Билет №30. Македонское господство в Греции и эллинизм. Общие особенности эллинистического периода развития греческой литературы

Классический период греческой ли­тературы кончается вместе с развалом рабовладельческого полиса, т. е. в IV в. до н. э. Далее начинается послеклассический период, который иначе называется эллинизмом.

Достоверным фактором из этой области является зарождение и развитие крупного рабовладения, пришедшего на смену тому мел­кому простому и непосредственному рабовладению, которое наблю­дается в полисе классического периода. В связи с развитием про­изводительных сил в рабовладельческом обществе все больше и больше нарастает необходимость приобретения новых рабов, а для этого оказывалось необходимым ведение захватнических войн. Уже в период классики Афин приобретали такую гегемонию, которая резко выделяла их на фоне общегреческой полисной жизни. Эта гегемония пала после Пелопонесской войны. В течение IV в. до н. э. окончательно выясняется невозможность мелкого и непосредствен­ного рабовладения и связанного с ним маленького и самостоятель­ного классического полиса. Нужны были огромные территории, и наступило время эксплуатации огромного количества рабов. В конце концов это вылилось в знаменитые походы Александра Македон­ского, сумевшего во второй половине IV в. завоевать почти весь тогдашний культурный мир. Его монархия, правда, распалась тотчас же после его смерти. Но она распалась на огромные военно-монар­хические организации, которые с тех пор остались уже до самого конца античное мира. Крупное рабовладение потребовало такойже крупной военно-монархической организации, без которой оно вообще не могло бы существовать.

Крупное рабовладение становилось также и крупным землевла­дением. А так как это последнее требовало необычайного расширения территории, то практически это приводило к завоеванию восточных стран, к очень глубокому взаимодействию греческой и восточной культуры и, следовательно, к разного рода новым формам социально-культурной жизни, куда входили как эле­менты прежнего классического полиса, так и элементы восточной деспотии. Это взаимодействие породило появление новой формы труда, когда оказывалось более выгодным не ходить по пятам за рабом, как за домашним животным, но частично его освободить, посадив на определенный участок земли и потребовав от него само­стоятельной обработки этого участка с оплатой его господину на­турой. В эпоху эллинизма возникла даже практика прямого отпуска рабов на волю. Новый социально-экономический базис сказался также во всем культурном облике эллинизма.

Переходя к характеристике эллинистической культуры, заметим, что в связи с распространением греческой культуры на востоке Афины уже теряют значение культурного центра, и центр этот передвигается тоже на восток. Особенно большое значение получила Александрия — город, основанный Александром Македонским в Се­верной Африке, столица тогдашних египетских царей Птолемеев. Здесь стали группироваться многочисленные поэты, откуда и элли­нистическая поэзия обычно именуется александрийской. Название это в значительной мере условное, потому что многие поэты эпохи эллинизма не имели никакого отношения к самой Александрии.

Эллинистическая литература. Прежде всего человек этой культуры оказывался погруженным в бытовую жизнь. Всякое свободное социально-полити­ческое творчество; другими словами, это быт, ограниченный узкими интересами субъекта, интересами семьи или общества. Такого рода бытовизм удобно было изображать прежде всего в комедии, но не в той древней аристофановской комедии, тоже слишком перегруженной всякого рода общественно-политическими и религиозно-философскими идеями. Для изображения нового быта появилось то, что в истории литературы носит название новоат­тической комедии, талантливым представителем которой был Менандр Афинский.

Другим жанром эллинистической литературы, где тоже процве­тало изображение быта был греческий и римский роман, как раз появившийся в эллинистически-римскую эпоху. Мотивы любви и брака, семьи, воспитания и обучения, профессии и общественного поведения человека, а также всякого рода интриги и приключения — вот те излюбленные темы новоаттической и римской комедии.

В эллинистической литературе попадается и жанр мелких быто­вых сценок, каковы, например «Мимиямбы» Герода. Бытовизм до­ходит в эпоху эллинизма и до воспевания маленького человека, до поэтизации его мелкой обыденной и трудовой жизни. Таковы эпи­граммы Леонида Тарентского. Феокрит является создателем идиллии.

Прежде всего здесь получает весьма интенсивное развитие на­учная или наукообразная литература. Поэты всячески стремятся показать свою ученость и пишут либо поэмы, посвященные науке уже по самой своей тематике, как, например, поэма Арата о небесных светилах.

Эллинизм богат также изображениями и личности в целом. Прозаическими образцами этого рода литературы являются «Характеры» Феофраста (ученика Аристотеля, III в. до н. э.) и зна­менитые «Жизнеописания» Плутарха (I—II вв. н. э).

Таким образом, эллинистическая эпоха характеризуется, с одной стороны, небывалым в античности универсализмом, доходящим даже до обожествления царской власти, а с другой стороны, небывалым индивидуализмом, утверждающим мелкую повседневную личность в ее постоянном стремлении стать самодовлеющим целым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: