Понятие и причины девиантного поведения подростков

Глава 1.Теоретические основы изучения проблемы девиантного поведения подростков

Понятие и причины девиантного поведения подростков

Каждому из нас приходилось сталкиваться с различными проявлениями девиантного поведения - вредные привычки, грубость, агрессия, незаконная деятельность и т.д.

В любом обществе, есть определенные социальные нормы, т.е. образцы, стереотипы, правила поведения, посредством которого это общество живет. Поведение некоторых подростков отличается от других. Те, кто соблюдают нормативные требования семьи, школы и общества. Такое поведение, которое характеризуется отклонением от принятых норм, называется девиантным. Формы и виды девиантного поведения весьма разнообразны. Количество подростков с девиантным поведением в последнее время увеличивается. Среди самых опасных форм, вредных для людей является: насилие, пьянство и алкоголизм, наркомания и токсикомания, девиантное поведение на основании сексуальных заболеваний, проституция, самоубийство, преступность. Также относятся к видам девиантного поведения социальный паразитизм, бюрократия, отклонения в сфере нравственности.

Определение девиантного поведения интерпретируется как поведение, которое не соответствует нормам, принятым в обществе. Социальные нормы - правила, модели поведения, которые предназначены для обеспечения устойчивости и стабильности общества в целом. Каждое общество устанавливает определенные правила, кодексы поведения и контроль за их выполнением.

Таким образом, социальные нормы - это правила, выражающие требования общества к поведению человека.

Проблема девиантного (отклоняющегося) поведения вызывает горячий интерес в различных областях научного знания.

Современные знания о девиантном поведении личности позволяет утверждать, что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов.

Особое внимание заслуживает вопрос о детерминации девиантного поведения. Под детерминацией понимается совокупность факторов, вызывающих, провоцирующих, усиливающих или поддерживающих девиантное поведение. Детерминирующие факторы действуют на различных уровнях социальной организации, в которой личность является одной из подсистем.

К основным факторам, детерминирующим девиантное поведение личности являются: внешние условия физической среды, внешние социальные условия, внутренние наследственно – биологические и конституциональные предпосылки, внутриличностные причины и механизмы отклоняющегося поведения.

Проблема девиантного поведения – это проблема общества в целом и ее решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства.

В самом общем виде отклоняющееся поведение – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или

нравственным нормам. Следовательно, девиантным является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали (В.В. Ковалев, И.С. Кон, В.Г. Степанов, Д.И. Фельдштейн и др.), а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени (Н. Смелзер, Т. Шибутани).

В исследовании девиантного поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей его предупреждения и преодоления.

В происхождении девиантного поведения большую роль играют девекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально – волевой сферы. Первые проявления отклоняющегося поведения иногда наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью развития личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций.

У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых.

Многие исследователи к наиболее распространенным причинам происхождения девиантных явлений относят неблагоприятную социальную ситуацию развития ребенка и комплекс его психологических свойств (особенности темперамента, характера, личности), которые предрасполагают к девиациям (М.И. Буянов, А.И. Захаров, А.Е. Личко и др.).

Другим механизмом девиантного поведения несовершеннолетних является деформация личности в результате нарушенных социальных отношений с взрослыми и сверстниками. Х. Ремшмидт, считая регулятором поведения человека его личностные качества, отмечает, что девиантное поведение подростков часто сопряжено с определенным окружением и типом ситуаций.

Таким образом, к конкретным причинам девиантного поведения подростков относятся: стремление получить сильные впечатления, заболевания ребенка, повышенная возбудимость, неумение контролировать себя, неблагополучная ситуация в семье, стремление к самостоятельности и независимости, недостаток знаний родителей, отставания в учебе, пренебрежение со стороны сверстников, непонимание взрослыми трудностей детей, недостаточная уверенность ребенка в себе, отрицательная оценка взрослыми способностей детей, стрессовые жизненные ситуации детей, напряженная социально-экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей), примеры насилия, жестокости, безнаказанности (получаемые из СМИ), чрезмерная занятость родителей, конфликты с родителями, обилие запретов со стороны родителей (педагогов), постоянные нарекания, брань в семье, слабость интеллектуальной сферы ребенка, повышенная коммуникативность детей, низкий уровень эмоционально-волевого уровня у детей, одиночество, непонимание другими, излишний контроль, авторитарность родителей (педагогов), неспособность детей сопротивляться вредным влияниям, генетическая предрасположенность, неравномерность психофизического и полового созревания, отсутствие навыков социального поведения, масса свободного времени, желание обратить на себя внимание, неполные семьи, влияние улицы.

Девиантное поведение, полагает И.С. Кон, вначале всегда бывает немотивированным. Подросток, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (конституциональные факторы, неумение павильно определить свои социальные идентичности и роли, противоречивые

Ожидания значимых других, недостаток материальных ресурсов, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации или преодоления трудностей, он не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях.

В соответствии с этим принято различать первичную девиацию (ненормативность) и вторичную (как подтверждение ненормативности и утверждение собственно девиантного поведения).

Важнейший фактор такого развития – девиантные сверстники. Наличие девиантной группы: облегчает совершение девиантных действий, если личность к ним внутренне готова; обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях; уменьшает эффективность личных и социальных механизмов, которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей.

При этом образуется порочный круг. Девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их подростка для других, которые принимают такой стиль поведения; совершая девиантные поступки, подросток привлекает к себе внимание, интерес и т.д.

Е.В. Змановская определяет концепцию девиантного поведения как индивидуального поведения, отклоняющегося от важных социальных норм, которое в целом наносит вред обществу или личности.

Следующее определение дает В.Н. Кудрявцева. Девиантное поведение рассматривается как социальная девиация, как отход от действующих норм их нарушения, то есть «ненормальным» поведением с точки зрения нормативно- значимого фактора.

С.А. Беличева отмечает, что девиантное поведение является результатом неблагоприятного социального развития, социализации расстройств, происходящих в разных возрастных этапах.

Таким образом, понятие «девиантное поведение» подростков может быть определена как система исков или индивидуального действия, противоречащего принятым в обществе правовым и этическим стандартам. Для предотвращения и борьбы с девиантным поведением, необходимо знать основные причины, провоцирующие девиантное поведение подростков.

Есть несколько классификаций причин девиантного поведения. Например, Л. Б. Шнейдер определяет конкретные причины девиантного поведения: желание получить сильное впечатление; болезнь ребенка; раздражительность, неспособность контролировать себя; неблагоприятная ситуация в семье; стремление к самостоятельности и независимости; недостаток знаний родителей о том, как справиться с трудной учебной ситуацией; отставание в области образования; пренебрежение со стороны сверстников; непонимание детей старшего возраста; отсутствие уверенности в себе ребенка; примеры насилия, жестокости, безнаказанности получены из средств массовой информации; неполные семьи и т.д.

Применительно к современным условиям в России основными факторами распространения девиантного поведения являются: чрезмерная коммерциализация, культ силы и успеха любой ценой, разгул рекламы, доступность табачных изделий, алкогольных напитков и наркотиков, переориентация жизненных ценностей в значительной части населения, развитие бизнеса развлечений, распространения печатных, кино и видео, которые способствуют развитию насилия и жестокости, отказ эффективных мер по предупреждению, профилактике различных форм девиантного поведения, в том числе среди детей и подростков, что особенно опасно.

Среди причин девиантного поведения, многие исследователи выявили наследственность, социальной среду, профессиональную подготовку и, наконец, социальная активность человека.

Таким образом, мы пришли к выводу, что все эти факторы оказывают влияние, прямое или косвенное. Поэтому Ю.А. Клейберг, Т.Р. Алихманова, А.В. Мисько выделяют только три основных фактора: биологические, психологические и социальные.

-Биологическая выражается в физиологических особенностях подростка, то есть в нестабильности жизненно важных систем (в первую очередь нервной системы).

-Психологические особенности темперамента, акцентуации характера подростка, что влечет за собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение асоциальных установок, тенденция к уходу из сложных ситуаций или полное подчинение им.

-Социальное взаимодействие отражает подростка с обществом (семья, школа, другая среда).

Причинами девиантного поведения среди подростков являются особенности отношения и взаимодействия с окружающей средой, социальной среды и самого подростка, это является результатом стечения определенных обстоятельств.

Причины девиантного поведения среди подростков следует искать в нарушении их процесса социализации. Первые проявления девиантного поведения наблюдаются в детском и подростковом возрасте.

В современном российском законодательстве особое внимание уделяется мерам, направленным на профилактику девиантного поведения подростков. В 1993 году вышел Указ Президента РФ № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав».

Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 1994 г. № 646 утверждено «Положение о межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации». На Комиссию возлагаются функции координации деятельности министерств и ведомств РФ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказания организационно-методической помощи комиссиям по делам несовершеннолетних при органах исполнительной власти субъектов РФ.

В 1998 году Межведомственной комиссий по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ была разработана Концепция совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Главным нормативным актом, регулирующим деятельность по профилактике девиаций несовершеннолетних, является Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятый в июне 1999 г. Закон определил основные направления деятельности, установил ответственность федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации в организации профилактической работы В соответствии с ним складывается вся система профилактики, обеспечивается принятие специальных программ, вносятся изменения в уже существующие документы.

Согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ФЗ-120 от 24.06.99г., важнейшим социальным заказом общества является воспитательно-профилактическая работа с детьми и подростками по предупреждению правонарушений.

Данный закон выделил задачи, соответствующие новым методикам профилактики, изменил функции субъектов профилактики детской безнадзорности. Основные задачи в законе сводятся к осуществлению мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин, способствующих этому; организации контроля над условиями воспитания и обучения, за педагогическим обращением с несовершеннолетними в органах профилактики беспризорности; осуществлению всех возможных мер для того, чтобы подросток получил среднее образование; отказу от карательных мер в отношении несовершеннолетних детей и их семей; осуществлению деятельности, основанной на нормах международного права.

Действие Закона создало дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности, дальнейшего развития сети соответствующих учреждений, комплексного решения проблем детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики. Фундаментом системы профилактической работы стала концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям.

Таким образом, к девиантному поведению прибегает отклоненный социумом подросток; слабые связи «семья-ребенок», «школа-ребенок» способствуют ориентации молодежи на группы сверстников, которые являются преимущественно источником девиантных норм.

Из литературы стало ясно, что есть много причин, почему подросток совершает различного рода вещей, отражая их в своем нестандартном поведении. Причины девиантного поведения разнообразны и включают в себя как внешние, так и внутриличностные факторы.

Таким образом, причины отклонений в поведении подростков, это реалии настоящего в данный период жизни общества. Подростки, испытывающие острую социальную стратификацию, неспособность для многих получить желаемое образование, жить в достатке в последние годы изменяются ценностные ориентации несовершеннолетних. Распространенность отклонений в стране диктуют необходимость принятия соответствующих мер, чтобы уменьшить или даже устранить причины вышеперечисленных факторов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: