Международное перемещение рабочей силы и капитала. Международные корпорации, ТНК

Международная миграция рабочей силы (эмиграция и иммиграция) представ. собой процесс перемещения труд. ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Помимо эк. мотивов процесс международной миграции обусловливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера. Осн. центры притяжения миграционных потоков – США и Зап. Европа. В каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Иммиграция может вызвать ряд проблем, связанных с этнич., расовыми, религиоз. и культур. отличиями иммигрантов от коренного населения + «утечка умов».

Суть международного перемещения капитала сводится к изъятию части капитала из национального оборота одной страны и помещения его в различных формах в производственный процесс и обращение другой принимающей страны. Международное перемещение капитала основано на его международном разделении, которое выражается в различной обеспеченности стран накопленными запасами, в исторических различиях, в различиях производства, уровня развития рыночных механизмов и других факторов. По происхождению капитал подразделяется на государственный и частный и капитал международных организаций. По характеру использования на предпринимательский и ссудный. По целям вложения на прямое иностранное инвестирование (ПИИ) и портфельное инвестирование.

Причины движения капитала: 1)получение прибыли; 2)изменения структуры национальных экономик; 3)различия в уровне развития разных стран; 4)решение общих задач во имя мирового сообщества; 5)межфирменная кооперация, взаимозависимость отраслей производства; 6)общее ускорение экономического и социального развития.

Теории международного движения капитала: классики – рикардианский принцип сравнительных преимуществ в международной торговле; неоклассики – Э. Хекшер сформулировал тезис о тенденции к международному равновесию цен на факторы производства, Б. Олин показал, что движение факторов производства объясняется разным спросом на них в разных странах: они движутся оттуда, где их предельная производительность низка, туда, где она высока; Кейнс исходил из того, что движение капитала возникает из неравновесия платёжных балансов разных стран; согласно неокейнсианской теории экспорт капитала в развивающиеся страны стимулирует деловую активность как в странах-экспортёрах, так и в странах-импортёрах, однако поскольку этому вывозу мешают сильный риск и другие препятствия во многих развивающихся странах, западным правительствам необходимо поощрять этот экспорт капитала, в том числе за счёт вывоза государственного капитала; Маркс обосновывал вывоз капитала избытком его в стране, экспортирующей капитал.

Международная корпорация (МК) – это форма структурной организации крупной корпорации, осуществляющей прямые инвестиции в различные страны мира. Традиционно международные корпорации подразделяют на транснациональные и многонациональные. ТНК – это форма организации МК, где головная компания принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по многим странам мира. МНК – это форма организации МК, где головная компания принадлежит капиталу двух и более стран.

Наиболее характерные черты МК: 1)создание системы международного производства, распространённого между многими странами, но контролируемыми преимущественно из одного центра; 2)высокая интенсивность внутрикорпорационной торговли между подразделениями в разных странах; 3)глобальная структура занятости и межстрановая мобильность персонала; 4)глобальное финансирование; 5)разработка, передача и использование передовой технологии в рамках замкнутой корпорационной структуры.

68. Концепции экономической реформы. Становление рыночной экономики: от теории развивающихся стран к модели развития России. Проблемы постсоветской России.

Острый эк. кризис, с которым столкнулись многие страны в начале 80-х годов, потребовал перестройки государственного регулирования экономики, перехода к развитию рыночных отношений. Осн. направлениями реформ стали приватизация, либерализация цен, финансовая стабилизация (борьба с инфляцией, укрепление курса национальной валюты).

На протяжении многих лет наша страна находилась в“административно-командной системе”, охватывающей все сферы жизнедеятельности общества.

С демократизацией общества появились мотивы перехода к рыночной экономике.
В 1985-1986 годах, перестройка базировалась на предположении, что начавшаяся демократизация управления экономикой наряду с более разумной политикой приведет к росту эффективности общественного производства и подъему народного хозяйства страны. Была объявлена концепция ускорения социально-экономического развития на основе более полного использования научно-технического прогресса.
Для ускорения НТП намечалось, прежде всего, резко увеличить капиталовложения в машиностроение как главную отрасль, от которой зависит практическое использование научно-технических достижений, ибо материализация научных идей невозможна без машин и технологического оборудования. Однако уже к концу 1986 года возобладал иной замысел курса к эффективной экономике. Непременным условием этого курса стало осуществление радикальной реформы управления экономикой, кардинальное преобразование хозяйственного механизма во всех звеньях и особенно в основном звене - на предприятиях. Главная ставка делается на полный хозяйственный расчет, самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление предприятий всех отраслей народного хозяйства. Вводится новая система оплаты труда, повышаются тарифы и должностные оклады, предприятиям предоставляются широкие возможности самостоятельного изменения индивидуальной заработной платы работников. На хозрасчет переводятся даже научные организации, директивный государственный план заменяется госзаказом. Но трехлетняя хозрасчетная эйфория сменяется глубоким разочарованием. Уже в 1988 году становится ясно, что вместо ускорения происходит замедление социально-экономического развития. 1989 – кризисное состояние экономики (глубокое расстройство финансовой системы, падение реального курса рубля, галопирующая инфляция, глобальные дефициты, “расцвет” теневого рынка товаров и услуг). Это произошло из-за неудачной реализации хозрасчетной идеи. Осн. причина заключ. в том, что вместо преобразования всего хозяйственного механизма были предприняты попытки изменить только оплату труда, схему распределения дохода предприятий и частично модифицировать планирование. В то же время такие важнейшие части системы управления, как формы и отношения собственности, организационные структуры управления, финансово-кредитный и ценовой механизмы, условия найма и увольнения, материально-техническое обеспечение остались прежними. Не был разработан и приведен в действие и механизм конкуренции.
Период перестройки ознаменовался возрастанием внимания к бедственному положению советских людей. В 1989 году правительство и народные депутаты осознали необходимость придания новой направленности радикальной реформе экономикой. В основу стратегии преобразования хозяйственного механизма закладывается идея его построения по рыночным принципам. Однако такие меры не были осуществлены, и к весне 1990 года экономическая ситуация еще более ухудшилась.
Верховный Совет СССР в октябре 1990 года одобрил представленные на его рассмотрение Президентом СССР “Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике”, которые аккумулировали положения правительственной программы и частично программы “500 дней”. Но единой согласованной с союзными и республиканскими органами концепции и программы перехода к рыночной экономике разработать не удалось.

Рынок - это вся система многообразных экономических отношений между людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, основанная на определенных принципах, главным из которых является свобода экономической деятельности. Чтобы хотя бы в общих чертах уяснить смысл, суть, содержание рынка, надо рассмотреть принципы рыночной экономики и ее структуру.

После распада СССР и образования СНГ сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация для России. Россия потеряла ряд важных морских портов, военных баз, курортов лишилась традиционных союзников в Восточной и Центральной Европе. Россия как бы отдалилась от Европы, стала еще более северной и континентальной страной.Значительно пострадала обороноспособность, практически отсутствовали границы с бывшими республиками. Российский флот лишился баз в Балтийском море, предстояло делить черноморский флот с УкраинойРазвалилась единая система противовоздушной обороны. Было потеряно былое влияние на страны Центральной и Восточной Европы. Обострились проблемы русских в ближнем зарубежье и беженцев из соседних государств в Россию. Разрастались военные конфликты у ее границ (Нагорный Карабах в Азербайджане, Абхазия в Грузии, Таджикистан). Все это ставило принципиально новые внешнеполитические вопросы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: