Мировые цены и особенности их формирования

Одной из важнейших характеристик, отличающих ми­ровой рынок от национального, является функционирова­ние на нем своеобразной системы цен. В условиях рыноч­ной экономики понятие цены едино как для внешних условий, так и для внутренних.

Цена — это денежная сумма, которую намерен полу­чить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель.

В ценообразовании принято различать группу ценообразующих факторов, которые влияют на изменение цены в ту или иную сторону. Среди них:

1)закон стоимости;

2)общеэкономические факторы: экономический цикл, со­вокупный спрос и предложение, инфляция;

3)конкретно-экономические факторы: издержки, прибыль, налоги и сборы, потребительские свойства (качество, внешний вид, надежность), предложение и спрос на товар с учетом товаров-субститутов;

4) специфические факторы: сезонность, эксплуатацион­ные расходы, комплектность, гарантии и условия сер­виса;

5) внешнеэкономические факторы: государственное регу­лирование, валютный курс;

6)специальные факторы: политические, военные.

На мировом рынке процесс ценообразования имеет свои особенности, связанные с тем, что участники междуна­родной торговли сталкиваются на рынке с большим коли­чеством конкурентов, чем на внутреннем. Следовательно, он должен постоянно работать в режиме сравнения своих издержек производства не только с внутренними рыноч­ными ценами, но и мировыми. При этом мировые цены базируются на национальных и выступают как их моди­фикация.

Мировой рынок характеризуется множественностью цен, что объясняется действием различных коммерческих и торгово-политических факторов.

Множественность цен — наличие ряда цен на один и тот же товар или товары одинакового качества в одной и той же сфере обращения на одинаковой транспортной базе. Например, цены по клиринговым соглашениям, цены по программам в рамках государственной помощи и т. д. Та­ким образом, мировые цены являются одним из подвидов из этого множества.

Мировые цены — это цены, по которым проводятся круп­ные экспортно-импортные операции, достаточно полно ха­рактеризующие состояние МТ конкретным товаром. Мировые цены характеризуются следующими признаками, отличающими их от внутренних цен:

а) регулярность, т. е. внутренние цены сделок носят слу­чайный, эпизодический характер, что не характерно для мировых цен;

б) раздельность коммерческого характера, т. е. исключают­ся товарообменные операции, поставки товаров в рам­ках государственной помощи и

т. п., так как эти сдел­ки предусматривают особые взаимоотношения между партнерами. Цены в этих условиях могут существенно
отклоняться в ту или иную сторону от уровня цен раз­дельных сделок;

в) открытость торгово-политического режима, т. е. в каче­стве мировых цен не могут служить цены в рамках замк­нутых экономических группировок,

т. к. эти цены за счет субсидирования национальных производителей со сторо­ны государства могут быть выше цен других крупных поставщиков данной продукции на мировой рынок;

г) свободная конвертируемость валюты платежа.

В международной торговле применяются два вида цен:

1) расчетные — индивидуально определяются фирмами-эк­спортерами на конкретные виды промышленных това­ров;

2)публикуемые цены — это цены, сообщаемые в специ­альных и фирменных источниках информации. К ним относятся:

• справочные цены — это цены товаров во внутренней оптовой и внешней торговле ПРС. Наиболее широко при­меняются в МТ и представляют собой так называемые базисные цены, т. е. цены товара определенного количе­ства и качества в том или ином заранее установленном географическом пункте. Базисные цены устанавливаются в соответствии с базисными условиями поставок, опре­деляющими, включаются ли расходы по доставке в цену товара или нет. Базисные условия поставок изложены в «Международных правилах толкования торговых терми­нов» (Инкотермс), разработанных Международной тор­говой палатой;

• биржевые котировки; отражают реальные цены сделок на бирже;

• цены аукционов;

• цены торгов;

• цены фактических сделок;

• цены предложения крупных фирм.

Учитывая, что в современном мировом хозяйстве ТНК являются основными субъектами и контролируют 2/3 меж­дународной торговли, внутрифирменная торговля ТНК (40% МТ) осуществляется не по обычным мировым ценам, а по особой категории мировых цен — трансфертным ценам, которые обычно на 30% ниже мировых. Трансфертные цены являются коммерческой тайной, имеют в большей степени, искусственный характер и образуются не под действием спроса и предложения, а исходя из внутрифирменной по­литики.

Мировые цены меняются под воздействием рыночной конъюнктуры. В то же время изменение стоимостных про­порций товарообмена оказывает значительное влияние на развитие международной торговли, ее товарную структуру и результаты. Характерной чертой структуры мировых цен является разнонаправленное движение цен на промышлен­ные товары, с одной стороны, и на сырье, топливо и продовольственные товары, — с другой. В то же время способы определения мировых цен на различную продук­цию также различны:

1) цены сырьевых товаров определяются как экспортные цены основных поставщиков конкретного товара и им­портные цены в важнейших центрах импорта этого то­вара. Например, на пшеницу мировыми являются экс­портные цены Канады; нефть — экспортные цены стран членов ОПЕК (Организация стран-нефтеэкспортеров); на пушнину — цены Лондонского и Санкт-Петербург­ского аукционов и т.д.;

2) цены продукции обрабатывающей промышленности оп­ределяются как экспортные цены крупных компаний-производителей и экспортеров этой продукции.

В целом и те и другие цены в мировом хозяйстве имеют тенденцию к росту, но это происходит не постоянно и на разные группы товаров цены растут по-разному. Резкие ко­лебания цен характерны для рынка продовольствия (напри­мер, из-за погодного фактора). А на рынках сырья и гото­вой продукции не было серьезных скачков цен с 70-х гг.

На продовольственные товары ко­лебания цен различны: на продовольствие, производимое ПРС — пшеницу, кукурузу, шерсть, — цены выросли в 1,5 раза, а на продовольствие, производимое в РС (за ис­ключением кофе), цены падали. Цены на промышленные товары имеют незначительные колебания в обе стороны и нередко растут даже в периоды циклических спадов производства. Вместе с тем ослабление инфляции в ПРС привело к некоторому сни­жению цен на промышленные товары.

Выявление тенденций динамики мировых цен сырьевых товаров производится Статистическим бюро ООН, кото­рое рассчитывает индексы мировых цен сырьевых товаров. Эти индексы по широте информации, по регулярности и оперативности отличаются от индексов мировых цен про­дукции обрабатывающей промышленности. Так, Статисти­ческое бюро ООН публикует индексы мировых цен про­дукции обрабатывающей промышленности по трем основным группам промышленных товаров — машины и оборудова­ние, химические товары, прочая продукция обрабатываю­щей промышленности. Индексы же мировых иен сырьевых товаров более дифференцированы.

Такое внимание определению мировых цен на сырье­вые товары объясняется базисным характером данной сфе­ры, предопределяющим многие процессы, происходящие в сфере внутреннего и мирового ценообразования промыш­ленных товаров и различных услуг.

В международной торговле применяются два вида цен:

1) расчетные – индивидуально определяемые фирмами-экспортера-ми на конкретные виды промышленных товаров;

2) публикуемые цены – это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. К ним относятся: справочные цены – это цены товаров во внутренней оптовой и внешней торговле ПРС. Наиболее широко применяются в МТ и представляют собой так называемые базисные цены, устанавливаемые в соответствии с базисными условиями поставок; биржевые котировки; отражают реальные цены сделок на бирже; цены аукционов; цены торгов; цены фактических сделок; цены предложения крупных фирм.

Учитывая, что в современном мировом хозяйстве ТНК являются основными субъектами международной торговли, внутрифирменная торговля ТНК осуществляется не по обычным мировым ценам, а по особой категории мировых цен – трансфертным ценам, которые обычно на 30 % ниже мировых. Трансфертные цены являются коммерческой тайной, имеют в большей степени искусственный характер и образуются не под действием спроса и предложения, а исходя из внутрифирменной политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: