Теория сравнительных преимуществ Д.Рикардо. Необходимость международного обмена, воздействие международного обмена на национальный доход. Внешнеторговый мультипликатор

Д. Рикардо в своей книге «Начала политической экономики и налогообложения» (1817г.) убедительно доказал, что межгосударственная специализация выгодна не только в тех случаях, когда какая-либо страна имеет абсолютное преимущество в производстве и сбыте данного товара по сравнению с другими странами, т.е. не обязательно, чтобы затраты на производство этого товара были меньше по сравнению с затратами на аналогичные товары, созданные за рубежом. Вполне достаточно, по мнению Д. Рикардо, чтобы эта страна экспортировала те товары, по которым у нее есть сравнительные преимущества, т.е. чтобы по этим товарам соотношение ее затрат с затратами других стран было бы более благоприятным для нее, чем по другим товарам.Теория сравнительных преимуществ основана на ряде допущений. Она исходит из наличия двух товаров; издержек производства только в виде заработной платы, которая к тому же одинакова для всех профессий; игнорирования различий в уровне зар. платы между странами; отсутствия транспортных издержек и наличия свободной торговли. Эти исходные предпосылки были необходимы для выявления основных принципов развития международной торговли.

Рассмотрим действие принципа сравнительных преимуществ (издержек) в международной торговле на конкретном примере. Пример. Допустим, что отрез сукна в 25 м обменивается на бочонок вина в 50 л. На пр-во такого отреза сукна в Португалии затрачивается годовой труд 90 работников, а в Англии – 100 работников. На производство бочонка вина указанной емкости в Португалии затрачивается труд 80 работников, а в Англии – 120 работников. Таким образом, Португалия имеет абсолютные преимущества по обоим товарам, а у Англии этих преимуществ нет. Тем не менее, обеим странам выгодно обмениваться товарами.

Если Португалия окажется от производства отреза сукна, а импортирует его из Англии в обмен на бочонок вина, то она сэкономит годовой труд своих 20 работников.

В приведенном примере подразумевается, что оплата труда в обеих странах одинакова. Однако, если она различна, то как указывали последующие экономисты – сторонники теории Рикардо, это не вносит принципиальных изменений в теорию относительных преимуществ. В нашем случае, если уровень оплаты труда в Португалии, скажем, вдвое ниже, чем в Англии, то Португалия от обмена по – прежнему получит выгоду, но уже не в два, а четыре раза меньше, чем Англия, т.е. у последней эта выгода будет уже не в два, а в четыре раза больше. Это нетрудно подсчитать, если условно определить годовую зар. плату виноделов и ткачей в Португалии в 1000ф.ст., а зар. плату тех же работников в Англии – в 2000 ф.ст.

Есть теоретические доказательства того, что рикардианская модель работает и в случае множества товаров, а также при учете транспортных издержек. Таким образом, теория сравнительных преимуществ рекомендует стране импортировать те товары, издержки, производства которых в данной стране по сравнению с другими товарами выше, чем экспортируемых товаров.

Как видно из приведенного примера, международная специализация стран на основе сравнительных преимуществ способствует экономии трудовых ресурсов в этих странах при сохранении в прежнем объеме (или даже увеличении) в них потребления товаров.

Внешняя торговля на основе эффекта масштаба – теория, объясняющая торговый обмен между странами дифференцированной продукцией одной отрасли тем, что им выгодно специализироваться на торговле товарами, при создании которых они получают экономию на масштабе производства.

Внешняя торговля в разной степени затрагивает интересы отдельных групп населения. Развитие внешней торговли сопровождается специализацией стран на выпуске тех видов продукции, по которым они имеют относительные преимущества, следовательно, претерпевает изменения структура производства в торгующих странах, а значит, и структура спроса на факторы производства.

Для количественной оценки воздействия внешней торговли на рост НД и ВНП эк. теория разработала и использует на практике модель внешнеторгового мультипликатора.

Первоначальное изменение экспорта порождает цепную реакцию, которая, уменьшаясь с каждым последующим циклом, дает эффект многократного усиления первоначального изменения. Аналогично мультипликатору инвестиций, мультипликатор экспорта (Мx) обусловлен внутренними процессами в сфере потребления и м.б. определен ч/з MRC или MRS: Mx=1/MRS=1/1-MRC/ Влияние увеличения экспорта на объем производства определяется на основании формулы: ВНП=Mx*∆X, X-экспорт. Но МТ - это не только экспорт, но и импорт. И если учесть, что часть полученного экспортного дохода идет на импорт, то внутренняя покупательная способность уменьшается. Импорт действует как утечка, аналогично сбережениям, и имеет отрицательный знак. Поэтому анализировать импорт можно аналогично функции сбережения. С введением понятия предельной склонности к импорту (МRМ) как отношения изменения объема импорта к изменению дохода формула мультипликатора: Мх=1/ (MRS-MRM) *∆X

64.Теории международной торговли (Д.Рикардо, Хекшера-Олина, М. Портера). Международная торговля и экономический рост.

