Социально-экономические реформы в Башкортостане в 1990-е годы по охвату, характеру и глубине определялись:
а) общим ходом реформ в Российской Федерации;
б) самостоятельно принимаемыми решениями республики в условиях обретения ею экономического суверенитета.
В связи с этим анализ современного состояния экономики Республики Башкортостан и хода ее реформирования необходимо осуществлять путем оценки развития событий на каждом из названных уровней и степени их взаимного сочетания.
Цели реформирования российской экономики определялись охватившим умы в государственном руководстве в начале 90-х годов лозунгом: «Даешь переход к рыночной экономике!». При этом четкой официальной установки того, к какому из вариантов рыночной экономики нужен переход, не было. Основными способами реализации указанных положений отхода государства от состояния всеобъемлющего субъекта экономических отношений стали:
а) ликвидация государственных структур управления экономикой;
б) приватизация государственной собственности.
|
|
Экономическая самостоятельность позволила республике занять определенную выжидательную позицию, проводить реформы с некоторым интервалом, несколько отстающим от России, но позволяющим присмотреться к тому, что затевается в центре и что может из этого получиться. Таким образом, в Башкортостане отказ государства от функций главенствующего субъекта экономических отношений произошел так, что было устранено, как и в России в целом, непосредственное вмешательство государства в процессы производства и хозяйствования, но в то же время, в отличие от России, сохранены рычаги кадрового и финансового влияния на руководство предприятий. Этому способствует, прежде всего, наличие контрольного пакета или значительной части акций АО в руках государства, а также сохраняющаяся традиция решающего значения позиции республиканских органов при назначении руководителей крупных предприятий.
Специфика российской приватизации:
Первое и главное противоречие заключается в несоответствии между масштабами приватизации, охватившими всю экономику и теми кратчайшими сроками, в которые должно было произойти ее разгосударствление. Способом его разрешения стало форсирование приватизации.
Второе противоречие, непосредственно вытекающее из первого, состоит в несоответствии между форсированными темпами приватизации и отсутствием ресурсов (квалифицированные специалисты и денежные ресурсы у населения) - необходимых для ее осуществления в условиях тяжелого экономического положения.
Специфика реформирования отношений собственности в РБ.
|
|
Особенности башкирской приватизации:
- сохранение управляемости не только государственных, но и смешанных, акционированных предприятий с использованием различных экономических и внешнеэкономических рычагов;
- создание новых объединений, государственных и полугосударственных акционерных компаний типа «Башнефтехим», «Башлеспром», «Башавтотранс», «Башкирхлебпром», «Башстрой» и т.п.;
- не обвальное, а постепенное, с учетом решения трудовых коллективов, проведение приватизации;
- осуществление приватизации со значительной переоценкой имущества с учетом инфляции, а не по остаточной стоимости на 1 июля 1992г., как это произошло в России;
- индексация приватизационного чека в четыре раза и закрытие республики от доступа приватизационных чеков из других регионов, что облегчило работникам предприятий РБ участие в приватизации;
- приостановка процесса выкупа арендованного имущества за бесценок по законам и ценам советского периода, как это делалось в России, и осуществление приватизации арендованного имущества по действующему законодательству о приватизации;
- сохранение на приватизированных предприятиях доли государственных акций в среднем около половины их уставного капитала, что в два с лишним раза больше, чем в среднем по России;
- разработка и внедрение первыми в России положений о «золотой акции» и уполномоченных лицах государства в акционерных обществах.
99. Экономика России на рубеже XIX и XX веков. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Кризис 1900-1903гг. и рост монополизма в экономике России. Роль иностранного капитала в развитии российской экономики.
После отмены крепостного права в 1862 г. стояли два основных препятствия: первое — слабость и неустойчивость внутреннего рынка, обусловленные крайне низкой покупательной способностью народных масс, в особенности крестьянства; второе — нестабильность финансового рынка и слабость банковской системы, что исключало возможность серьезных капиталовложений. Для преодоления этих препятствий требовалась значительная и последовательная помощь со стороны государства. Сергей Юльевич Витте, министр финансов с 1892 по 1901 гг., сумел убедить Николая II в необходимости проведения последовательной программы развития промышленности. Эта программа предполагала резкое усиление роли государства в экономике, значительную поддержку национальной промышленности (как казенной, так и, прежде всего, частной) и состояла из четырех основных пунктов:
жесткая налоговая политика, которая, будучи весьма льготной для промышленности, требовала значительных жертв со стороны городского, а в особенности сельского населения.
строгий протекционизм
денежная реформа (1897 г.), Была введена система единого обеспечения рубля золотом, его свободная конвертируемость, жесткая упорядоченность права эмиссии — в результате золотой рубль на рубеже веков превратился в одну из устойчивых европейских валют.
привлечение иностранного капитала. Оно производилось либо в виде непосредственных капиталовложений в предприятия (иностранные фирмы в России, смешанные предприятия, размещение русских ценных бумаг на европейских биржах, и т. д.), либо в виде государственных опционных займов, распространяемых на британском, немецком, бельгийском, но главным образом на французском рынках ценных бумаг. К концу XIX в. приток иностранного капитала стал массовым явлением.
За тринадцать лет (1887—1900 гг.) занятость в промышленности увеличивалась в среднем на 4,6 % в год, Добыча нефти увеличилась в пять раз.
Дальнейшему развитию страны мешал низкий уровень промышленного потребления сельского населения, и неразвитый потребительский рынок в городе. Развитие промышленности в значительной степени зависело от государственных заказов и недостаточно стимулировалось внутренним рынком.
|
|
Экономический кризис 1900—1903 гг.
Кризис 1900—1903 гг., начавшийся на Западе, захватил хозяйство России, Первыми признаками расстройства экономической жизни страны стали банкротства крупных фирм машиностроения и железных дорог в августе 1899 г., кризис биржевых ценностей в Петербурге. частные коммерческие банки и Государственный банк подняли учетный процент до 7%. Предприятия начали сокращать кредиты на отпускаемую продукцию, что вызвало избыток товаров. кризис перерос в депрессию, которая длилась вплоть до 1909 года. Однако кризис поспособствовал техническому перевооружению российских предприятий. Количество предприятий за период 1900—1908 годов увеличилось незначительно, численность рабочих выросла на 16 %, а сумма производства выросла на 40 %. Это было достигнуто в основном за счёт повышения производительности труда и совершенствования оборудования.
В период кризиса 1900—1903 гг. начался процесс массового оформления устойчивых монополий, которые становились основой экономической жизни страны. Преобладающей формой монополистических союзов стали синдикаты — объединения, осуществлявшие распределение заказов, закупку сырья и продажу готовой продукции через единый орган по сбыту. В годы экономического подъема 1909—1913 гг. происходят образование новых синдикатов и картелей, а также возникновение монополистических объединений высшего типа — трестов и концернов на основе слияния отдельных предприятий в одно или общего финансового руководства.
Иностранный капитал
К 1914 г. 45% акционерного капитала десяти крупнейших коммерческих банков страны составлял иностранный капитал. Это позволяло иностранным инвесторам расширять сферу своего влияния в экономике России, проникать во многие отрасли промышленности, в том числе и в военную. Происходило переплетение интересов русского и иностранного капитала, что привело к созданию ряда международных монополистических объединений
|
|
Аграрная реформа П.А. Столыпина
С 1905 г. в политике царского правительства усиливается внимание к аграрному сектору хозяйства. От политики общинного землевладения царское правительство перешло к разрушению общины, закреплению земли в частной собственности крестьянина и созданию хуторского и отрубного хозяйства. Помещичья собственность на землю оставалась в неприкосновенности.
С 1905 по 1916 гг. из общины выделилось около 2,5 млн. домохозяев, (включая 470 тыс. дворов в беспередельных общинах, из которых выход был обязателен), что составляло 22% всех крестьянских хозяйств, владевших 14% всей общинной земли. Создать слой крестьян-фермеров и разрушить устаревшую общину, мешавшую развитию капиталистических отношений в сельском хозяйстве, не удалось, тем более, что в подавляющем большинстве выход из общины ограничивался закреплением в личную собственность надельной и усадебной земли.
, было массовое переселение крестьян из внутренних губерний за Урал. Эта мера позволяла снять напряженность в обеспечении землей крестьян в Центральной части России, способствовала освоению новых земель, развитию капитализма.