ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ (МОНЕТАРНАЯ) ПОЛИТИКА
Монетарная политика означает контроль за денежной массой в экономике. Ее цель — поддержка стабильного развития экономики. Государство обычно увеличивает количество денег в период экономического спада и сдерживает его рост при подъеме.
Проводи и ком денежно-кредитной политики государства выступает центральный банк во взаимодействии с коммерческими банками. (Вспомните, какие функции банки выполняют в современной экономике.) В экономической практике используются следующие инструменты регулирования денежной массы: установление учетной ставки процента, установление нормы обязательных резервов. Рассмотрим различные варианты денежно кредитной политики.
Центральный банк выдает денежные средства коммерческим банкам, а последние — своим клиентам плату, называемую «процент за кредит». Учетная ставка процента— норма процента, по которой центральный банк дает кредиты коммерческим банкам. Повышая или понижая учетную ставку, центральный банк делает кредит более дорогим или дешевым.
Если кредиты становятся более дорогими, то соответственно уменьшается количество желающих их брать. Это приводит к уменьшению денег в обращении и помогает снизить темпы инфляции, но усиливает спад производства, так как фирмы лишаются возможности получить кредит.
Понижая учетную ставку процента и делая кредит дешевым, государство увеличивает число заемщиков, стимулируя их экономическую активность, что способствует подъему производства. Но увеличение денежной массы в обращении ведет к усилению инфляции.
Таким образом, государство может воздействовать на всю экономику путем изменения учетной ставки процента, стимулируя или ограничивая производство и потребление.
По закону коммерческие банки обязаны часть своих средств держать в виде резервов в центральном банке, чтобы осуществлять выплаты клиентам, желающим получить деньги со своих счетов. Устанавливая норму обязательных резервов, центральный банк оказывает влияние па возможность банков предоставлять кредиты, изменяя тем самым общее количество денег в обращении.
Увеличение нормы обязательных резервов приводит к уменьшению денег у банков для кредитования, что делает кредит «дорогим», сокращает число заемщиков и соответственно уменьшает денежную массу в обращении.
Уменьшение нормы резервирования, наоборот, позволяет увеличить объемы кредитования фирм, что ведет к увеличению денежной массы. К каким последствиям в экономике зто приводит, вы уже знаете.
Таким образом, оба метода денежно-кредитной политики позволяют государству, воздействуя на денежную массу в обращении, помогают экономике развиваться стабильно.
БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ (ФИСКАЛЬНАЯ) ПОЛИТИКА
Деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета называется фискальной политикой. Она направлена на
обеспечение стабильного развития экономики, предотвращение инфля ции, обеспечение занятости населения.
Государственный бюджет — сводный план доходов государства и использование полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов. Он утверждается парламентом страны, а правительство отвечает за исполнение бюджета. Основное место в расходах российского правительства занимают социальное обеспечение, культура, экономическое развитие, оборона, здравоохранение. Главные источники доходов государства — налог на прибыль предприятий, налог на добавленную стоимость, социальный налог.
Через бюджет государство перераспределяет созданные обществом блага от непосредственных производителей к другим группам. Государство, используя бюджет, может существенно влиять на экономику, стимулировать производство и социальные процессы. Основные рычаги этого влияния — регулирование налогообложения и государственных расходов.
Основным источником доходов бюджета являются налоги.
Как влияет налоговая политика государства на экономику? Если экономика страдает от высокой инфляции, для снижения ее, как вы уже знаете, необходимо уменьшить денежную массу в обращении. Для этого государство увеличивает налоги, снижая тем самым экономическую активность фирм и населения.
Если в экономике наблюдается спад производства и потребления, то государство стремится уменьшить налоговое бремя. Это способствует оживлению экономики. У фирм появляются дополнительные средства для выпуска товаров, а потребительская активность населения возрастает в результате роста его платежеспособности.