Д. Рикардо доказал целесообразность МТ и для тех случаев, когда страна не обладает абс. преим-вом в пр-ве каких-л. тов-в. Он показал: всегда, когда в отсутствие торг-ли сохр-ся различия м/у странами в соотношении изд-к пр-ва разных тов-в, каж­дая страна будет располагать сравнит. преим-вом: у нее всегда найдется товар, пр-во кот. будет бо­лее эф-но, чем пр-во остальных, при сущ-щем соот-шении изд-к в разн. странах. Др. словами, отнош-е изд-к пр-ва этого товара к изд-кам пр-ва остальных тов-в в дан. стране будет ниже, чем аналогич. соотнош-е в др. странах. Именно на пр-ве такого товара страна д. спе­циализ-ся и экспортир-ть его в обмен на др. то­вары. Пример: Пусть при имеющихся ресурсах стра­на А может произвести за год 60 ед. товара Y или 30 ед. товара X или любую комбинацию этих товаров в пределах, задан-х кр. производственных возмож-тей. Страна В с пом. имеющихся ресурсов может произвести 80 ед. товара Y, или 100 ед. товара X, или их любую комбинацию в пределах, заданных кр. производств. возможностей. Страна В обладает абс. преимущ-вом в пр-ве обоих товаров, а страна А не имеет абс. пре­им-ва ни по 1 из товаров. Соотнош-я изд-к пр-ва товаров X и Y в этих странах различ­ны. Различн. наклон этих кривых в странах свидет-ет о разном соотношении изд-к пр-ва товаров X и Y. Для страны А это соотношение составит 60Y=30X, или 2Y=1X, а в стране В — соотв-но 0,8Y=lX (для ед-цы товара Y эти же соотнош-я будут: 1Y=O,5X в стране А и 1Y=1,25X в стране В). Относи­т. цены тов-в на конкур-х р-ках опред-­ся относит-ми изд-ками их пр-ва и стремят­ся к указ. выше соотнош-ям. Дальнейш. разв-е теории внеш. торг-ли связ. с именами шведских ученых Э. Хекшера и Б. Олина: различия в сравнит. изд-ках м/у странами объясн-ся: 1) тем, что в пр-ве раз­лич. тов-в факторы исп-ся в разных соотнош-х; 2) тем, что обеспеч-ть стран фак-рами пр-ва неодинак. В соответстви с теор. Хекшера—Олина (ХО) страны будут экспорт-ть те товары, пр-во кот. требует значит. затрат относ-но избыт-х факто­ров и импорт-ть тов., в пр-ве кот. пришлось бы интенсивно исп-ть относ-но дефицитн. факто­ры. Т.о., в скрытом виде экспор-ся избыт. факторы и импор-ся дефицитные. Интенсивное ис­п-е фактора, напр. L, в пр-ве какого-л. товара означ., что доля затрат на раб.силу в его стоимости выше, чем в стоимости др. тов-в (продукт трудоемк.). Относит. обеспеч-сть страны фак-рами пр-ва опред-ся след. образом: если соотнош-е м/у кол-вом дан. фактора и остальн. факторами в стране выше, чем в остальн. мире, то этот фактор – относ-но избыточн. д/дан. страны, и наоб., если указанное соотнош-е ниже, чем в др. странах, то фактор - дефицитн. Так, если в стране А 2 ед-цы товара Y стоят 1 ед-цу товара X, это объясн-ся тем, что дан. страна обладает относ-но большим кол-вом факторов, интенсивно ис­п-мых в пр-ве товара Y. Эти факторы, при прочих равных, будут здесь дешевле, чем в др. странах, где их относ-но мало. Соотв-но, ниже будут и из­д-ки пр-ва товара Y в стране А. С др.стор., дефицит факт-в, в большом кол-ве исп-мых в пр­-ве товара X, ув-ет их цену и делает относ-но выс. изд-ки пр-ва дан. товара. Раз­личия в относит. обеспеч-ти факторами пр-­ва и степени их исп-я в пр-тве товаров X и Y объясняют эксп. товара Y из страны А и имп. товара X из др. стран, где его выпуск обходится дешевле. Практика отчасти подтверждает выводы теор. ХО. Но в последние 10-летия стр-ра обесп-ти разв-х стран необх-ми произ­водствен. рес-сами относ-но выравнивается, что должно было, согласно теор. ХО, ↓ их стимулы к торг-ле др. с др. О/о этого не происходит. Наоб., центр тяжести в МТ перемещ-ся именно к торг-ле м/у промышл. разв-ми стра­нами, т.е. странами с ≈ одинак. обесп-тью факторами пр-ва. Причем в МТ↑ удельн. вес взаимных поставок сходных промыш­л-х тов-ов. Это не уклад-ся в рамки теор. ХО.

В.Леонтьев показал, что в 1947 г. США-капиталоизбыт. страна, экспор-ли не капиталоемк., а трудоемк. продукцию, хотя, согласно теор.ХО, рез-т д.б. обратным. Дальнейш. ис­сл-я, с одн.стор., подтвердили наличие в США дан.парадокса в послевоен. период, с др.стор, пока­зали, что К. — не самый избыточн. фактор в стране. Выше него стоят обрабатываемая земля и научно-технические кадры. И здесь теор. ХО подтверждалась: США оказались чистым экспортером тов-в, в пр-ве кот. интенсивно исп-ся эти факторы. Итогом дискуссии вокруг "парадокса Леонтьева" стала тен­денция к разукрупнению факторов пр-ва и учету каждого из подвидов при объяснении направлений эксп-ных и им­п-х потоков. В кач-ве отд-х факторов, способных обесп-ть относит. преим-ва отраслям или фир­мам, стали выделять, напр., труд различ. квалификации, кач-во управленческ. персонала, различн. категории на­учного персонала, различн. виды капитала и т.д.

теор. М. Портера, кот. считает, что теории Рикардо и ХО уже сыграли свою пози­тивную роль в объяснении стр-ры внеш. торг-ли, но в по­следние 10-летия утратили свое практич. зна­чение, поск-ку изм-сь усл-я формир-я конкур-х преимуществ, устраняется завис-ть конкурентоспособности отраслей от наличия в стране ос­н-х факторов пр-ва. Портер выдел. след. детерминанты, формирующ. среду, в кот. разв-ся конкурентн. преим-ва отраслей и фирм: 1) факторы пр-ва опред. кол-ва и ка­ч-ва; 2) усл-я внутр. спроса на продукцию дан. от­расли, его кол-венные и кач-венные параметры; 3) наличие родствен-х и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на мир. р-ке; 4) стратегия и стр-тура фирм, хар-р конкур-ции на внутр. р-ке. Названные детерминанты конкур. преим-ва образуют систему, взаимно усиливая и обусловливая разв-е др. др. К ним добав-ся еще 2 фактора, кот. могут серьезно влиять на обстановку в стране: действия прав-ва и случайн. события. Все перечислен. хар-ки эк. среды, в кот. могут формир-ся конкурен­тоспособные отрасли, рассм-ся в динамике, как гибк. развивающаяся система. Важн. роль в процессе формир-я конкуретных пре­имуществ отраслей нац. эк-ки играет гос-­во, хотя эта роль различна на разн. этапах дан. процесса. Это м.б. целев. кап.вложения; поощрение экспор­та; прямое регулир-е потоков К; временная защита внутр. пр-ва и стимулир-е конкуренции на первых этапах; косвен. регулир-е ч/з налог.сис­тему, разв-е инфрастр-ры р-ка, информац. ба­зы д/бизнеса в целом; финансир-е научных иссл-й; поддержка образоват. учрежд-й и т.д. Опыт показ., что ни в 1 из стран созд-е конкурентоспособных отраслей не обходилось без участия гос-ва в той или иной форме. Это тем более актуально для перех-х эк.систем, поск-ку относит. слабость частн. сектора не позволяет ему в коротк. срок самост-но сформир-ть необх. факторы конкурент. преим-ва и завоевать место на мир. р-ке.

Международная (мировая) торговля - процесс купли – продажи товаров и услуг, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах. Международная торговля включает экспорт и импорт товаров; их сумма - товарооборот, а соотношение между ними – торговый баланс. Международная (мировая) торговля – торговля между экономическими агентами разных стран. МТ выгодна всем торгующим странам, обеспеч. Эк. рост, ↑ Ур. жизни, насыщ. Р-к новыми и разнообразными товарами и услугами лучшего качества по более низкой цене

Экономический рост – критерий экономического развития. Выражается ростом объема ВВП как в абсолютной величине, так и на душу населения. Экстенсивный экономический рост - если он осуществляется за счет привлечения дополнительных ресурсов и не меняет среднюю производительность труда в обществе. Интенсивный рост - связан с применением более совершенных факторов производства и технологии, т.е. осуществляется не за счет увеличения объемов затрат ресурсов, а за счет роста их отдачи. Интенсивный рост может служить основой повышения благосостояния населения. Обычно говорят о преимущественно интенсивном и экстенсивном типе экономического роста в зависимости от удельного веса тех или иных факторов, вызвавший этот рост.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: