Производство и обмен товаров осуществляются на основе их стоимости, величина которой определяется вложенными в них затратами. Денежным выражением стоимости является цена.
Цена - количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги.
Цена устанавливается производителем и может быть выше стоимости, ниже стоимости или соответствовать ей.
В рыночной экономике цены регулируются соотношением спроса и предложения. Происходит это благодаря следующим составляющим:
- величине спроса;,
- величине предложения;
- закону соотношения спроса и предложения; -конкуренции.
Величина спроса - это количество товара (услуг), которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в определенное время и в определенном месте.
Величина спроса определяется уровнем цены.
Определяя величину спроса и ее зависимость от цены, имеют в виду определенное время и место.
Закон спроса гласит: при прочих равных условиях величина спроса на товар (услугу) находится в обратной зависимости от цены этого товара.
Иными словами, чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него, и, наоборот, чем ниже цена, тем больше величина спроса.
Величина предложения ~ это то количество товара (услуг), которое продавцы готовы предложить к продаже на рынке по данной цене в определенное время и в определенном месте.
Закон предложения гласит: при прочих равных условиях изменение величины предложения товара или услуги находится в прямой зависимости от изменения цены этого товара (услуги).
Рыночное равновесие - это такое состояние рынка, когда интересы производителей и потребителей совпадают, когда величина спроса равна величине предложения.
Таким образом, рыночная цена, или цена равновесия, есть договорная цена продавца и покупателя.
Если цена повышается выше равновесной, то продавец стремится продать больше товаров, но потребитель будет покупать меньше. В результате образуется избыток товара.
Под воздействием конкуренции продавцов цена начинает снижаться и у покупателей появится желание покупать больше, а продавцы станут продавать меньше. В результате рынок снова вернётся в состояние равновесия.
Если цена опустится ниже равновесной, то величина спроса будет больше величины предложения, возникнет дефицит товара. Под воздействием конкуренции покупателей цена начнёт возрастать до тех пор, пока величина предложения не уравновесится с величиной спроса.
Конкурентная борьба - необходимое условие рыночной экономики.
Конкуренция - это свободное соперничество между экономическими агентами. Выделяют две её формы: ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция является основным видом конкуренции: компании стремятся снизить свою цену против цены конкурентов. Особенно наглядно это проявляется на рынке продовольственных товаров. Конкурент привлекает покупателей различными скидками, премиями, дешёвыми распродажами и т.п.
Неценовая конкуренция - это конкуренция между компаниями с использованием оригинального фирменного наименования товара и рекламы этого наименования, привлекательной упаковки, лучшей системы обслуживания, удобной формы оплаты товара и т.д.
Следует отметить характерные особенности конкуренции:
1. В результате конкуренции цены имеют тенденцию к снижению до уровня производственных затрат.
2. Создаётся огромное разнообразие товаров.
3. Покупатель имеет возможность выбирать.
4. Экономика гибко реагирует на изменения (неэффективные компании вытесняются с рынка более эффективными).
5. Происходит внедрение технических достижений в производство, улучшается качество продукции.
В то же время конкуренция между компаниями может заставить их снизить качество продукции, чтобы сократить производственные затраты.
С учётом условий, в которых протекает конкуренция, экономисты различают несколько типов структуры рынка:
- совершенная конкуренция,
- несовершенная конкуренция (монополистическая конкуренция, олигополия и монополия).
Совершенная конкуренция характеризуется большим количеством покупателей и продавцов одинакового товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара. Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения.
Несовершенная конкуренция выделяет следующие модели: монополистическую конкуренцию, монополию, олигополию.
Монополистическая конкуренция характеризуется наличием множества продавцов, относительной лёгкостью вхождения в рынок и дифференциацией продукции. Дифференциация продукции возникает в силу того, что продавцы находят прибыльным удовлетворение различных вкусов покупателей и их стремление к разнообразию. Продукция обычно является близкой, но не полностью заменяемой (масло, маргарин, ореховая паста и т.д.). Каждая фирма старается продать особый тип товара, который отличается качеством, дизайном, престижностью, благодаря чему у потребителя складываются неценовые предпочтения.
Олигополия - это отрасль, в которой большая часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями. Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Это связано с необходимостью значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм. Продукция, производимая этими фирмами, может быть как однородной, так и дифференцированной. Примером такого рынка являются рынок автомобилей, самолётов, рынок сырья. Немногочисленность фирм заставляет их использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию: техническое превосходство, методы сбыта, экономический шпионаж и т.д.
Монополия - это рыночная структура, при которой существует только один продавец, причём он производит товар, не имеющий близких заменителей. Например, ОАО «Промтрактор», производящий тракторы для нефтяной и добывающей промышленности, является единственным производителем в России. В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объём предложения и самостоятельно назначать цену. Стремление монополиста к максимизации прибыли путём установления контроля над ценой и объёмом продаж утверждает особую власть на рынке.
Определенное место занимает феномен «естественной монополии». К естественным монополиям относятся предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы. Обычно такие предприятия находятся в собственности государства или действуют под его контролем (газовые предприятия, линии связи и т.д.).
Монополия в чистом виде - явление крайне редкое. Монополия, возникающая при условии, когда на рынке имеется только один покупатель при множестве продавцов называется монопсонией. Она имеет те же особенности, характеризующие монополию, однако они переносятся на покупателя.