В истории СССР и России послевоенные годы по характеру социально-экономического развития можно подразделить на три периода:
• взлет (1950—1970 гг.)
• застой (1971—1985 гг.)
• кризис и смена социально-экономической системы (1985 — 1990-е гг.).
В 1950—1970 гг. в стране была осуществлена коренная перестройка топливного баланса: возросла добыча нефти и газа, с 19,7 до 60,2%. В 50-е годы иногда называют "золотым веком" административной системы. Национальный доход увеличивался в среднем за год на 9%. Производительность труда в промышленности за 50-е годы выросла на 62%, а фондоотдача — на 17%. Очевидно, одной из причин этого было относительное обновление основных фондов в ходе послевоенного восстановления. В это время стабилизировались оптовые цены и понизились розничные.
В 1957 г. страна была разделена на экономические административные районы во главе с совнархозами. Совнархозы и стали главными органами управления. Им были переданы функции промышленных министерств, а сами министерства были ликвидированы. Таким образом, вопрос решался просто: поскольку носителями основных недостатков административной системы были центральные органы, они и были механически устранены. Совнархозы стали и органами планирования: каждый совнархоз планировал развитие своего экономического района.
|
|
Реформа оказалась неудачной. Она не изменила мете управления. Она заменила центральные органы местными, тоже административными. Но при этом единое хозяйство страны раздробилось на части.
Другие реформы 50-х:Освоение целины;Продажа техники совхозам;Кукуруза.
Поэтому в 1965 г. было принято решение о проведении экономической реформы — о переходе от административных к экономическим методам управления хозяйством. Экономические методы — использование экономических законов, рыночных отношений, материальной заинтересованности. Почему реформа не обеспечила переход к экономическим методам хозяйствования? Прежде всего потому, что сохранялся стереотип: социализм — это план, капитализм — это! рынок. Хозрасчетные, товарно-денежные отношения были приняты лишь как дополнение к административному планированию. По-прежнему план определял объем продукции и другие показатели, и только сверхплановая продукция подпадала под действие рынка.
в 1965 г. были приняты меры для того, чтобы улучшить положение в сельском хозяйстве.
1. Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию оставались ниже стоимости.
в 1965 г. было решено резко увеличить государственные ассигнования на повышение технического уровня сельского хозяйства, на производство сельскохозяйственных, машин и минеральных удобрений.Третьим отмеченным тогда недостатком была слабая специализация сельского хозяйства. Колхоз должен был сдать государству определенный набор продуктов — зерно, овощи, мясо, молоко и т. д. Более того — этот набор был почти одинаковым для колхозов разных природных зон. Доходило до того, что колхоз покупал некоторые продукты на рынке, чтобы сдать государству, потому что сам он этих продуктов не производил. И было принято решение снова усилить специализацию сельского хозяйства.Все эти решения были правильными, научно обоснованными, но представляли собой паллиатив: они не могли быть полностью реализованы без ликвидации колхозно-совхозной системы.
|
|