Экономическая природа и особенности мелкого, среднего и крупного бизнеса. Специфика развития предпринимательства в России и Башкортостане

мотивом предпринимательской деятельности является материальный интерес, выраженный в форме предпринимательского дохода. Смысл предпринимательской деятельности состоит в способности хозяйствующего субъекта реагировать на потенциальный источник выгоды, то есть увидеть и реализовать открывшиеся возможности, удержать конкурентные преимущества.В настоящее время предприятия классифицируют по ряду признаков и в зависимости от его размеров выделяют «крупные», «средние» и «мелкие». Чаще всего размер предприятия определяется через численность занятых на нём работников.

Малые предприятия (МП) - это предприятия любой формы собственности, небольшие по чис­ленности раб-ков и объемов вып продукции, но имеющие юр самостоятельность и свой р/c в банке. Преимущества в МП явл небольшие сроки окупаемости КП, возможность привлечения средств от на­селения, быстрое реагирование на рыноч спрос и динамичность организац форм, способность в зав-ти от потребителя рынка перестраивать произ-во на изготовление др видов продукции, высокая степень готовности к риску и более выс оплата труда, которая завис от конеч рез-та деят-ти пр-тия. Возмож­ность оператив рук-ва и участие в нем почти всех раб-ков.

Малым явл любое предпр-тие, если оно удовлетворяет следующим критериям: среднегодовая числ-ть раб-ков в зависимости от отрасли не должна превышать сл пределов (в пром. - до 200(100) чел, в науке и науч обсл. - до 100(60)чел., в строит-ве и опт торговле - до 50 чел., в с/х - до 60 чел, в общепите, быт обсл. и др. обл произв сферы - до до 50(30)чел., в розн торговле - до 15(30) чел, в др отраслях непроизв сферы до 25 чел.

К преимуществамкрупных предприятий можно отнести большие масштабы производства, позволяющие им полнее использовать возможности разделения труда внутри предприятия. Дробление процесса труда на мелкие операции приводит к тому, что каждый работник специализируется на какой-либо одной операции и выполняет их неизмеримо больше, чем если бы выполнял работу по созданию продукта от начала до конца. В ещё большей степени повышается производительность труда, когда разделение труда опирается на использование машинной техники, что позволяет использовать специализированные машины и оборудование. А покупать специализированное оборудование для снижения издержек на единицу продукции могут позволить себе именно крупные предприятия. Они же способны вкладывать средства в научно-исследовательские и опытно-конструкторские программы, дающие возможность компании уменьшить издержки производства и выпускать продукцию повышенного качества («эффект масштаба»).

Минусы крупного производства: нарушениея производственного единства, снижение уровня управляемости. 1 этап. 1861-1917 г- нарастание предпринимательской активности. Развитие предпринимательства, рыночных отношений в России отличалось рядом особенностей: наша страна относится к группе стран (Германия, Италия, Япония), которые с определенным опозданием приступили к индустриализации своих экономик и как следствие вынуждены были часто опираться в своем утверждении не только на экономические, но и на административные методы. В экономике Российской империи государство играло особенно большую роль. Основная ставка делалась не на свободу предпринимательства, как в Англии или США, а на государственное регулирование. В дореформенный период (1861 г.) государство, оставаясь абсолютистским, продолжало опекать предпринимательскую деятельность путем административного надзора и всевозможной регламентации. Реформа (19.02.1861 г.) дала импульс по-настоящему широкому и интенсивному развитию частного предпринимательства. К концу XIX началу XX в. ведущую роль в промышленности Российской империи стали играть акционерные и паевые предпринимательские структуры.

