Олигополия - тип рыночной структуры, для которой характерно стратегическое взаимодействие немногих фирм, конкурирующих за V продаж. Признаки олиг-го рынка: ограниченное кол-во фирм, значительная концентрация про-ва у отдельных фирм, ограниченный доступ в отрасль, стратегическое поведение фирм. Пример:«Боинг» или «Эйрбас», «Microsoft» и «Apple», «Мерседес», «БМВ»Олиг-ий рынок может быть представлен как стандартизированным (чистая олигополия), так и дифференцированным продуктом. Вне зависимости от этого олиг-ие рынки всегда характеризуются наличием у фирм значительной рыночной власти и убывающей кривой спроса на продукцию каждой отдельной фирмы.При олигополии фирма ограничена в принятии решений не только наклонной кривой спроса, но и действиями конкурентов.В усл олиг конкурентное взаимодействие фирм затрагивает все сферы конкуренции — цену, V продаж, долю рынка, дифференциацию продукции, стратегию стимулирования сбыта, инновационную деят-ть, услуги.для олигополистических рынков единой точки равновесия, к которой стремятся фирмы, нет.
|
|
Модель Курно - модель дуополии, когда рассм-ся поведение 2-х фирм на рынке. Каждая из этих фирм действ. независимо др/др,кажд.фирма принимает цену и V про-ва постоянными, а затем приним. свое решение. Допустим, рын-ый спрос представлен кривой D, а предельные издержки фирмы МС постоянны.
Оптимизация V про-ва фирмы А в зависимости от V про-ва фирмы Б Равновесие Курно
Допустим, 1 из фирм (Б) принимает решение о приостановке про-ва. Тогда рын-ый D полностью обеспечивается выпуском фирмы А. Ее кривая D полностью совпадает с кривой рын-го спроса D1 (0) (рис. 9.4).
При выборе максимизирующего прибыль V про-ва фирма А решит производить 120 единиц товара, т.к. именно при этих условиях сравняются предельный доход MR1 (O) и предельные издержки МС.
Если теперь фирма Б будет производить 40 единиц, то фирма А отреагирует на это сдвигом кривой спроса до положения D1 (40), а ее про-во сократится до 40 (именно в этом случае MR1 (40) = МС1). Так изменение выпуска фирмы А в зависимости от изменения выпуска фирмой Б, показывается кривой реакции фирмы А — QА(QБ). Пересечение кривых реагирования этих двух фирм (точка Е) показывает равновесие Курно: каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и принимает оптимальное для себя решение, ни одна из фирм не имеет стимула изменять свой V про-ва;
Модель Штакельберга. Одна из фирм ведет себя аналог-но фирме в модели Курно, т.е. max-т свою прибыль и опред-т свой V произ-ва, ориент-сь на выпуск конк-та. В модели Штакельберга - один из дуополистов выступает в роли лидера, а другой – в роли аутсайдера. Лидер всегда первым принимает решение об V своего выпуска, а аутсайдер воспринимает выпуск лидера в качестве экзогенного параметра и работает с оставшимся на рынке спросом
|
|
Рис. 9.9. Ломаная кривая спроса
Равновесие для олиго-ов в данной модели оч. стабильно. Олиг-ст при наличии ломаной кривой D не будет измен.цены или V выпуска вследствии небольших колебаний цены. Модель объясняет относительную негибкость цен при олигополии. Дело в том, что в известных пределах любое повышение цен ухудшает ситуацию. Повышение цены одной фирмой таит опасность захвата рынка конкурентами, кот. могут переманить прежних покупателей фирмы, сохраняя низкие цены.
Понижение цен может не привести к желаемому росту Vа продаж, т.к. конкуренты, точно так же понизив цены, сохранят свои квоты на рынке. В результате фирма-лидер не сможет увеличить число покупателей за счет других фирм. «издержки плюс прибыль». В этом случае определяется норма прибыли и вычисляется цена, исходя из издержек производства и установленной нормы прибыли. Все фирмы отрасли должны следовать этому правилу и не снижать цену.
Картель - объед. фирм, согласующих свое решение по поводу цен и V продукции так, как если бы они слились в чистую монополию.
21. Рынки монополи-ой конкуренции. Равновесие отрасли с монополи-ой конкуренцией в краткосрочном и долг-ом периодах.
Рынок моноп.кон-ции — тип рыночной структуры, при которой обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного товара конкурируют за V продаж. Отличительными особенностями этого типа рынка являются: дифференциация продукта, большое число продавцов, отсутствие отраслевых барьеров, отсутствие стратегического поведения.пример-небольш.сеть магазинов, производство одежды, шоколада, кафе,Поставляя дифференцированный товар, фирма приобретает рыночную власть и сталкивается с убывающей кривой спроса на свою продукцию. С др. стороны, наличие товаров-заменителей делает кривую спроса на товар фирмы высокоэластичной (f от числа конкурентов и степени диф-ции продукта) в каждом данном диапазоне цен, что придает взаимодействию фирм конкурентный характер. Т.о, рынок дифференцированного товара обладает чертами как монополии, так и совершенной конкуренции. Эта двойственность приводит к тому, что фирмы конкурируют не только по цене, но и по неценовым параметрам (технические характеристики, качество, услуги),
Краткосрочное равновесие. Сталкиваясь с убывающей кривой спроса на свою продукцию Df, фирма, действующая на рынке с монополи-ой конкуренцией, оптимизирует свое предложение Q при MR = МС и цене Р, что обеспечивает ей max прибыль (затемненный прямоугольник на рис. 18.1). Прибыль фирмы зависит от уровня спроса на ее продукцию и уровня понесенных ею издержек про-ва. Поскольку фирма действует в конкурентной среде, а спрос на ее продукцию является эластичным, то она может столкнуться с проблемой низкого спроса D1 не обеспечивающего ей покрытия средних совокупных издержек.
|
|
Несмотря на то, что принципы принятия решений монополистически конк-щей фирмой в отношении опти-го выпуска те же, что и у совершенно конкурентной фирмы, мы не можем рассматривать кривую ее предельных издержек в качестве кривой предложения фирмы,при убывающей кривой спроса на продукцию фирмы невозможно установить четкой зависимости между ценой и Vом выпуска, поскольку они формируются под влиянием как предельных издержек фирмы, так и эластичности спроса на ее продукцию. Поэтому для рынков с монополи-ой конкуренцией кривые отраслевого спроса и предложения не существуют.
Долгосрочное равновесие. Если в краткосрочном периоде фирмы отрасли будут получать эк-кую прибыль,то в долг-ом периоде это приведет к увеличению отраслевогопредложения.1)действующие в отрасли фирмы будут наращивать про-во, стремиться увеличить прибыль за счет использования имеющейся экономии от масштаба (при неизменности цен на ресурсы). 2) увеличение отраслевого предложения произойдет за счет проникновения в отрасль (низкие барьеры входа) новых фирм, привлеченных возможностью получения эк-ой прибыли. При сохранении рын-го спроса на продукцию отрасли на прежнем уровне вход в отрасль новых конкурентов приведет как к сокращению рыночной доли отдельной фирмы QfLR, так и к повышению эластичности спроса на ее продукцию из-за увеличившегося кол-ва заменителей. Это озн., что при прочих равных условиях кривые спроса на продукцию фирм отрасли в долг-ом периоде будут смещаться влево к началу координат DfLR. Такое смещение будет происходить до тех пор, пока эк-ая прибыль фирм отрасли не станет равной нулю. Вход в отрасль новых фирм прекратится, и она окажется в положении долг-го равновесия (рис. 18.2). а) осуществляют предложение по ценам, равным средним долгосрочным издержкам: PLR = LRACu б) не получают эк-ой прибыли, т.к. в точке равновесия LRAC =АС.
|
|
На практике силы установления рын-го равновесия в условиях монополи-ой конкуренции не так сильны, как при совершенной конкуренции.1)моноп-ая конкуренция предполагает сегментированный спрос, отдельные фирмы могут получать устойчивую эк-кую прибыль за счет вывода на рынок уникального товара, более благоприятного географического положения, применения передовой технологии. 2)установлению рын-го равновесия при нулевой эк-ой прибыли препятствуют факторы, обусловленные самой дифференциацией продукции, — знач-ые инвестиции по разработке, высокие маркетинговые издержки, кот. выст. в качестве своеобразных барьеров проникновения в отрасль. 3) обладая рыночной властью, действующие в отрасли фирмы могут уст-ать такие цены на продукцию, кот., обеспечивая им получение небольшой эк-ой прибыли в долг-ом периоде, одновременно вып-ют роль барьера для проникновения в отрасль новых фирм. Наконец, возникающие при прекращении про-ва большие безвозвратные издержки всегда выст. фактором, сдерживающим уход фирм из отрасли даже в случае убыточности про-ва.