Рыночная система: спрос и предложение

Производство и обмен товаров осуществляются на основе их стоимости, величина которой определяется вложенными в них затратами. Денежным выражением стоимости является цена.

Цена - количество денег (или других товаров и услуг), уп­лачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги.

Цена устанавливается производителем и может быть выше стоимости, ниже стоимости или соответствовать ей.

В рыночной экономике цены регулируются соотношени­ем спроса и предложения. Происходит это благодаря следую­щим составляющим:

- величине спроса;,

- величине предложения;

- закону соотношения спроса и предложения; -конкуренции.

Величина спроса - это количество товара (услуг), которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в оп­ределенное время и в определенном месте.

Величина спроса определяется уровнем цены.

Определяя величину спроса и ее зависимость от цены, име­ют в виду определенное время и место.

Закон спроса гласит: при прочих равных условиях величина спроса на товар (услугу) находится в обратной зависимости от цены этого товара.

Иными словами, чем выше цена товара, тем меньше вели­чина спроса на него, и, наоборот, чем ниже цена, тем больше величина спроса.

Величина предложения ~ это то количество товара (услуг), которое продавцы готовы предложить к продаже на рынке по данной цене в определенное время и в определенном месте.

Закон предложения гласит: при прочих равных условиях изменение величины предложения товара или услуги находится в прямой зависимости от изменения цены этого товара (услуги).

Рыночное равновесие - это такое состояние рынка, когда интересы производителей и потребителей совпадают, когда ве­личина спроса равна величине предложения.

Таким образом, рыночная цена, или цена равновесия, есть договорная цена продавца и покупателя.

Если цена повышается выше равновесной, то продавец стремится продать больше товаров, но потребитель будет поку­пать меньше. В результате образуется избыток товара.

Под воздействием конкуренции продавцов цена начинает снижаться и у покупателей появится желание покупать больше, а продавцы станут продавать меньше. В результате рынок снова вернётся в состояние равновесия.

Если цена опустится ниже равновесной, то величина спроса будет больше величины предложения, возникнет дефицит това­ра. Под воздействием конкуренции покупателей цена начнёт возрастать до тех пор, пока величина предложения не уравнове­сится с величиной спроса.

Конкурентная борьба - необходимое условие рыночной экономики.

Конкуренция - это свободное соперничество между эконо­мическими агентами. Выделяют две её формы: ценовую и неце­новую. Ценовая конкуренция является основным видом конку­ренции: компании стремятся снизить свою цену против цены конкурентов. Особенно наглядно это проявляется на рынке про­довольственных товаров. Конкурент привлекает покупателей раз­личными скидками, премиями, дешёвыми распродажами и т.п.

Неценовая конкуренция - это конкуренция между компа­ниями с использованием оригинального фирменного наимено­вания товара и рекламы этого наименования, привлекательной упаковки, лучшей системы обслуживания, удобной формы опла­ты товара и т.д.

Следует отметить характерные особенности конкуренции:

1. В результате конкуренции цены имеют тенденцию к снижению до уровня производственных затрат.

2. Создаётся огромное разнообразие товаров.

3. Покупатель имеет возможность выбирать.

4. Экономика гибко реагирует на изменения (неэффектив­ные компании вытесняются с рынка более эффективными).

5. Происходит внедрение технических достижений в про­изводство, улучшается качество продукции.

В то же время конкуренция между компаниями может заста­вить их снизить качество продукции, чтобы сократить производ­ственные затраты.

С учётом условий, в которых протекает конкуренция, эко­номисты различают несколько типов структуры рынка:

- совершенная конкуренция,

- несовершенная конкуренция (монополистическая конку­ренция, олигополия и монополия).

Совершенная конкуренция характеризуется большим ко­личеством покупателей и продавцов одинакового товара, и по­этому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара. Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложе­ния.

Несовершенная конкуренция выделяет следующие модели: монополистическую конкуренцию, монополию, олигополию.

Монополистическая конкуренция характеризуется нали­чием множества продавцов, относительной лёгкостью вхожде­ния в рынок и дифференциацией продукции. Дифференциация продукции возникает в силу того, что продавцы находят при­быльным удовлетворение различных вкусов покупателей и их стремление к разнообразию. Продукция обычно является близ­кой, но не полностью заменяемой (масло, маргарин, ореховая паста и т.д.). Каждая фирма старается продать особый тип това­ра, который отличается качеством, дизайном, престижностью, благодаря чему у потребителя складываются неценовые пред­почтения.

Олигополия - это отрасль, в которой большая часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способ­на оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями. Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм и вступле­ние на этот рынок новых фирм затруднено. Это связано с необ­ходимостью значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм. Продукция, производимая этими фир­мами, может быть как однородной, так и дифференцированной. Примером такого рынка являются рынок автомобилей, самолё­тов, рынок сырья. Немногочисленность фирм заставляет их ис­пользовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию: техническое превосходство, методы сбыта, экономический шпионаж и т.д.

Монополия - это рыночная структура, при которой сущест­вует только один продавец, причём он производит товар, не имеющий близких заменителей. Например, ОАО «Промтрактор», производящий тракторы для нефтяной и добывающей промыш­ленности, является единственным производителем в России. В условиях монополии производитель способен полностью контро­лировать объём предложения и самостоятельно назначать цену. Стремление монополиста к максимизации прибыли путём уста­новления контроля над ценой и объёмом продаж утверждает особую власть на рынке.

Определенное место занимает феномен «естественной мо­нополии». К естественным монополиям относятся предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы. Обычно та­кие предприятия находятся в собственности государства или действуют под его контролем (газовые предприятия, линии свя­зи и т.д.).

Монополия в чистом виде - явление крайне редкое. Моно­полия, возникающая при условии, когда на рынке имеется толь­ко один покупатель при множестве продавцов называется монопсонией. Она имеет те же особенности, характеризующие моно­полию, однако они переносятся на покупателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: