Марксистский анализ Французской революции. А.Матьез и Ж.Лефевр

В 20-30 гг. сохраняется интерес к французской революции конца XVIII века. Но особенностью этого периода является большое влияние на подходы в ее изучении Октябрьской революции. Историки обращаются к аналогиям. Во второй половине 30-х гг. ведущую роль в изучении французской революции приобретает левое направление, в деятельности которого соединялся радикальный республиканизм с социалистической ориентацией. Его лидер – Альбер Матьез, выходец из крестьянской среды, человек социалистических взглядов. Руководил «Обществом по изучению робеспьеризма» и его журналом «Революционные анналы». Член Компартии.

Развивал социальную интерпретацию революции. Буржуазия, чтобы добиться победы, пошла на уступки социальным требованиям народа. Поэтому ключевым периодом был якобинский режим. Аналогия с Октябрьской революцией. Большевики – продолжатели дела якобинцев. Брошюра «Большевизм и якобинизм» (1920). Робеспьер – герой. Все его противники (слева и справа) – контрреволюционеры.

Основной вклад – обращение к изучению социальной истории революции. Он сравнивал проблемы народа времен Первой мировой войны и революции. Главные труды – «Французская революция» (3 тт. 1922-1927) и «Борьба с дороговизной и социальное движение в эпоху террора» (1927). Подробно исследовано положение городских народных низов в 1792-1794 гг. Изучил народное движение против политики экономического либерализма, за регламентацию торговли и проведение аграрно-уравнительных мер. Исследовал социальную политику якобинского правительства.

В 1932 г. Матьез умирает. Ведущая роль в изучении Французской революции переходит к Жоржу Лефевру.

Выходец из демократической среды. С 1932 г. – председатель «Общества робеспьеристских исследований». Жорес – учитель. Воспринял идеи марксизма. Изучение революции имеет главную роль в деле становления гражданского духа. Робеспьер и якобинцы – молодцы. Но ему не свойственна идеализация Робеспьера.

Основной вклад – разработка социальной истории революции. Изучение истории «снизу», ее глубинных народных компонентов. Изучение роли крестьян. «Крестьяне департамента Нор во время Французской революции» (1925). «Великий страх» (1932), «Аграрный вопрос в эпоху террора» (1932). Крестьянство – самостоятельная общественная группа, а не вспомогательная сила буржуазии. В рамках глобальной революции развертывалась крестьянская. Ее цель – укрепление крестьянского хозяйства, образа жизни, социальных и духовных ценностей. Она закрепила мелкокрестьянскую аграрную структуру, капиталистическая эволюция была медленной.

Изучил феномен массового страха перед появлением разбойничьих банд в работе «Великий страх».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: