Творч. путь Тютчева. Мировоззрение. Ром. концепция мира и ч-ка

В 50- 60 г. 19 в. в РЛ наряду с движением сторонников гражданской поэзии сложилась школа поэтов «чистого искусства». Крупнейшими представителями были Ф. И. Тютчев, А. А. Фет. Эстетич. взгляды Т. складывались под влиянием Пушкина, ему Т. посвятил 2 своих сборника, с ним вёл постоянный поэтич. диалог. В стих. «29 янв. 1837» (день гибели Пушкина) Т. даёт оценку деят- сти и личности великого поэта, называя его светлым и чистым гением. В общем определить лирику Т. можно как филос- кую. Филос. мысль пронизывает стихи о поэте и поэзии, особенно посвящённые Гейне, Жуковскому, Шиллеру, Байрону, чьё тв-во было близко Т. романтич. пафосом и стремлением познать тайны Вселенной. Филос. печать лежит стих. о природе. В стих. «Не то, что мните вы, вы, природа…» гневно обрушивается на людей, равнодушных к красоте, неспособных увидеть её естественность, познать её язык.

Тонкая наблюдательность, теплота и лиризм отлич. тютч. стихи «Есть в осени первоначальной…», «Тихо в озере струится…» и др. Природа в этих стих. одухотворена, она связана с человеком незримыми нитями. Человек сам часть природы, «мыслящий тростник».Т. размышл. о гармонии природы, бесконечности Вселенной и конечной участи ч- ка («Певучесть есть в морских волнах…»). Душа ч-ка – тайна.В ней заключены стихии разрушения и саморазрушения. Любовь, тв-во, рождаясь из глубин чел. духа, могут разрушить цельность личности(«Silentium!»).

Любовь у Т. – «роковой поединок» и высочайшее счастье. Соединение родных душ связано с борьбой индивид- стей. Жертвой борьбы часто оказывается женщина («Чему молилась ты с любовью…»). Драматизм, гибельная страсть, буря чув-в воспев-ся в люб. лирике.

Глубокая любовь к Денисьевой, её ранняя смерть явились толчком к созданию т.н. «денисьевского» цикла стихов. Гл. черты цикла- исповедальность, сочувствие к женщине, стермление понять её душу.

Тема любви к родине решается в духе Лермонтова как странная, противоречивая. Для поэта Россия глубока и непознаваема. Её душа самобытна и не поддаётся анализу разума:

Умом Россию не понять…

Т. рассуждает о быстротечности времени, о жизни и смерти, о счастье ч- ка.

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовётся,-

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: