Важнейшие этапы жизни и творчества А.Пушкина. Тематическое и жанровое богатство лирики.Роман Пушкина «Евгений Онегин»

Род. А.С.П. 26 мая (6 июня) 1799 в семье офицера Сергея Львовича Пушкина и Надежды Осиповны Ганнибал. Его мать была внучкой А.П.Ганнибала, сына эфиопского князя. А.С.Пушкин получил начальное образование дома. Всю жизнь Пушкины жили бедно. Несмотря на это семья была довольно образованной. Их дом посещали поэты и писатели. В творчестве П. можно выделить несколько периодов: 1.Лицейский (1811-1817). В 1811г. П. был принят в Царскосельский Лицей. Стихотворение «19 октября» посвящено лицею (в нём раскрывается образ лицея как дома). Первый набор включал 29 лицеистов (среди них Дельвиг, Пушкин, Кюхельбекер…). Именно в лицеи П. почувствовал себя поэтом, хотя писать начал с 13-ти лет, а прочитанное на экзамене стихотворение вызвало восторг у Г.Р.Державина. Позднее П. вспоминал: «Не помню, как я кончил своё чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять…Меня искали, но не нашли…» Начиная с этого времени, П. становится постоянным автором таких центральных журналов, как «Вестник Европы», «Российский музеум», «Северный наблюдатель». Заочно он принят в «Арзамас» (прозвище «Сверчок»). Тогда начинает формироваться его позиция. В лицеи было много друзей. Прежде всего, это И.И Пущин («Мой первый друг, мой друг бесценный…», 1826), будущий декабрист, автор «Записок о Пушкине», и А.А.Дельвиг («Мы рождены, мой брат названный…»). «Братом» назвал П. и В.К.Кюхельбекера, поэта, участника декабристского восстания, закончившего свои дни в Сибири. Этому периоду посвящена тема многих его стихов – тема лицейского братства: «К другу стихотворцу», «Тень Фонвизина», «К Жуковскому», «Пирующие студенты». 2.Петербургский (1817-1820гг.) Был коллежским секретарём в Коллегии иностранных дел. Стремится не утратить себя. С 1819 по1920 – участник общества «Зелёная лампа». В поэзии преобладают эпикурейские, эротические мотивы. Это период вольнолюбивой лирики («К Чаадаеву», «Сказки Noёl», «Деревня», «Вольность»). Здесь центральная тема – тема свободы, которая будет прослеживаться на протяжении всего творчества П. В этот период создана поэма «Руслан и Людмила». П. хотел создать лиро-эпическоепроизведение. В 1826 к поэме П. написал вступление. Поэма стала событием. 3.Южная ссылка (1820 – 1824). 6 мая 1820 года П. отсылают на юг, на новое место службы. Это время усиления вольнолюбивых мотивов в творчестве поэта («Кинжал», «В.Л.Давыдову», «Погасло дневное светило…», «Узник», «Песнь о Вещем Олеге»). В лирике начала 1820- х. отразились изменения в мировоззрении и настроениях поэта. На смену оптимистической одушевлённости идей освободительной борьбы в России приходит разочарование в просветительских взглядах. Этому способствовали поражение революций в Испании и Италии, неудачи национально-освободительного движения в Греции («Свободы сеятель пустынный…»). Тем наименее тема юга (Крым, Кавказ) – благодатная почва для экзотических произведений («Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан»). Общаясь с Раевскими, П. почувствовал себя почти что дома. В середине октября 1820-го П. из Крыма переводится в Кишинёв. Там поэт чувствует себя одиноким («Наполеон», «Чёрная шаль», «Братья-разбойники»…). Для лирики кишинёвского времени характерны такие мотивы как неволи, тюрьмы, конфликт изгнанника и среды. Положение было сложное, денег не было. (Как отстоять своё достоинство? Ведь от поэмы «Руслан и Л.» П. ничего не получил.) Весной 1823-го П. переезжает в Одессу, где попадает на службу к графу Воронцову. Исключительное место занимает любовь. Надежда Воронцова – его муза (на 7 лет старше). Воронцов давит на П., и он подаёт в отставку. Этот период знаменуется началом работы над романом в стихах «Евгений Онегин». 4.Ссылка в Михайловское (1824-1826). Одиночество и сосредоточенность. Ссора с отцом, тот уезжает из имения. Написана последняя романтическая поэма «Цыганы». В жанровом, идейном, образном планах произведения этого периода знаменовали создание нового художественного метода, названного автором «истинно романтическим». Новаторские тенденции видны в произведениях: трагедии «Борис Годунов», поэме «Граф Нулин», в лирике, продолжении романа в стихах «Евгений Онегин» (3-6-я глава). Здесь П. задумался о денежном гонораре за свои произведения. В Михайловском было написано стихотворение «К***», для П. Анна Керн была действительно «гений чистой красоты». В имении П. вырабатывает собственную лит. позицию, занимается изучением истории, фольклора, изучает саму местность. 5.Московский период (1826- 1830). В сентябре 1826-го по распоряжению Николая1 П. вернулся в Москву, но за ним сохранился негласный надзор. Отношения с Николаем1 были сложные, но Н. уважал П. как поэта («Я ныне говорил с умнейшим человеком России…»). В произведениях этого времени поэт подтверждает свою верность идеалам свободы после поражения декабристов («Во глубине сибирских руд…», «Арион», «Анчар»). В 1827-м появляются «Стансы», лирический герой которых смотрит в будущее «в надежде славы и добра». В 1827-м начинает работу над романом «Арап Петра Великого» (не закончил).1828- «Полтава». 6.Болдинская осень (1830). В Болдино П. размышляет о месте поэта в мире и назначении поэзии («Пророк», «Поэт и толпа», «Разг. книгопр. с поэтом», «Чернь», «Я пам. воздвиг себе нерукотв.»). Появились «Маленькие трагедии», последняя неслучайно называется «Пир во время чумы» (эпидемия холеры – невозможность выехать с Болдино) и «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»; завершён «Е.О.»; написано около 30-ти стихотворений («Элегия», «Герой», «Бесы», «Моя родословная»). 7.Трорчество последних дней жизни (1831-1837). В 1831-м – П. в Москве. Венчание с Н.Н.Гончаровой. Весной Пушкины переехали в Петербург. Началась работа над историческим трудом «История Петра». В 1830-1831 поэт участвовал в издании «Литературной газеты» А.А.Дельвига. Создание поэмы «Медный всадник», создание прозаических произведений, посвящённых нар. движ-ю («Дубровский», «Капитанская дочка».). В конце 1833 г. П. был произведён в камер-юнкеры (младший придворный чин). Расценив это как попытку сделать его «холопом», поэт подаёт в отставку, которая не была принята. В 1834-м закончена повесть «Пиковая дама». В Мих-ком пишет стих. «Вновь я посетил»: «Не дай мне бог сойти с ума Пора, мой друг, пора Покоя сердце просит…» К 1837-му имя П. стало легендой. 27-го января 1837 П. был см-но ранен на дуэли с Ж.Дантесом.

«Евгений Онегин»

7 лет 4 месяца и 7 дней – столько времени ушло у П. на р-н «Евгений Онегин» (Е.О.). С 9-28 мая 1823г. - начало работы над р-н. 8 декабря 1823г.- закончил 2 гл. 8 февраля-2 декабря 1824г.- П. работает над 3 гл.; 1824-1824г.-4 гл., 6 января 1826г.- зак-л 4 гл.; c 4 февраля 1826г.- начал работать над 5, 6 гл.; 19 октября 1829г.- сжигает 9 гл. р-на; 5 декабря 1831г. – П. завершает работу над письмом Е.О. к Татьяне.

В р-не, кот. писался на протяжении многих лет, не могли не возникнуть противоречий и несогласованности: противоречий: 1) в 3 гл. XXXI- «письмо Татьяны предо мною» (П.), а в 8 гл. – у Евгения Онегина; 2) Татьяна не знала русского языка («журналов наших не читала») но она – «русская душою». Самому автору слабые стороны “Е.О.” известны противоречий много…”, но эти противоречия рассматриваются П. не как оплошности, а как элемент р-на, его конструкция. Противоречия возникают тогда, когда мы читаем одну и ту же кар-ку героя по-разному, т.к. нашу мысль постоянно можно оценивать по-разному, то иронично, то трагично, поэтому 1 чел. Нельзя дать одну и ту же оценку. Ценности противоречий – стремление преодолеть условность. П. в Е.О. сознательно сталкивает разные литерат. приемы, размечает лит. штампы, беря их в кавычки, иронизируя над каноном, произвольно выходит за пределы литературности. Ни один из лит. штампов не в силах охватить ту жизнь, кот. в р-не охвачена. Т.о., в основе авторской позиции лежит отталкивание от форм литературности. В книжке не то, что в жизни. П. изображает жизнен. ситуацию как таковую, какая она есть на самом деле, а не через призму чьих-либо взглядов. Отступление от лит. канонов: 1) сам сюжет представляет просто выхваченный кусок из жизни произвольно выбранного героя. П. выбрал обыкновенную личность, такую же, как я, такую же, как вы. В “Е.О.” нет нормального с 1) зр. канона вступления (вступление появляется только в 7 гл.). Нет в р-не и традиц. концовки (либо свадьба, либо смерть); 2) слабая очерченность хар-ра гл. героя. Сюжет р-на складывается из непроисходящих кусков, т.е. нет конкретных рес-то действий. Нет препятствий в любви (единственное препятствие - в 7 гл.- но его сама Татьяна создает). События в р-не происходят не ради чего-то, а сами по себе; 3) композиция “Е.О.” необычна. Р-н построен по принципу присоединения всё новых и новых эпизодов вокруг главных героев (Е.О. и Т.), каждая глава, эпизод и, порой, строфа – самостоятельны, поэтому все происходит, как в жизни. В каждой главе хар-р Е.О. меняется. П. не знает, каким он предстанет в следующей главе.

Система образов. Ленский. Дворянский быт и заимствованная западная культура определили романтический, далекий от реальной рус. жизни настрой мыслей и чувств Л. «Полурусский сосед» Онегина, «поклонник Канта и поэт» не имеет сколько-нибудь ясного представления о реальной жизни. “Его стихи полны любовной чепухи”. Ленский молод. Как бы сложилась его жизнь в пору возмужания, П. не дает прямого ответа. Л. мог сохранить жар сердца, но мог превратиться и в заурядного помещика. В Л. автор подчеркивает пост. противоречивость: простую, здоровую, простодушную натуру и поэтич. страстность, горения. Отношение П. двойственное сочувствие просматривается сквозь откровенную иронию, а ирония проступает сквозь сочувствие. Л. – 18 лет, он на 8 лет моложе О.. Л. отчасти юный О., ещё не созревший, не успевший испытать наслаждения и не изведавший коварства. Осн. худ. роль Л. – оттенить хар-р Онегина. Они взаимно объясняют др. др.

Онегин. О. представлен в р-не зрелым и опытным человеком, хорошо знающим жизнь, ему 26 лет. Тон рассказа об О. иронический и даже иногда сатирический. Но ирония и сатира относятся не столько к О., сколько ко всем дворянам, получившим одинаковое воспитание и образование. Тут нет личной вины героя. В дальнейшем он подпадет под влияние света, кот. стремится сделать из О. мол. человека, похожего на других.

Татьяна. Т. живет чувствами, она сближена с природой. П. нарочито подчеркивает “дикость“, т.е. непросвещенность чувств героини. Душевная цельность Татьяны в наибольшей степени характеризует гармоническое единство лучших сторон высокой дворянской и простонародной культуры – пушкинский поэтич. идеал. Поэт. П. не скрывает своих симпатий к Т.

“Е.О.” – энциклопедия рус. жизни, т.к. в нём всесторонне изображены ведущие, самые гл. и хар-ные тенденции жизни рус. общества 20-х г. XIX в

10. Историч., фил. и соц. пробл-ка прозы А. Пушк. ("Пов. Белкина", "Пик. дама", "Дубровск.", "Капит. дочка")

"Пов. Б." - совершенно новое явл-е в ТВ-ве П. Это перв. завершен. прозаич. замысел автора. В цикл вошли 5 новелл: "Станц. смотрит-ль", "Выстрел", "Барышня-крестьянка", "Метель", "Гробовщик". Пов. б. созд. в оч. коротк. срок - в теч. сент.-окт. 1830 г. П. счит., что проза прежде всего язык мысли, доб-ся благор. простоты яз., осваив. точность повест-я и игра чужим словом. Белкин пон-ся автору за ясность письма, мысли, нарвств. чувства. Белк. - это лицо вымышл., кот. переск. в своих пов. истор., слыш. им от разн. лиц. Поэт. в повест-иивзаимод. голоса авторов истор., Белк. и самого П., вторг-ся в текст (отступл., ремарки и т.п.). С "Пов. Б" начин. свою родословн. в рус. л-ре "маленьк. ч-к" и намеч-ся принцип. нов., реалист. подход к изображ. простого демократич. героя.

"Пик. дама". Карты и жен. - 2 осн. слабости П., но в карты играл не из-за денег - азарт, прелесть риска. Тема карточн. игры, рока. Идея пов. - облич-е наполеонизма, дело в том, что гл. герой не слеч. напол. рус., напол. немец (рационализм, педантизм, но не всегда), в крове Герм. залож. роковая двойст-ть. Герм. выд-ся из окруж-я, т.к. он инженер, их был мало, он исключит. ч-к. Странность Г. - почему он сидит и см. за игрой, если сам не игр., у него вроде бы нет страсти игр. на деньги. Но: в хар-ке - сильн. страсти и огненн. воображ-е, но есть твердость железная, нем. воля. Герм. не случ. насторожился, услышав ист. о картах. Герм. в жизни расчетлив, ставит на умеренность, трудол-е - такой же смысл в картах, их смысл. Герм. - игрок в душе. Пов. о том, что кажд. ч-к в глуб. души игрок, в созн. кажд. ч-ка азарт сидит, но когда это произ-т? Во время рок. игры, это не месть старухи. Герм. поплатился за самонадеян., за то, что верил в пост-во удачи. Пов. о том, как опасно шутить с фортуной, с этой самой опасн. дамой. Пик. д. - это старуха и та самая карта.

В 30-е г. П. сильно привлек. ист. рус. бунта, его истоки - осн. тема крупн. прозаич. произв. Пов. "Дубровск."(1832). В основе сюжета - услыш. поэтом истор. небогатого бел. дворянина Островского, проигр. земельн. процесс своему соседу и ставш. грабителем В центре - 2 мол. ч-ка. Пов. - картина быта и нравов рус. об-ва. Троекуров - тип помещ. екатерининск. эпохи - тяга к самовластию. Дубровский - тип дв-на. Как рожд. рус. бунт? Дубр. вовсе не помышл. о физич. отмщении. Потеря дома, семьи - главн. несчастье для дв-на. Интересно, как разгор. бунт - по воле случая, впрочем, так же как и угасает. Возн. на 1-ый взгляд бессмысл. и беспощадно. Дубр. хочет б. ч-ком независим., но свобода не равна бунту. П. - гос. идеолог, как хотел Ник.I, П. - перв. исслед-ль рус. бунта. Лето 1833 - разреш-е на 4-х месячн. путеш-е пугачевск. бунта, верн. 20 окт, получ. доступ к местн. архивам. За эти 4 мес. собир. данные, док-ва. Бунт - стихия, никому не подвластн., непредсказ., бунт м. осуждать, но П. весьма далек от осужд-я бунтовщиков.
"Капит. дочка"(1836) - единств.историч. р-н, напис. П., задумана еще в 1833. События р-на происх. в теч. неск. лет, повест-е вед-ся от им. дворянина Петра Гринева. Воспомин. Г. посвящ. грозн. событ, свидетелем и невольн. участн. кот. он оказ-ся. В центре повест-я - сложн. и против. личность Пугачева, к нему стянуты все сюжетн. линии р-на, а любовн. интрига (Маша Миронова - Гринев) д. объясн-ть "странные" взаимоотн. верного своему воинск. долгу Гринева и Вождя восставш. крест-ва Пугач. Пугач. в р-не носитель нар. самосозн-я. Незаурядн. его личн. подчерк-ся неоднократно. Сп-ти Пугач. как рук-ля движ-я противоп-ся бездарн. дейст. царск. генералов. Рус. бунт, увиден. Грин., заставил его задуматься о судьбе двор-ва и Рос. Грин. начин. поним., что благоп-е двор-ва завис. от его отнош. к черному люду. Только мирн. сущ-е крест-ва двор-ва способн. предохран-ть Рос. от соц. катаклизмов. Символичен сон Грин., в кот мужик приглаш. героя под свое благосл-е. Мысль П. проста: власть имущим след. перестроить свои отнош. с народом, удовлет-ть его закон. потребн. и тем самым заслужить его "благословение". Это и явл-ся тем ур-ком, кот. д. извлечь потомки Гринева из его семейн. воспомин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: