товары и рабочую силу становятся важными предпосылками модернизации производства и перехода к фазе оживления. Оживление экономики сопровождается быстрым снижением безработицы. Рост занятости является главным источником роста совокупного спроса, спрос стимулирует предложение, происходит равновесный рост ВВП. Снижение безработицы отражает состояние полной занятости в национальной экономике и свидетельствует о переходе экономического цикла в фазу подъема. Нередко в фазе подъема уровень безработицы снижается ниже естественного уровня, а это стимулирует совокупный спрос и вызывает тенденции к росту цен, что в свою очередь создает предпосылки для следующего циклического спроса.

В экономической теории преобладает точка зрения, что темпы инфляции и уровень безработицы обычно изменяются в обратной зависимости, т.е. рост инфляции обычно сопровождается снижением безработицы и наоборот. Однако в период после второй мировой войны и особенно в последние годы в развитых странах рыночной экономики созданы довольно эффективные системы государственного и рыночного (автоматического) регулирования протекания экономического цикла, соотношения совокупного спроса и совокупного предложения. Тем не менее, проблемы инфляции, особенно безработицы, остаются в ряду важнейших проблем экономической теории и макроэкономической политики. Колебания уровней инфляции и безработицы остаются важнейшими формами проявления макроэкономической нестабильности и важными признаками предстоящего изменения экономической конъюнктуры

12. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика.

Макроэкономическое равновесие – это такое состояния национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы, т. е. существует совокупная пропорциональность между:

- ресурсами и их использованием;

- факторами производства и результатами их использования;

- совокупным производством и совокупным потреблением;

- совокупным предложением и совокупным спросом;

- материально-вещественными и финансовыми потоками.

Следовательно, макроэкономическое равновесие предполагает стабильное использование их интересов во всех сферах национальной экономики.

Совокупный спрос (AD – aggregate demand) – это сумма всех видов спроса или суммарный спрос на всю конечную продукцию и услуги, произведенные в обществе. В структуре совокупного спроса выделяют:

• спрос на потребительские товары и услуги (C);

• спрос на инвестиционные товары (I);

• спрос на товары и услуги со стороны государства (G);

• чистый экспорт – разница между экспортом и импортом (X).

Таким образом, совокупный спрос можно выразить формулой:

AD = C + I + G + X.

Цели и методы проведения стабилизационной политики. Стабилизационная политика – система государственных мер, осуществляемая с целью обеспечения устойчивого экономического развития страны.

Соответственно вырабатывается как активная, так и пассивная стабилизационная политика.

Активная стабилизационная политика строится на принципе «точной» настройки экономики и выражается в политике противодействия: стимулирование экономики в период депрессии и замедления ее роста в период перегрева – «бума». Для этой цели используются как денежные, так и налоговые рычаги.

Пассивная стабилизационная политика строится по принципу «не навреди» и выражается в политике корректировки проходящих процессов.

Оба вида стабилизационной политики имеют право на осуществление: в окрестностях точек перегиба экономического цикла целесообразно использовать главным образом активную политику, а в промежутках – пассивную. Продолжительность цикла зависит от своевременности фиксации государственными органами статистики изменений в экономике и осознания политической властью необходимости принятия соответствующих мер.

2. Лаги стабилизационной политики. Денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика оказывает воздействие на развитие экономики по истечении какого-то промежутка времени, причем стабилизационная политика проходит в два этапа:

1) этап осознания необходимости принятия мер в отношении экономики. Подобный промежуток времени принято называть внутренним лагом стабилизационной политики;

2) этап претворения в жизнь принятых решений. Период времени между принятием мер стабилизационной политики и получением первых результатов принято называть внешним лагом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: