Барокко и силлабическое стихосложение в русской литературе вт. пол. 17 в. Литературная и культ.-просвет. деят-ть Симеона Полоцкого

17 век- это век решительного углубления дифференциаций во всех обл. к-ры. Во 1-х л-ра дифф-ся по классовому признаку, появляется новая отсутствующая до того нар. л- ра - л- ра демократич. слоёв населения. Создаётся л- ра придворная. Разграничение возникает м/у светской и церковной л-рой, м/ у научн. и худ. Б. явилось со стороны: из Польши Украины, Беларуси.В 17 в. в России оно выполняло роль Ренессанса. Б. выступает на Руси в творчески переработанном виде, оно жизнерадостно и декоративно.Б. стрем-ся к пестроте.Л – рное Б. по преимуществу в л-ре верхов феод. об-ва. Поэзия Симеона Полоцкого, Кареона Исполина, Сильвестра Медведеа.В целом Б. служило эмансипации чел. личности, обмерщению л-ры. Оно развивало веру в чел. разум, в науку. Т. к. Б. в России приняло на себя ф-ции Ренессанса, оно тесно связано с просветительством. Сборники стихов Симеона Полоцкого напоминают собой энциклопедич. словари. Темы его стихов и абстрактные – любовь к поданным, славолюбие, закон, труд, согласие; и конкретыне- звери, рыбы, птицы. Тракт- ся в стихах и отд. ист. личности, ист. собыитя. Стихи сообщают сведения и учат морали. Эта поэизя получила название педагоигческой. Л-рные сюжеты многопредметны, а сами стихи строятся в виде орнамента или ростых фигур- креста, ромба и т.д.

Становление рус. л-ры 18 века как л-ры эпохи Просвещения. Русский классицизм. Эволюция жанра оды (М. Ломоносов, Г. Державин).Просветительская комедия в русск лит 18 в.(ВюКапнист,Д.Фонвизин).Традиц и новаторскоев комед. Д. Фонвизина «Недоросль»

18 век в истории рус л-ры-замечат. эпоха во многих отношениях. В течение этого времени Россия и ее л-ра прошли неск-ко стадий, характерных для культ. развития наиболее передовых стран Европы. В л-ре решались возрожд. проблемы, формировалась идеология просвещения, эстетика Кл-зма. сентиментализма и предромантизма. 18-й век-новая эпоха в развитии России и рус. л-ры. Особенности л-ры 18-го века: 1.Л-ра перестала быть СВ-й, формир-ся л-ра Нового времени. 2.Л-ра перестала зависеть от церкви(процесс обмирщения л-ры). 3.Представления о выс. роли общественности в л-ре. Дидактизм. свойственный Кл-зму и сентим-зму. 4.Нет анонимных пр-й(только в нач. 18в.). Писатели-госуд. чиновники. 5.Активно решались возрожденч. проблемы, важна роль личности,чел-к-венец природы. эпоха выдвигала сильную личность(просвещенный монарх-культ). 6.Л-ра 18-го в.- л-ра эпохи Просвещения.

Этапы в развитии л-ры 18-го в.: Существуют разные классификации:1.По Макогоненко: 1)Канун Просвещения; 2)Эпоха Просвещения; 2.По Благому: 1)Период л-ры 1-х десятелетий 18-го в.;2)От конца 30-х до 70-х; 3)Последняя треть века !!!3.По Федорову: 1)Л-ра Петровского времени(носит переходный хар-р);2)30-50-е г.(формир-е и расцвет кл-зма, переход от СВ-й жанр. системы к жанрам нового типа(басня, сатира…);3)60-е-1-я пол.70-х г.(Кризис кл-зма, зарожд-е сентимент-зма, появл-е журналистики);4)Посл. четверть века(продолжение кризиса кл-зма, расцвет сент-зма, возникн-е предром-ма).

Кл-зм - лит. направление, зародившееся в 17-м в. во Франции в условиях становления абсолютистского государства. Классицизм-1-е лит. направление в России, которое не родилось в России, а пришло из Зап. Европы. К-зм в Зап. Европе расцветает в 17 в., а в России-только в 18в., это обусловило его специфику. У кл-стов чел-к-гражанин. личные интересы уходят на задний план. В России Ккл-зм стал фундаментом Просвещения.

Основные принципы кл-зма: 1.Осн. конфликт-конфликт между желаемым и должным, между страстью и долгом. Положит. герой выбирает долг.2.Осн. эстетические критерии-разумность, культ. разум,опир-ся на философию Декарта. Чувственное познание ошибочно. нельзя представить себе истину через чувства, истина-это разум.3.Подражание образцам. Античное ис-во образцовое, кот. нужно взять за образец и создавать новые пр-я.4.Стремл. к типизации. кл-сты создававали характеры-типы. герои лишены индивид. качеств. Эти образы оторваны от действительности.5.Строгая иерархия жанра. Жанр. система полностью заимствована из античной л-ры. Жанры поделили на высокие(трагедия. эпопея, ода) и низкие(комедия, сатира, эпиграмма), позже появляется средний жанр. Кл-сты выдвигали четкие требования к жанрам. Выс. жанры сферу государственной полит. жизни, низкие-частную жизнь. Выс. жанр отличался общим возвышенным стилем, в нем не допускалось обыденности, комичных ситуаций, язык выс. жанра хар-ся высокой потетикой, язык низкого приближается к повседневному разг. языку.Драма и лирика особенно получили развитие. Требования к драме: 3-х единство(места, времени и действия) и только 1 конфликт.6.Дидактичность. Все пр-я должны учить. Выс. жанры-идеалу чел-ка-гражданина, низкие-посмеяться и так не делать. Кл-сты верили, что л-ра способна править нацией. Дид-зм-сознательная установка.

Нац. своеобразие рус. кл-зма 1)соц.-политич. направленность пр-й, т.к. главн. задача д-ры 18-го в. - отстаивание идеалов рус. эпохи;2)в России кл-зм нач-ся с сатиры Кантемира;3)обращ-е к нац. истории, использ-е нац. тематики.

30-50-е годы-эпоха просвещ-го абсолютизма. Л-ра пронизана идеями гуманизма. 60-е годы-расцвет кл-зма, но просветит. идеология была обречена на провал. Просвет идеи разраб.: Кантемир, Тредиаковский, Сумароков. Княжнин. Капнист и др. Ода в Кл-зме была жанром строгой формы. Поэт в оде- носитель общенац. сознания, выразитель мыслей и чувств эпохи. Ода- осн. жанр Кл-зма, возник в античной л-ре. В ант. л-ре одой называли песню с широким лирич. сод-ем,воспевающую прекрасное(подвиги героев, дружбу, любовь …). Зап.-евр. ода наследовала эту традицию. Ода-пр-е, кот-е воспевает т. героев, т. к. это высокий жанр, то герой-монарх. полководец и т.д., это жанр героической гражданской лирики. В России произошло тематическое сужение жанра. Зарождение жанра выс. оды в России относится к кон.17-го в. Рус. ода создавалась на сплаве опыта др.-рус., античной и Европ. поэзии применительно к к условиям и задачам рус. Нац. жизни 18-го в.

Требования к оде: 1)должна состоять из 3-х частей:1-я- приступ, т.е. введения темы; 2-я- рассуждение, где эта тема развивалась с помощью примеров-образов;3-я-краткое, но эмоциональное заключение; 2)обязат. элементы: похвалы определенному лицу, нравоучит. рассуждения, предсказания, ист. или мифологич. образ. обращ-е к природе, музам, свободное развитие поэтич. мысли;)ода пригот-сь и преподносилась в торжественных ситуациях.

Жанр. разн-ти оды: 1) похв.-торжеств. 2) победно-патриотич.; 3)филос-я; 4)анакреотическая(любовно-лирич.)В России утверждаются похвально-торж.., победно-патриот. и духовные оды. Оды писали: Майков, Державин, Ломоносов, Радищев и др. Державин начал писать филос. оды, кот-е потом переходят в жанр элегии. В оде Державина «Фелица» добродет. Екатерина» противопоставлена своим вельможам, праздность, щегольство кот-х поэт осуждает. Новаторство: здесь Державин,нарушая чистоту стилей, обязательную для Кл-зма, соединил оду и сатиру, выс. и низкий слог. Д-н-почти 1-й, кто смешал стили. Здесь единство конкретики и обобщения. Конкретика достигается введением предметов быта.

У Ломоносова М.В. осн. темы од-природа и ее познание. труд, прославление военных побед России. Его одам свойственен гражд.-патриотич. пафос. В оде «На взятие Хотина» поэт воспевает блестящую победу рус. войск над турками. Ода «На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны» обращена к властительнице России с призывом продолжать петровские реформы, покровительствовать наукам и искусствам. Л-в показывает богатство и огромные возможности России. Начатая как воспевание Елизавете, ода превращается в гимн науке.

Комедия «Недоросль» - 1781 г. В комедии 2 конфликта: 1)конфликт между помещиками и крестьянами, 2) между Скотининым и Митрофаном. Фонвизин в комедии выносит приговор таким помещикам как Простакова и Скотинин. Неслучайно имение Простаковой берется под опеку.

Фонвизин разоблачает жестокость Простаковой (Пр.) и Скотинина (Ск.) по отношению к крестьянам и дворовым. По собственному признанию Пр. она так обобрала крестьян, что брать то у них уже нечего. Няньку Митрофана Еремеевну она заставляет участвовать в похищении. Что касается Ск., то он больше всего на свете мечтает о приобретении свиней. И Пр. и Ск. Люди невоспитанные, жадные, бездуховные, кроме собственной выгоды их ничего не волнует и не интересует. Даже любовь к Митрофану у Пр. примитивная и он вырастает по образу и подобию своей матери и дядюшке – грубый, невежественный хитрый и безжалостный даже по отношению к своей матери.Ск. противостоят такие дворяне как Правдин и Стародум. Высказывание Стародума, в котором он разоблачает правление Екатерины второй во многом отражает настроение самого Фонвизина (Что служить при Екатерине сам плохому научишься)

«Недоросль» Фонвизина

Традиционное:

1.Единство времени, места и действия;

2.Говорящие фамилии;

3.типизация характеров

Новаторское:

1.Нарушено единство действия;

2.Два конфликта: любовный и соц.-полит.;

3.герои делятся на положительных и отрицательных;

4.Комедия идей, высокая соц.-полит.

5. Худ. Функция Ск. – состояние невежественного помещика, доведенная до предела (яркий дидактизм)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: