Особенности поведения девиантных подростков

В последние в России возросла численность подростков, для которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой, к наживе любыми способами. Труд и учеба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический характер – больше получать благ, привилегий и меньше работать и учиться. Такая позиция подростков приобретает все более открытые и воинствующие формы, порождая новую волну потребительства, часто провоцирующие поведенческие девиации.

Положение с поведенческими девиациями усугубляется еще больше экономической ситуацией в стране. В последние годы в России значительно возрос уровень подростковой преступности в сфере социально-экономических отношений, где объектом преступления является право собственности, имеющее исключительное значение в жизнедеятельности граждан, общества, государства. Для многих подростков характерна ориентация на личное материальное благополучие, на действие по его обеспечению, на жизнь по принципу «как хочется», на самоутверждение любой ценой и любыми средствами. В этих случаях ими руководит не корысть и стремление удовлетворить свои потребности преступным путем, а привлекает сам процесс совершения преступления, участия ради компании, чтобы не прослыть трусом и т.п.

Девиантное поведение подростков - распространенный феномен, сопровождающий процесс социализации и зрелости, который возрастает на протяжении подросткового периода и снижается после 18 лет. Девиантное поведение осознается далеко не каждым подростком, прочная возможность противостоять негативным влияниям окружения формируются у них уже за пределами 18 - летия. В современных условиях, когда возрастает роль личности и анализа факторов ее становления, большое значение приобретает изучение проблемы девиантного поведения в контексте саморегуляции жизнедеятельности и личностной организации времени.

Интерес к этой теме обусловлен как теоретическими, так и практическими потребностями. «Шок будущего» (А. Тоффлер) – не выдумка науки, в наше время он хорошо известен и взрослым, и детям, и целому обществу.

В подростковом возрасте наиболее распоространены такие формы девиантного поведения: уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение,промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера),субкультурные девиации (сленг, шрамирование, татуировки). У детей чаще всего встречаются побеги из дома,бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество).

Подростки с девиантным поведением не умеют организовывать свое время. Особую остроту эта проблема приобретает в настоящее время – время кризиса официальных структур, традиционно организующих досуг молодежи.

Чтобы решить проблему подростков с девиантным поведением, нужно знать поведение девиантных подростков нашего времени. При построении профилактической работы с детьми мы должны ориентироваться на личностные черты, особенности подростка.

Как правило, в подростковом возрасте дети имеют проблемы со взрослыми, особенно с родителями, так как родители продолжают смотреть на своего ребенка, как на маленького, и он поэтому пытается всем доказать, показать, что он уже большой. Таким образом, отношения между ребенком и родителями обычно характеризуются повышенной конфликтностью, повышением критичности по отношению к мнениям взрослых, вследствие этого становится все более значимым отношения со сверстниками.

Внешний вид для подростка играет очень большую роль. Необычное волосы, серьги, два или три в ушах, рваные джинсы, яркий макияж и другие атрибуты дают подростку возможность отличаться от других, тем самым утвердиться в группе детей.

Переходный период, как лакмусовая бумажка, показывает все пороки общества. Подростковый возраст - один из самых трудных периодов в развитии человека. Несмотря на относительную кратковременность, оно во многом определяет почти всю дальнейшую жизнь человека. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а так же разнообразные виды его деятельности.

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и предпочтения подростка, что в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.

У подростков с девиантным поведением можно найти множество свойств, указывающих на существенные эмоциональные расстройства. Для девиантных подростков характерны такие особенности, как повышенная тревожность, дефекты в определении своих целей и смысла жизни. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, все это мешает ему, общаться с другими людьми и создает значительные трудности в их воспитании.

Таким образом, можно выделить основные характеристики подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развита способность контролировать свое поведение, балансировка желания и возможности для удовлетворения своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.

По мнению А. Е. Личко, суть подросткового комплекса составляют свойственные этому возрасту определенные подростковые реакции на воздействие окружающей социальной среды. К ним относятся реакции увлечения, эмансипации, группирования со сверстниками, сексуального влечения.

Реакция эмансипации. Эта реакция проявляется желанием освободиться из-под опеки, руководства, контроля, покровительства старших - семьи, учителей, воспитателей, наставников, членов старшего поколения в целом. Это борьба за независимость, самостоятельность, самоутверждение. Реакция может следствием установленных порядков старшего поколения, также правила, законы.

Реакция увлечения. Большинству подростков характерны различные интересы и увлечения. Они могут быть стабильными, например занятие спортом, но могут быть и не стойкими, когда подросток интересуется, то одним, то другим. Некоторые хобби связаны с желанием быть в центре внимания. Некоторые подростки выбирают необычные хобби, чтобы выделиться среди своих сверстников.

Часто, из-за своего увлечения подросток совершает незаконные действия, такие как мелкое воровство, спекуляция или могут сойтись с антисоциальными личностями.

Реакция группирования со сверстниками. Эта реакция проявляется в стремлении подростков образовывать более или менее стабильные спонтанные группы, которые устанавливают определенные неформальные отношения, имеет своих лидеров и исполнителей, основанные на индивидуальных особенностях каждого подростка.

Подростковая реакция может быть как вариантом нормального поведения, так и может представлять патологическое расстройство. Поведенческие реакции становятся патологическими, когда они выходят за рамки ситуации в микро группах, где они произошли, где препятствуют или нарушают социальную адаптацию.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что подросток с девиантным поведением имеет следующие особенности: неприятие педагогических воздействий; неспособность преодолеть трудности; рост напряженности; стремление к независимости; подверженность к чужому влиянию; агрессивность. Следовательно, все эти особенности развития подростков не всегда приятны для взрослых, могут привести к недоразумениям, конфликтам, оскорблениям.

Специалист, который занимается профилактикой девиантного поведения должен знать об особенностях девиантных подростков. И на этой основе строить профилактическую работу с подростками.

Таким образом, зная характеристики подросткового возраста, мы можем рассмотреть вопросы организации профилактики девиантного поведения среди подростков.

Краткое содержание главы: Подводя итоги материала в этой главе, мы пришли к выводу, что современная научная литература раскрывает многообразие аспектов девиантного поведения, дает возможность увидеть суть этого очень сложного социального явления. Для преодоления подростков с девиантным поведением, надо знать особенности его физического и умственного развития. Кроме того надо знать причины проявления отклонений в поведении подростков и найти оптимальные пути решения проблемы девиантного поведения.

Следовательно, мы в следующей главе более подробно рассмотрим профилактику девиантного поведения подростков, более подробно остановимся на процессе социально - педагогической профилактики девиантного поведения подростков (в условиях общеобразовательной школы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: