Программа по социально-педагогической профилактике девиантного поведения подростков (в условиях общеобразовательной школы) 2 страница

Среди жизненных ценностей подростков преобладают такие, как здоровье, образование, хорошие отношения в семье, верные друзья, материальный достаток. Выбор подростками жизненных ценностей вызывает оптимизм, так как их стремление к нормальной жизни является залогом эффективности работы по профилактике девиаций.

Большинство подростков считают себя здоровыми и ведущими здоровый образ жизни. Однако их представления о здоровом образе жизни являются искажёнными, так как почти все курят и большинство употребляют спиртные напитки, но считают, тем не менее, что ведут здоровый образ жизни.

Вызывают тревогу школьные проблемы подростков, так как больше половины из них посещают школу без особого интереса, в силу необходимости, или ходят в школу без настроения, отбывать «учебную повинность». Лишь у трети подростков доверительные отношения с учителями, у остальных эти отношения в лучшем случае сугубо деловые, в худшем - у детей нет контакта и взаимопонимания с учителями, учителя вызывают у них антипатию.

Также беспокоит нас и семейная ситуация детей. Больше половины подростков или считают отношения в семье конфликтными, или находят, что у них в семье каждый сам по себе. Меньшая часть детей обратилась бы за помощью к родителям или другим взрослым в трудной жизненной ситуации. Большинство ищет поддержки у друзей.

Важной причиной девиации выступают такая особенность образа жизни подростков, как проведение досуга. Приоритетными формами проведения свободного времени являются: «общение с друзьями», «посещение дискотек, клубов», «времяпровождение на улице», зачастую формирующие негативные установки, отклоняющиеся от социальных норм.

Несмотря на все жизненные неудачи, ситуацию, в которой оказались, больше половины подростков с надеждой смотрят в будущее, верят в успех.

Выводы по 3 главе. Всесторонне исследовать личность подростка и создать условия, в которых становятся возможными максимальная реализация личностного потенциала воспитанника, накопление им позитивного социального опыта, формирование у него «нравственного иммунитета», который позволил бы ему противостоять негативным влияниям внешней среды, - вот путь социальной работы с «трудными» подростками, который нам представляется наиболее продуктивным.

Необходимо делать упор не на административное и уголовное наказание, а на профилактическую работу, т.к. именно она имеет необходимый потенциал и может охватить одновременно большое количество несовершеннолетних.

Профилактическая работа с несовершеннолетними будет успешной при комплексном подходе к решению данной проблемы при условии максимально полного учёта возрастных и индивидуальных особенностей подростков, таких как, особенности физического и психического развития, жизненные ценности, социальный статус, материальное положение семьи, влияние микросоциума, восприятие им уголовно-правового, культурно-воспитательного воздействия, желание к сотрудничеству.

Для определения основных направлений деятельности по профилактике девиантного поведения было организован опрос специалистов Центра социальной помощи семье и детям, по роду своей профессиональной деятельности непосредственно связанных с оказанием помощи девиантным подросткам.

Основные задачи, которые ставят перед собой специалисты: осуществление информационно-просветительской работы с целью профилактики дисгармонии семейных отношений и нарушений в семейном воспитании; осуществление диагностической работы для выявления типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом; осуществление комплексной коррекционной работы по восстановлению здоровых взаимоотношений между членами семьи и коррекции нарушений в семейном воспитании.

Анкетирование девиантных подростков показало как наличие у них серьёзных проблем, касающихся образа жизни, семейного окружения, отношений с учителями, так и позитивных устремлений, нацеленности на нормальную жизнь, получение образование, создание семьи, воспитание детей, что позволяет надеяться на успешность профилактической работы при условии её грамотной организации.

Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы:

Профилактика отклоняющегося поведения может быть реализована при следующих условиях:

-комплексной, всесторонней работе всех специалистов общеобразовательной школы (завуч по социальной работе, завуч по воспитательной работе, психолог, классный руководитель, инспектор ОДН)

-выявление причин, факторов, провоцирующих девиантное поведение подростков.

-анализ результатов изучения мнений родителей, всех специалистов, а также самих подростков.

-составление программы по профилактике девиантного поведения подростков с учетом выявленных особенностей.

Проведя анализ работы школы и по результатам исследования, мы можем предложить следующую методику: стратегию изменения поведения. В основе ее лежит несколько компонентов: использование фактора страха, отвлечение внимания, повышение информированности, убеждение, формирование позитивных навыков. План работы по методике состоит из 5 этапов.

I этап: Преднамерение. Максимальное информационное воздействие: привлечение внимания к проблеме, осознание собственного риска. Формы работы: информационные занятия, индивидуальные беседы.

II этап: Одобрение. Признание значимости проблемы для себя. Расширение информационного воздействия и формирование мотивации к изменению поведения. Конкретная информация о степени риска, аргументы в пользу изменения привычного поведения. Формы работы: информационные материалы, индивидуальные и групповые беседы.

III этап: Намерение. Осознание необходимости изменения поведения. Готов предпринять конкретные усилия для изменения поведения. Формы работы: индивидуальные и групповые беседы, консультирование, телефон доверия.

IV этап: Практика. Человек пытается реализовать принятые решения по изменению поведения. Стремится получить дополнительную информацию, избегать рискованных ситуаций. Формы работы: индивидуальное консультирование, тренинг развития навыков.

V этап: Поддержание. Получение первых результатов практикуемого нового поведения. Расширение действий по закреплению нового поведения. Формы работы: индивидуальное консультирование.

Мы считаем, что данная методика поможет ребенку обдумать свое поведение, отказаться от асоциальных форм и попробовать для себя новые формы поведения.

Таким образом, имея максимальное полное представление обо всех особенностях подростка с девиантным поведением, особенностях окружающей среды, можно строить профилактическую работу адекватно обстоятельствам, а также прогнозировать ее результаты. Все профилактические меры, должны быть нацелены на нейтрализацию и устранение социальных причин девиантного поведения, коррекции личности и образа жизни детей с отклоняющимся поведением, а не повышение степени контроля и надзора за ними, ужесточение наказаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: