Прогрессисткая историография США

Прогрессисткая школа – одно из ключевых направлений. В американской историографии в межвоенный период. Основные представители: Ч. Бирд, Л. М. Хэкер, А. М. Шлезингер-младший, Дж. Т. Адамс, К. Ван Вудворд. Крупные обобщающие труды. Синтетический сплав ряда ответвлений истории – социум, дипломатия, политика и т.д. Размышления над связью прошлого США со всемирно-историческим процессом. Стремление выявить внутреннюю логику развития США и общемировых процессов.

А. М. Шлезингер-старший. Начал с монографии «Колониальные купцы и американская революция», затем – «Политическая и социальная история Соединённых Штатов», 1918-22. Позитивистская концепция «равенства факторов» в истории. Исходил из того, что фактора, двигающие историю (а их было 5, например введение машинного пр-ва и реформа гуманитарного образования), были одинаковыми в Европа и США. Значит, единение мировой и американской истории. Принцип борьбы «аристократизма» и «демократии» - движение от сословий к равенству. Социально-экономический анализ ряда отдельных проблем американской истории. Деление об-ва на два класса – привилегированная верхушка и буржуазия/пролетариат. Три периода американской истории: 1) ранний: появление колоний – конец 18 в.; 2) средний – до 1860 г.; 3) поздний – до 1918 г. и далее. В каждом этапе боролись верхи и низы. Кульминация 1 этапа – война за независимость (по Шлезингеру, социально-политическая революция); 2 – Гражданская война, 3 (она еще впереди) – свержение монополий. Ведущая роль либерально-демократических движений среднего класса.

Джеймс Т. Адамс. «Провинциальное рабство. 1690-1763». Показал развитие социальной дифференциации колониального об-ва.

Джон Ф. Джеймсон. «Американская революция как социальное движение», 1926 г. Считал американскую революцию социальной. Почему? Потому что причина – движение масс, в этом смысле уравнивал Французскую революцию и американскую.

М. Дженсен. «Статьи Конфедерации: интерпретация социально-политической истории Американской революции. 1774-1781». Изучал влияние политические требований низов на ход революции.

А. М. Шлезингер-младший. «Эпоха Джексона», 1945 г. Этот период спровоцировали две вещи: уравнительно-индивидуалистический дух фронтира (западной границы) и рабочее движение восточных штатов. Шлезингер-младший доказал, что только Демократическая партия во главе с Э. Джексоном смогла выразить интересы рабочих, а не профсоюзы и другие рабочие объединения.

Чарльз Бирд – см. следующий билет.

Вернон Паррингтон. «Основные течения американской мысли». Изложил идеи социализма, за что многими был причислен к радикально-либеральному движению. Конфликт идей – собственнической/консервативной против антисобственнической/демократической. Идеализация сельской Америки. Противостояние английского индивидуализма и либеральных фрапнцузских ценностей в идеологии США.

Наиболее активно прогрессисты исследовали ранний и средний этапы. Не уделяли никакого внимания антиколониальному аспекту революции (потому что не дружили с представителями имперской школы). Президентство Эндрю Джексона – 1829-37 – прогрессисты считали «золотым веком» и образцом для подражания. Гражданская война прошла мимо историков-прогрессистов стороной – даже основатель движения Ф. Д. Тернер ей не занимался, а рабство считал побочным продуктом развитой социальной системы.

В 1940-е прогрессисты плавно перетекли в неолиберальное направление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: