Разочарование в марксизме и неудовлетворенность методами которые предлагал Бродель толкает историков на поиск новых направлений в изучении истории. Так возникает «новая историческая наука». Первое упоминание о ней в сборнике статей «создавать историю» (1974) под редакцией Жака Ле Гоффа и политолога Пьера Нора. Первый том посвящен новым подходам, третий – новым темам. Центральные статьи – «историческая операция», «количественное в истории», «концептуальность в истории». В них рассматривались методологические проблемы. Ученый отбирает факты в соответствии со своими убеждениями и представлениями, которые сформировались под воздействием общества. Важно то, что вопреки Броделю, ученые стремились вернуть «короткое время» в фокус изучения историков. Раздробление истории на несколько сфер. В третьем томе – история климата, молодежи, болезней, праздников… Историки изучают темы, которые ранее казались несущественными, но теперь их роль поменялась.
Применение количественных методов.
|
|
Расширение и дробление тематики на ряд направлений. Акцент перемещается с экономического базиса к менталитету.
Растет историческая антропология. Изучение главным образом биологических аспектов жизни человека: рождение, смерть, болезнь, состояние гигиены…
Важный шаг – 5-томный труд под редакцией П. Нора «Места памяти» (1984-1986). Исследование всего, что могло служить сохранению памяти о прошлом – эмблемы, символы, праздники, сооружения, учебники, словари, календари… Стремление создать историю коллективных представлений, находящихся «между памятью и историей», выяснить, как появлялись и закреплялись в памяти поколений такие слова, как «нация» или «республика».
Большой вклад в развитие «новой исторической науки» «третьего поколения» школы «Анналов». Поколение Броделя уходит. Самые видные представители – Эммануэль Ле Руа Лядюри, Жак Ле Гофф и Марк Ферро.
Меняется тематика. Основной акцент на историю менталитета и историческую антропологию. Пишут о семье, урбанизации, профессиях, преступности, питании…
Изучают не только структурную историю, но и краткосрочные события. Политическая история возвращается.
Ле Руа Лядюри – занимается «деревенской цивилизацией» с ее практически неизменным образом жизни.
Ферро занимался кино.
«Третье поколение» значительно удалилось от Броделя.
Появление «четвертого поколения» школы «Анналов» связано с отходом ведущих историков «третьего поколения» от активной деятельности на профессиональном поприще. Видный представитель – Роже Шартье. Занимается историей книги, книгопечатанья и чтения. «Четвертое поколение» характеризует интерес к современной истории, микроистории.