На рубеже XX века произошло вытеснение с лидирующих позиций мелкого и среднего предпринимательства крупными фирмами. Преобладали синдикаты. Первый в Российской империи синдикат (гвоздильных и проволочных заводов) возник в 1886 году, в следующем году синдикат образовали сахарозаводчики. Зарубежная деятельность российского предпринимательства чаще всего сводилась к экспорту товаров, который резко преобладал над вывозом капитала.Период НЭПа знаменовал собой новый (третий) этап: интересы государства, как никогда ранее, были четко сформулированы: держать предпринимателей для своих целей, «… лишь в меру допустить развитие этих отношений, которые полезны и необходимы в остановке мелкого производства, и чтобы контролировать эти отношения». Но даже в этих условиях предпринимательство стало развиваться на всех уровнях.

4 этап (конец 20-х годов до второй половины 80-х годов). Это был период безраздельного господства административно - командной системы. Из легального сектора экономики предпринимательство практически было изгнано и перешло в теневую экономику. Впервые после нэпа предпринимательство в отечественной экономике получило официальное признание. Под развитие предпринимательской деятельности подведена юридическая основа. Так, в частности, в Законе РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности” предпринимательство понимается как инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли.

Специфика развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан заключается в том, что к настоящему времени там пока не сложилось развитой системы объединений предпринимателей, тогда как, по оценке экспертов Министерства внешних связей и торговли Республики Башкортостан (МВСТ), в последнее время отмечается положительная динамика в сфере развития малого предпринимательства.

В настоящее время малым бизнесом охвачены практически все сферы экономики Республики Башкортостан. Этот сектор экономики дает около 9% валового продукта Республики. Республика Башкортостан является своеобразным примером “государственнической” модели развития малого предпринимательства. Вопросами координации работы органов исполнительной власти по поддержке малого предпринимательства занимается Межведомственный совет по поддержке предпринимательства при Кабинете Министров Республики Башкортостан. Указом Президента Республики Башкортостан утверждена и действует республиканская Программа государственной поддержки малого предпринимательства, в соответствии с которой определены приоритетные направления развития этого сектора экономики; образован Фонд развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан.

Инфляция и стагфляция в России. Инвестиционная политика и методы воздействия государства на инвестиционный и инновационный процесс в условиях повышенного риска переходной экономики.

Инфляцию можно считать закономерностью начального этапа переходного периода. Венгрия, Чехия, Словакия прошли через этот этап гораздо спокойнее, чем страны СНГ. Более того, там инфляция фактически преодолена.

Под инфляцией понимают: 1) черезмерное увеличение находящихся в обращении наличных бумажных денег и объема безналичного по сравнению с реальным предложением товаров и услуг; 2) снижение покупательной способности денег(их обесценивание); 3) общее длительное повышение цен. На начальной стадии переходного общества инфляция связана, прежде всего, с кризисом прежней дорыночной системы социально-экономических отношений. Причиной инфляции стала попытка внедрить форму свободного рынка в условиях неадекватной соц-эк среды. Глав. признаком развертывания рыночных отношений на начальном этапе переходного периода стали свободные цены. Неэкономические факторы это диффузия институтов и слабость законодательно-правовой базы экономики. В последующем факторами, подстегивающими инфляцию, стали многочисленные локальные войны в Югославии, Средней Азии, на Северном Кавказе и др.

Главной причиной инфляции является глобальный социально-экономический кризис.
Российский тип инфляции отличается от всех других известных типов, что объясняется условиями ее развития при переходе от плановой экономике к рыночной, а также высокими темпами роста цен.

Причины, вызывающие инфляцию:

1. Структурные диспропорции между отраслями экономики, оставшиеся в наследство от централизованной плановой системы. В этих условиях инфляция может быть остановлена только после радикальных структурных преобразований, на которые потребуются десятилетия.
2. Высокий уровень монополизации экономики, что объясняет монопольный характер поведения производителей на рынке и устанавливаемые ими монопольные цены.
3. Глобальная милитаризация экономики, большая армия, гипертрофированный уровень развития ВПК. Эти сектора экономики, по своему определению, являются нерыночными.

4. Огромные масштабы страны и колоссальный экономический потенциал. Импорт, который в относительно небольшой стране может создать конкурентную среду для внутренних производителей, не может полностью нейтрализовать монопольные тенденции и все существующие перекосы российской экономики.
С апреля 1991 г. инфляция стала набирать темпы, а с 2 января 1992 г., когда почти полностью был отменен контроль над ценами, она приобрела вид галопирующей инфляции, а на отдельные товары гиперинфляции.
Некоторое время денежная масса в нашей стране искусственно ограничивалась. Лишние деньги изымались из обращения в основном с помощью импорта и алкоголя. Потом ситуация резко изменилась. В результате падения добычи нефти резко сократились валютные поступления и, соответственно, импорт, уменьшились доходы госбюджета от продажи алкогольных напитков (кампания борьбы за всеобщую трезвость). Одновременно были развернуты широкие социальные программы, не подкрепленные реальными материальными ресурсами. В связи с созданием коммерческих структур (прежде всего банков) стало невозможным местное разграничение денежного оборота на наличный и безналичный. В результате наложения всех этих факторов вкупе с сохранившимся директивным управлением денежной массой мы на рубеже 1989-1990 г.г. вплотную подошли к гиперинфляции.

Правительство не смогло сдержать опасные инфляционные явления. Они стали нарастать как снежный ком, питаемые спадом производства, все возрастающей бюджетной эмиссией, безудержной кредитной экспансией коммерческих банков (т.н. кредитная инфляция), развалом единой денежной и банковской системы страны. В итоге мы получили то, что и должны были получить - гиперинфляцию на фоне резкого спада производства.

Основные направления государственной инвестиционной политики:

1.Создание условий для оживления инвестиционной активности и притока в экономику средств частных инвесторов корпоративного национального капитала, сумевшего адаптироваться к условиям рынка и способного обеспечить высокую отдачу от инвестируемых средств, поскольку проблемы повышения инвестиционной активности, реконструкции экономики не могут быть решены только за счет увеличения масштабов государственного инвестирования.

2.Формирование благоприятного инвестиционного климата, то есть создание благоприятных условий для удержания национального капитала в стране, отработки механизмов его трансформации в реальные инвестиции, содействие реализации инвестиционных программ корпоративного национального капитала,

3.Государство должно выполнять функции стратегического инвестора, стимулировать и поддерживать инвестиционную деятельность среднего и малого предпринимательства.

4.Изменение государственной инвестиционной политики в области централизованных инвестиций.

5.Ориентация на имеющиеся внутренние ресурсы накоплений в стране и опора, прежде всего, на национальный капитал.

6.Стимулирование коммерческих банков к долгосрочному кредитованию реального сектора, развитие системы специализированных инвестиционных банков, а также создание необходимых условий и законодательной базы для их активной хозяйственной деятельности.

7.Расширение масштабов привлечения внебюджетных источников финансирования инвестиций.

8.Привлечение иностранных инвестиций в экономику страны.

Основные функции государственных органов в инновационной сфере: 1) Аккумулирование средств на научные исследования и инновации. 2) Координация инновационной деятельности. 3) Стимулирование инноваций..4) Создание правовой базы инновационных процессов. 5) Кадровое обеспечение инноваций. 6) Формирование научно-инновационной инфраструктуры. 7) Институциональное обеспечение инновационных процессов8) Регулирование социальной и экологической направленности инноваций..9) Повышение общественного статуса инновационной деятельности10) Региональное регулирование инновационных процессов. 11) Регулирование международных аспектов инновационных процессов.

СТАГФЛЯЦИЯ - состояние экономики, когда застой или падение производст- ва (стагнация) сочетаются с возрастающей безработицей и с непрерывнымростом цен - инфляцией. Причинами СТАГФЛЯЦИИ являются политика монополий, поддерживающих высокий уровень цен в период кризисов, а также антикризисные мероприятия, проводимые государством, по "управлению спросом" (например, гос. закупки) и "регулируемому" росту цен.

ИПЦ на Т и У на конец периода в %
110,9 109,0 111,9 113,3 108,8 108,8

Инфляция в начале 2011 г составила 3,6%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: