Сентиментализм в русской литературе 18 века. Жанр «путешествия» в тв-ве Карамзина и Радищева

Сентиментализм - течение в европейской и америк. литер. второй половины 18- начала 19 века. Провозглашал культ естественного чувства, природы, был не чужд патриархальной идеализации.

«Письма русского путешественника» (ПРП) Карамзина. ПРП – произведение, явившееся результатом поездки Карамзина в ряд стран Зап. Европы,- сразу же поставили его в ряд крупнейших рус. писателей. Они печат. Частями в 1791-1792 г. на страницах «Московского журнала», в 1797 году вышли отдельным изданием.

ПРП –по своему жанру примыкают к популярной у сентименталистов лит. путешествий.

ПРП – многотёмное и многоплановое произв., в котором нашли отражение общест.-полит. Жизнь Европы, эстетические взгляды автора, впечатление от встреч со знаменитыми людьми, простыми обывателями, в нём есть описание природы, рассуждения на морально-филос. темы, анализ особенностей национ. характера немцев, швейцарцев, французов, англичан.

Продолжая традицию «путешествий», издавна известных на Руси. Карамзин для себя избирает жанр дружеских посланий. Это была та свободная форма, которая позволяла говорить обо всём, что встречалось на пути писателя, и давала возможность в полной мере раскрыть личность автора. Карамзин искусно создаёт иллюзию подлинных писем с помощью различных приёмов. В их числе: прямое обращение к друзьям, которые, однако, нигде не называются по имени; беспокойство по поводу их молчания; радость, когда приходят долгожданные ответы. Невидимый адресат такое же действующее лицо писем, как и сам автор, и о вкусах и взглядах первого можно судить не в меньшей степени, чем о жизненных и эстетических принципах второго.

Иллюзии достоверности при этом способствуют и сведения, сообщаемые путешест-м о самом себе: он точно указывает свой возраст, почти расшифровывает фамилию, именуя себя «К». Большое место в произведении занимает внутренний мир героя, его чувства и переживания. Изображение психологии путешественника сделано в подчеркнуто сентиментальной манере. Вполне естественно включаются в повествование выдаваемые за быль романтические новеллы. В ПРП Карамзин не просто информатор и наблюдатель, факты и явления незнакомой для него действительности он объясняет, комментирует, анализирует. Это та грань, которая соединяет внешний мир и внутренне «я» писателя, способного не только произносить чувствительные тирады, но и давать трезвые, рационалистические оценки. Главный предмет суждений и размышлений писателя- общественно-политическая жизнь и искусство. Культурная жизнь в Европе-тема, особенно близка Карамзину, позволявшая ему с достаточной опред-ю выразить свои эстетические идеалы. Молодой писатель требует, чтобы в худож. произв-х изображался чел., «каков он есть, отвергая все излишние украшения». «Искусству писать», которым в совер-ве владели авторы фран.трагедий, писатель-сентимент. противопоставляет искусство «трогать наше сердце или потрясать душу». Изучая достопр. Европы, знакомясь с множеством людей, анализ. события и незнакомые для себя явления, путешест. всюду остаётся рус. человеком. ПРПяв-сь той лабор-й, в которой создав. сентимент. стиль писат. Напевность, мелод. Речи, приближ-е прозу к стихот., отсутствие грубых, просторечных выражений, преобл. слов, вырож. чувство, присущи тем страницам произв., где Карамзин пишет о природе и собственных переживаниях.

«Путешествие из Петербурга в Москву»(ППМ) Радищев. Это кн. о соврем. Радищеву России, о положении её народа, о его будущем. Со строг. логич. последовательностью и вместе с тем с больш. худ. выразительностью писатель показал и доказал, что освобожд. российск. Народа, рус. мужика от самодержавно-крепостнического гнёта может произойти и обязат. произойдёт револ. путём. Шир. охват жизни рус. общества последних десятилет. 18 в. ППМ не имел себе равного ни у кого из писат., предшеств. Радищева, а его идеологич. «уровень» останется непревзойдён. до тв-ва декабристов. Но не только глуб. и всесторон. изобр-е рос. действит. В ППМ выдел. эту кн. из соврем. Радищеву лит-ры. Олич. её и впервые осущ. в ней анализ и оценка важнейш. гос. институтов со стор. политич., экономич., юридич. и моральной. Соц. анализ действ-ти стан-ся в ППМ одним из осн. структурообр. компонентов. Выводы из этого анализа леж. в основе приговора самодерж., крепост. праву и всему тому, что приносит обществен. вред, унижает чел. личность. Однако ППМ не преврат. в бесстрасн. научн. трактат. В нём во едино слились мысль и экспрессия автора. Главная тема ППМ – разоблач. самодерж.- крепост. гнёта в России. Глав. пробл.- поиск тех средств, метода, какими будет ликвидир. гнёт. А главным героем в ППМ избран рус. народ, крепостн. крестьянин в перв. очередь. Создав картину потрясающ. беззакония и неимровер. эксплуатации, каким подвергался народ, писатель не изобразил его забитой, сломленной обстоятельствами жертвой, залуж. лишь сострад. Народ у Радищева прежде всего талантлив; именно в нём заложены те высокие нравственные принципы, на основе кот. возможно обновление России. Вместе с тем, высоко оценивая народ, далёк от его идеализации. Ему ясно, что растлевающее влияние крепост. права охватило не только помещиков, но и крепостных, превратив некоторых из них в рабов и по положению и по духу (вспомним «детину лет 25» из главы «Медное») Радищев убеждён в том, что одарённость рус. народа обязательно должна себя проявить. Большое внимание Радищева к фольклору объясн-ся тем, что он видел в нём выр-е х-ра народа, его души. Радищев глубже всех писателей 18 в. постиг кач-ва рус. нац. х-ра, искал и находил ответы на многие соц. вопр. в народном тв-ве, в нар


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: