Заключение

В заключительной части нашей работы следует подвести итоги и сделать выводы по рассматриваемой теме.

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, глубинно воздействующей на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, в связи с экологическим и экономическим кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте.

У молодых людей бурно развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растет их индивидуализация, которая при потере внесоциальной заинтересованности ведет к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, - старые разрушены, новые - не созданы. Таким образом, на сегодняшний день в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей.

Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства.

Пропасть непонимания между родителями и детьми с каждым днем становится все шире и шире. Дети, не получившие внимания, ласки, воспитания в своей семье стремятся к общению со своими сверстниками, в дворовых компаниях, которые не всегда свое свободное время предпочитают посвятить какой-нибудь полезной деятельности. В результате предоставленные сами себе дети забрасывают учебу, отдают свободное время улице, бесцельному времяпрепровождению.

Подросток часто не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему общество, он не готов к выполнению определенных социальных ролей в той мере, в какой это ожидают от него окружающие. В свою очередь он считает, что не получает от общества того, на что вправе рассчитывать. Противоречие между биологической и социальной незрелостью подростков, с одной стороны, и требованиям общества с другой, служит реальным источником девиации.

Все больше подростков вовлекается в такие формы поведения, как хулиганство, воровство, кражи, избиения, угон автомашин, бродяжничество, наркомания, сексуальные девиации и др., что является высокой степенью риска, как для самого подростка, так и для общества в целом. Интенсивный рост девиантного (в том числе криминогенного) сознания и поведения подростков справедливо отнесен к одной из наиболее опасных социальных болезней современного российского общества.

Основная задача специалистов по социальной работе, а также других специалистов, работающих с трудными подростками - помочь найти свое достойное место в мире взрослых, минимизировать трудности приспособления, уберечь от неверного пути. Профилактика различных форм девиантного поведения и реабилитации подростков групп социального риска является сегодня исключительно важным и актуальным направлением.

Задачи профилактики сводятся к предупреждению отклонений, где наиболее важным является недопущение первого опыта правонарушений, а также минимизация социального вреда девиантного поведения подростков для общества. Решение этих задач требует высокого профессионализма и специальных навыков.

В данной работе нами была поставлена цель - рассмотрение социально-негативных проявлений подростков и изучение процесса социально-педагогической работы по профилактике девиантного поведения. В ходе работы был раскрыт теоретический аспект вопроса, т.е. проанализировано состояние проблемы в научной литературе. Мы определили понятие «девиантное поведение», раскрыли причины девиантного поведения подростков в современном мире. Нами были выделены следующие подходы к изучению девиантного поведения: биологический психологический и социологический. В целом ни одна теория не способна дать полного объяснения девиантному поведению, каждая высвечивает важный источник отклонения поведения от норм. Причинами девиантного поведения являются противоречия социально-экономического и политического развития, с одной стороны и индивидуальная социально-психологическая дезадаптация с другой. Чтобы преодолеть отклоняющееся поведение подростка, нужно знать возможности его физического и психического развития, взаимообусловленность направленности личности положительными и отрицательными качествами, определить «зону» оптимального воздействия.

Распространение подростковых девиаций делает крайне актуальной проблему их профилактики.

Проблема профилактики девиантного поведения подростков - многофакторная проблема, для решения которой требуется кропотливая совместная работа властных, правоохранительных, общественных, учебно-воспитательных и других структур.

Проблема профилактики девиантного поведения подростков становится все более важной для будущего России, требует самого пристального внимания и срочных мер для ее решения. Особое значение в силу негативной возрастной динамики девиантного поведения приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении детей и подростков.

Существуют различные технологии и программы профилактики девиантного поведения подростков. Все они будут эффективны, если использовать их в комплексе, систематически, с учётом индивидуальных особенностей детей и ситуации, в которой они оказались.

В работе по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения значительную роль призваны играть социальные институты общества. Особенно важна роль таких социальных институтов, как государство, общественные организации, семья, школа, СМИ.

В последние годы в нашей стране проблеме девиантного поведения подростков уделяется определённое внимание.

Внимание государства к проблеме выразилось в разработке множества законов, принятии нормативно-правовых актов, прямо или косвенно обеспечивающих воздействие на факторы девиации.

Главным нормативным актом, регулирующим деятельность по профилактике девиаций несовершеннолетних, является Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятый в июне 1999 г. Закон определил основные направления деятельности, установил ответственность федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации в организации профилактической работы. В соответствии с ним складывается вся система профилактики, обеспечивается принятие специальных программ, вносятся изменения в уже существующие документы.

Действие Закона создало дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности, дальнейшего развития сети соответствующих учреждений, комплексного решения проблем детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики. Фундаментом системы профилактической работы стала концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям.

В настоящее время в Российской Федерации действуют несколько моделей социального обслуживания семьи и детей, которые можно разделить на государственные, смешанные и коммерческие службы.

В систему социальной работы с дезадаптированными несовершеннолетними входят органы управления социальной защитой населения, учреждения социального обслуживания, специализированные учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации: социальные приюты, социально-реабилитационные центры, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления образованием и образовательные учреждения, учреждения, занимающиеся проблемами молодежи, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, учреждения здравоохранения.

Изучив теоретические подходы к проблеме профилактики девиантного поведения подростков, мы провели исследование, целью которого являлось рассмотреть социально-негативные проявления подростков и изучить процесс социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков.

Данное исследование проводилось в МАОУ СОШ №8 г. Улан-Удэ. Анализ документов показал, что основные направления работы в школе определены проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей. Основной целью работы является социализация личности ребенка в современных условиях. Решаются задачи формирования социально-активной личности, формирования у подростка знаний и опыта социально-полезной деятельности. Главными специалистами, занимающимися вопросами воспитания, коррекции поведения детей являются: завуч по социальной работе, завуч по воспитательной работе, классный руководитель и психолог.

В работе с подростками используются индивидуальные беседы, консультации с учащимися, посещение уроков, работа с семьей. С целью профилактики девиантного поведения проводятся мероприятия по возрастным группам.

В отчете завуча по социальной работе перечислены формы профилактической деятельности: на каждого ребенка составляется индивидуальная карта, совместно с классными руководителями и психологом школы проводится диагностика, которая показывает уровень развития и адаптации подростка.

У специалистов школы возникают трудности в работе с семьей подростка с девиантным поведением, так как родители этих детей очень редко посещают школу.


В течение всего учебного года каждый день проводится рейд по всеобучу, который выявляет, сколько детей и какого числа не присутствовало на занятиях и по каким причинам, проводится анализ причин непосещения школы учащимися. По итогам каждой четверти совместно с зам. директора по УВР, с зам. директором по ВР проводятся малые педсоветы, с приглашением детей и их родителей. Проводится тематическое общешкольное родительское собрание «Профилактика негативных явлений в школьной среде». Проводится работа по вовлечению детей группы риска в кружки, секции. Школьникам группы риска оказывается социально – педагогическая помощь.

Однако профилактика правонарушений реализовывается не в полном объеме, так как родительская общественность пассивна в работе по данному направлению. Сотрудники школы считают, что должно быть тесное сотрудничество между школой, семьей и инспектором ОДН с целью профилактики девиантного поведения.

Мы провели анкетирование подростков с девиантным поведением, целью выявления особенностей образа жизни подростков, их ценностных ориентиров, особенностей их взаимоотношений со сверстниками и родителями. Анкетирование девиантных подростков выявило как наличие у них серьёзных проблем, касающихся образа жизни, семейного окружения, отношений с учителями, так и позитивных устремлений, нацеленности на нормальную жизнь, получение образование, создание семьи, воспитание детей, что позволяет надеяться на успешность профилактической работы при условии её грамотной организации.

Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы о том, что профилактика отклоняющегося поведения может быть реализована при следующих условиях:

-комплексной, всесторонней работе всех специалистов общеобразовательной школы (завуч по социальной работе, завуч по воспитательной работе, психолог, классный руководитель, инспектор ОДН)

-выявление причин, факторов, провоцирующих девиантное поведение подростков.

-анализ результатов изучения мнений родителей, всех специалистов, а также самих подростков.

-составление программы по профилактике девиантного поведения подростков с учетом выявленных особенностей.

На основании данных, полученных в ходе исследования мы разработали программу профилактики девиантного поведения подростков.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: