Одной из важнейших характеристик, отличающих мировой рынок от национального, является функционирование на нем своеобразной системы цен. В условиях рыночной экономики понятие цены едино как для внешних условий, так и для внутренних.
Цена — это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель.
В ценообразовании принято различать группу ценообразующих факторов, которые влияют на изменение цены в ту или иную сторону. Среди них:
1)закон стоимости;
2)общеэкономические факторы: экономический цикл, совокупный спрос и предложение, инфляция;
3)конкретно-экономические факторы: издержки, прибыль, налоги и сборы, потребительские свойства (качество, внешний вид, надежность), предложение и спрос на товар с учетом товаров-субститутов;
4) специфические факторы: сезонность, эксплуатационные расходы, комплектность, гарантии и условия сервиса;
5) внешнеэкономические факторы: государственное регулирование, валютный курс;
|
|
6)специальные факторы: политические, военные.
На мировом рынке процесс ценообразования имеет свои особенности, связанные с тем, что участники международной торговли сталкиваются на рынке с большим количеством конкурентов, чем на внутреннем. Следовательно, он должен постоянно работать в режиме сравнения своих издержек производства не только с внутренними рыночными ценами, но и мировыми. При этом мировые цены базируются на национальных и выступают как их модификация.
Мировой рынок характеризуется множественностью цен, что объясняется действием различных коммерческих и торгово-политических факторов.
Множественность цен — наличие ряда цен на один и тот же товар или товары одинакового качества в одной и той же сфере обращения на одинаковой транспортной базе. Например, цены по клиринговым соглашениям, цены по программам в рамках государственной помощи и т. д. Таким образом, мировые цены являются одним из подвидов из этого множества.
Мировые цены — это цены, по которым проводятся крупные экспортно-импортные операции, достаточно полно характеризующие состояние МТ конкретным товаром. Мировые цены характеризуются следующими признаками, отличающими их от внутренних цен:
а) регулярность, т. е. внутренние цены сделок носят случайный, эпизодический характер, что не характерно для мировых цен;
б) раздельность коммерческого характера, т. е. исключаются товарообменные операции, поставки товаров в рамках государственной помощи и
т. п., так как эти сделки предусматривают особые взаимоотношения между партнерами. Цены в этих условиях могут существенно
отклоняться в ту или иную сторону от уровня цен раздельных сделок;
|
|
в) открытость торгово-политического режима, т. е. в качестве мировых цен не могут служить цены в рамках замкнутых экономических группировок,
т. к. эти цены за счет субсидирования национальных производителей со стороны государства могут быть выше цен других крупных поставщиков данной продукции на мировой рынок;
г) свободная конвертируемость валюты платежа.
В международной торговле применяются два вида цен:
1) расчетные — индивидуально определяются фирмами-экспортерами на конкретные виды промышленных товаров;
2)публикуемые цены — это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. К ним относятся:
• справочные цены — это цены товаров во внутренней оптовой и внешней торговле ПРС. Наиболее широко применяются в МТ и представляют собой так называемые базисные цены, т. е. цены товара определенного количества и качества в том или ином заранее установленном географическом пункте. Базисные цены устанавливаются в соответствии с базисными условиями поставок, определяющими, включаются ли расходы по доставке в цену товара или нет. Базисные условия поставок изложены в «Международных правилах толкования торговых терминов» (Инкотермс), разработанных Международной торговой палатой;
• биржевые котировки; отражают реальные цены сделок на бирже;
• цены аукционов;
• цены торгов;
• цены фактических сделок;
• цены предложения крупных фирм.
Учитывая, что в современном мировом хозяйстве ТНК являются основными субъектами и контролируют 2/3 международной торговли, внутрифирменная торговля ТНК (40% МТ) осуществляется не по обычным мировым ценам, а по особой категории мировых цен — трансфертным ценам, которые обычно на 30% ниже мировых. Трансфертные цены являются коммерческой тайной, имеют в большей степени, искусственный характер и образуются не под действием спроса и предложения, а исходя из внутрифирменной политики.
Мировые цены меняются под воздействием рыночной конъюнктуры. В то же время изменение стоимостных пропорций товарообмена оказывает значительное влияние на развитие международной торговли, ее товарную структуру и результаты. Характерной чертой структуры мировых цен является разнонаправленное движение цен на промышленные товары, с одной стороны, и на сырье, топливо и продовольственные товары, — с другой. В то же время способы определения мировых цен на различную продукцию также различны:
1) цены сырьевых товаров определяются как экспортные цены основных поставщиков конкретного товара и импортные цены в важнейших центрах импорта этого товара. Например, на пшеницу мировыми являются экспортные цены Канады; нефть — экспортные цены стран членов ОПЕК (Организация стран-нефтеэкспортеров); на пушнину — цены Лондонского и Санкт-Петербургского аукционов и т.д.;
2) цены продукции обрабатывающей промышленности определяются как экспортные цены крупных компаний-производителей и экспортеров этой продукции.
В целом и те и другие цены в мировом хозяйстве имеют тенденцию к росту, но это происходит не постоянно и на разные группы товаров цены растут по-разному. Резкие колебания цен характерны для рынка продовольствия (например, из-за погодного фактора). А на рынках сырья и готовой продукции не было серьезных скачков цен с 70-х гг.
На продовольственные товары колебания цен различны: на продовольствие, производимое ПРС — пшеницу, кукурузу, шерсть, — цены выросли в 1,5 раза, а на продовольствие, производимое в РС (за исключением кофе), цены падали. Цены на промышленные товары имеют незначительные колебания в обе стороны и нередко растут даже в периоды циклических спадов производства. Вместе с тем ослабление инфляции в ПРС привело к некоторому снижению цен на промышленные товары.
|
|
Выявление тенденций динамики мировых цен сырьевых товаров производится Статистическим бюро ООН, которое рассчитывает индексы мировых цен сырьевых товаров. Эти индексы по широте информации, по регулярности и оперативности отличаются от индексов мировых цен продукции обрабатывающей промышленности. Так, Статистическое бюро ООН публикует индексы мировых цен продукции обрабатывающей промышленности по трем основным группам промышленных товаров — машины и оборудование, химические товары, прочая продукция обрабатывающей промышленности. Индексы же мировых иен сырьевых товаров более дифференцированы.
Такое внимание определению мировых цен на сырьевые товары объясняется базисным характером данной сферы, предопределяющим многие процессы, происходящие в сфере внутреннего и мирового ценообразования промышленных товаров и различных услуг.
В международной торговле применяются два вида цен:
1) расчетные – индивидуально определяемые фирмами-экспортера-ми на конкретные виды промышленных товаров;
2) публикуемые цены – это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. К ним относятся: справочные цены – это цены товаров во внутренней оптовой и внешней торговле ПРС. Наиболее широко применяются в МТ и представляют собой так называемые базисные цены, устанавливаемые в соответствии с базисными условиями поставок; биржевые котировки; отражают реальные цены сделок на бирже; цены аукционов; цены торгов; цены фактических сделок; цены предложения крупных фирм.
Учитывая, что в современном мировом хозяйстве ТНК являются основными субъектами международной торговли, внутрифирменная торговля ТНК осуществляется не по обычным мировым ценам, а по особой категории мировых цен – трансфертным ценам, которые обычно на 30 % ниже мировых. Трансфертные цены являются коммерческой тайной, имеют в большей степени искусственный характер и образуются не под действием спроса и предложения, а исходя из внутрифирменной политики.