Регулирование государством своих расходов может способствовать преодолению спада и застоя в производстве. Так, в кризисных ситуациях в экономике государство старается увеличить расходы на поддержку особо нуждающихся в помощи предприятий и отраслей хозяйства, расширяет государственную закупку товаров и услуг, стимулируя производителей в развитии производства и сокращая безработицу.
Бюджетная политика также направлена на балансирование (достижение количественного равенства) доходов и расходов, так как значительный рост государственных расходов и недобор налогов приводит к дефициту бюджета, одному из негативных экономических показателей.
В этой ситуации государство для покрытия своих расходов вынуждено брать кредиты, которые могли бы быть использованы фирмами, а это сдерживает экономический рост. Государство может покрыть дефицит бюджета, выпустив в обращение дополнительные деньги или взяв в долг у фирм и населения. Но возможности кредитования государства национальным банком обычно ограниченны, а выпуск новых денег, не обеспеченных товарами, как вы знаете, ведет к инфляции, т. е. к увеличению количества бумажных денег.
Поэтому большинство правительств предпочитает занять деньги у граждан, хозяйственных и финансовых организаций (отечественных и международных). Сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам называется государственным долгом. Различают внешний и внутренний государственный долг.
Наиболее часто используемая форма одалживания — продажа государственных ценных бумаг. Сумма задолженности государств владельцам его цепных бумаг представляет часть государственного долга. Умелое проведение операций с государственными ценными бумагами позволяет не только выгодно привлекать деньги в государственный бюджет, но и влиять на развитие всей экономики. Так, путем покупки и продажи государственных ценных бумаг центральный банк может либо вливать резервы в кредитную систему государства, либо изымать оттуда. К каким последствиям в экономике это приводит, вы уже знаете, познакомившись с действием основных механизмов денежно-кредитной политики государства.
Дефицит бюджета и величина государственного долга — важнейшие показатели состояния экономики.
Государство может проводить и фискальную, и монетарную политику, усиливая или ослабляя те или иные механизмы воздействия на экономику.
14. Этапы развития мировой экономики и их характеристика. Этапы развития российской экономики
Первый этап становления современной мировой экономики связан с появлением первых элементов мирового хозяйства — мировой торговли, зарождением, становлением и развитием мирового товарного рынка. Исторические рамки этого процесса: XVI в. — первая половина XIX в.
Второй этап становления мировой экономики обусловлен развитием капиталистических отношений и переходом капитализма к стадии империализма. Этот этап связан с монополизацией производства, резким увеличением вывоза капитала за границу, территориальным и экономическим разделом мира (вторая половина XIX в. — первая половина XX в.). Таким образом, расширились формы международного экономического общения, международный обмен товарами стал активно дополняться другими формами экономического взаимодействия между странами — международной миграцией факторов производства. Были заложены основы организации производства отдельных материальных благ на предприятиях, расположенных в нескольких странах (добыча и первоначальная обработка сырья в колонии и производство готовой продукции в метрополии). Это этап становления мирового хозяйства.
Третий этап обусловлен рядом факторов. Из-за разбалансирования мирового хозяйства после экономического кризиса 30-х гг. (Великой депрессии) и Второй мировой войны с середины XX в. стало ясно, что мировое хозяйство не может стабильно функционировать без каких-то общих для всех стран механизмов координации и управления. На микроуровне фирмы стали активнее создавать вертикальные схемы управления воспроизводственными процессами и постепенно переросли в международные корпорации. На макроуровне возникла система экономических и финансовых организаций, отслеживающих и регулирующих мировое экономическое развитие (МВФ, Мировой банк, ООН, Мировая торговая организация). В 50-е гг. XX в. разрушилась колониальная система, связывающая экономики колоний и метрополий. На рубеже 90-х гг. произошел крах системы «реального социализма». Переход бывших колоний и социалистических стран к рынку сделал экономику этих государств более открытой. Итак, во второй половине XX в. мировая экономика перешла в новое, более высокое, чем мировое хозяйство, качество, стала международной.