Форма подачи материала – лекционная

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА

Комплексная цель: Продемонстрировать амбивалентность идущих в литературе процессов: распространение барокко, «захват» практически всех жанров, достижение им высшей точки развития – и одновременно зарождение внутри барокко классицистических идей; показать, как рамка Вселенной, характерная для барокко, сменяется рамкой государства и мысль о судьбе человека на фоне вечности сменяется идеей служения государству; показать, как затем происходит поворот к частной жизни, к человеческой личности – то есть к сентиментализму и романтизму.

Раздел 2. Литература первой трети века (петровская эпоха)

Тема 1. Панегирическая литература петровской эпохи: школьный театр, проповедь, панегирические вирши.

Жанры панегирические и «частные».

Панегирические жанры в связи с паратеатральными зрелищами (триумфальными шествиями и другими действами). Художественное время, организация пространства и система персонажей пьес школьного репертуара, их эволюция и типология.

Тематика панегирических виршей, обретение ими собственной поэтики.

Политическая направленность проповедей Феофана Прокоповича. Риторические приемы в проповедях.

Тема 2. «Частная» литература петровской эпохи.

Рукописные анонимные повести как отражение возросшего интереса к человеческой личности. Эволюция жанра по сравнению с бытовыми повестями 17 века. Проблема «герой и общество» в повестях. Новая историческая действительность в них. Тема любви и внутреннего совершенствования в «Повести о Василии Кариотском» и «Повести об Александре, российском дворянине».

Любовные вирши: любовь как сладостное и трагическое чувство. Поэтические средства, используемые для выражения внутреннего мира человека.

Авантюрный характер пьес публичного театра. Появление пьесевопейского репертуара.

Барочные и предклассицистические черты в произведениях различных жанров.

Для тем 1, 2 форма подачи материала – лекционная. К разделу 1 относится также практическое занятие 1 «Культура петровской эпохи – закономерный этап развития или результат чуждого влияния?» (см. темы практических занятий).

Тексты для чтения в разделе 2. Повесть о Василии Кариотском. Повесть об Александре. Несколько образцов панегирических и любовных виршей (по выбору студента). Одна из проповедей Феофана Прокоповича (по выбору). Трагедокомедия Феофана Прокоповича «Владимир», Пьесы Федора Журовского «Слава российская» и «Слава печальная». Одна из пьес школьного репертуара на выбор (в добавление к указанным выше).

Раздел 3. Литература русского классицизма.

Тема 1. Становление жанровой системы классицизма в творчестве Антиоха Кантемира и Василия Тредиаковского.

Становление и эволюция жанра сатиры у Кантемира. Роль переводов и эпиграмм в этом процессе. Попытка писателя улучшить силлабическую систему стихосложения («Письмо Харитона Макентина»). Переработка в соответствии с новыми идеями первых сатир.

Творчество Тредиаковского как экспериментальное пространство в русской литературе. Разнообразие жанров. Переводы. Теоретические работы: реформа стихосложения, изменение представлений о литературном языке и поэтических средствах. Классицизм Тредиаковского.

Тема 2. Эволюция жанра торжественной оды в русском классицизме.

От первых опытов в жанре приветственных стихов в творчестве Тредиаковского к «регулярной» торжественной оде.

Тематика и поэтика торжественной оды Ломоносова. Композиция, точка зрения адресанта, отношения адресата и адресанта, фигуры и тропы. Метафора как главный троп в его одах.

Державин как разрушитель жанра оды. Изменение отношений адресата и адресанта. Принадлежность адресата всем сферам бытия, адресанта – только быту. Пейзаж, натюрморт, бытовые детали в торжественной оде Державина и их функции.

Торжественная ода в последней трети века.

Ода как главный жанр русского классицизма.

Тема 3. Философская ода в русской литературе.

Деизм Ломоносова и его отражение в философской оде. Бог как демиург, человек как песчинка и одновременно как познающее сознание. Гипербола и ее функция в этом жанре.

Новые отношения между человеком и творцом в философских одах Державина. Человеческая душа как частичка Творца. Новые ценности в «деревенских» стихах.

Развитие анакреонтической и нравоучительной оды в последней трети века.

Тема 4. Русская классицистическая трагедия.

Путь А.Сумарокова к жанру трагедии. Песни и притча как подготовительный материал. Драматизм внутреннего конфликта в песнях. Социальное противостояние в сумароковских притчах.

Эволюция трагедийного конфликта: от борьбы долга и страсти к противостоянию с тираном, в душе которого страсть подчинила себе долг. Два периода «трагедийного» творчества Сумарокова.

Последующая эволюция русской трагедии. Трагедия Я.Княжнина в ее отношении к сумароковской трагедии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: