Лирика М. Лермонтова.Жанровое своеобразие романа»Герой нашего времени»

В поэме «Мцыри» личность является центральной фигурой, способной к протесту и борьбе. В этом отношении Лермонтов стоит на романтической позиции, поскольку движение истории зависит только от воли личности и ее духовных усилий. Время наложило свою печать на представления Лермонтова, и здесь нет его личной вины. Трагедия дворянского интеллигента в том и заключалась, что романтический порыв опирался только на личную волю, хотя и искал поддержку в правде народной жизни. Мцыри в своих мечтах постоянно обращается к родному краю, к духу отцов, к кавказским горам. Но его обращения безответны. Герой томится тоской по родине, но он одинок в своем страдании. Отъединенность личности характерна и для «естественного человека», и для демонического героя, обнаруживающего эгоистическую, индивидуалистическую природу. Одиночество личности становится болезнью века. Если в поэме «Мцыри» причины одиночества коренятся в том, что «естественный человек» искусственно вынут, изолирован от природной сферы в результате внешних событий, то в «Демоне» трагедия одинокого сознания перемещена во внутренний мир души. В «Демоне» перед нами принципиально иной ход авторской мысли, нежели в поэме «Мцыри». Проблематика «Демона» связана с апологией и гибелью индивидуалистического сознания, которое не может вследствие своей внутренней противоречивости, порожденной цивилизацией, постичь объективные ценности жизни.

Особенность поздних романтических поэм Лермонтова состоит в том, что в них представлены два вида героев—одни стремятся к свободе и непосредственно сталкиваются с действительностью; другие, напротив, обретают бесконечную свободу, но этой свободой тяготятся, поскольку она разъединяет их с естественным миром и не дает ощущения гармонии. Соответственно такому разделению либо мир передается через пытливое постижение героя, либо герой несет в себе противоречия жизни и через частную жизнь просвечиваются мировые проблемы. В поздних поэмах Лермонтов стремится слить противоречивые начала, скажем добро и зло, в одном персонаже. В «Мцыри» герой изначально противоречив—«тюрьма» окружает его внешне и оказывает влияние на его сознание, выступая как физическая немощь, которую он должен преодолеть. В «Демоне» противоречия добра и зла совмещаются в герое как целостном образе. Лермонтов впервые дает неизвестную до него «трагической поэме» диалектику борьбы противоположных сил, мыслей и чувств в целостном поэтическом образе. Это изменяет структуру романтической поэмы, в частности ведет к меньшей зависимости героя от субъективного авторского вмешательства. Авторская точка зрения, не отрываясь ни от героев, ни от сюжета поэмы, не замыкается ими, но и не выступает открыто.

В лирике Лермонтова можно найти и усталость от борьбы, и холодное размышление, и горькое проклятие, брошенное враждебному миру, и призывы к идеальному, но иллюзорному счастью. Лермонтов как бы вобрал в свое творчество типичные романтические настроения эпохи, проникся ими, но подчинил эти настроения личной, глубоко индивидуальной жизненной позиции.

Все романтики противопоставляли личность враждебной действительности, но только Лермонтов занял позицию решительного и активного протеста. Через голову романтиков 30-х годов Лермонтов обращается к декабристской традиции, к идее героического личного поведения. Именно тип героической личности становится для Лермонтова исходной точкой в его споре с веком. Мысль о героическом типе личности находит у Лермонтова выражение не в одних призывах к непосредственному действию, но также в интеллектуальном и моральном героизме. Для Лермонтова мир личности безгранично свободен, но его проявления вовсе не свободны от внешних условий. В дальнейшем же творчестве Лермонтова и внутренний мир личности лишается безусловной свободы: его идеальность оказывается далеко не идеальной в реальности. В тех стихотворениях, где идеальный мир непосредственно переживается поэтом, он воздействует прежде всего на чувственную способность человека («Звуки»).

В лирике Лермонтова постоянно противодействуют мотивы сверхличные и земные. То поэт хочет преодолеть свою земную природу, то ему необычайно дорого его земное существование. Эти колебания не завершаются победой ни того, ни другого, а образуют коренное противоречие романтика («Небо и звезды»).

«Герой нашего времени». Роман появился в печати в 1840 г. В 1841 книга вышла отдельным изданием и сразу нашла у читателей широкий отклик. «Г.н.в» - оп определению критика Белинского первый психологический роман в русской литературе. Там глубоко и полно показан внутренний мир героя, прежде всего Александра Григорьевича Печорина (А. Г. П.). Для того чтобы выполнить эту сложную задачу, автор использовал финальную композицию. Книга состоит из 5 рассказов и повестей (Княжна, Мэри,Тамань)

1. Бэла

2. Максим Максимыч

3. Тамань

4. княжна Мэри

5. Фаталист

Эти рассказы составляют «Журнал Печорина». Следовательно о П. сначала повествует Макс. Максимыч, который вместе с ним служил в крепости, затем о П. повествует автор, который рисует его портрет, и, наконец, П. сам рассказывает о себе сам, о своей жизни, о сложностях своего характера.

Главный герой романа П. – образован, умен, богат, однако разочаровался в высшем свете и оказался по какой-то причине на Кавказе в действующей армии, где показал себя мужественным, храбрым, волевым и отважным человеком. Вместе с тем по замечанию Макс. Максимыча П. противоречивый, так П. утверждал, что простудился от малейшего дуновения ветерка, вздрагивал при стуке ставней. автор показал противоречивость П. в его портрете: при ходьбе он размахивал руками (признак скрытность характера), его глаза не смеялись, когда он смеялся (наличие постоянной грусти).

П. принципиален, умеет постоять за себя, за свою честь (когда П. убедился в безнравственности Грушницкого, то вызвал его на дуэль). П. способен на большую любовь, преданно и глубоко любит Веру. Его любовь в его жизни не занимает главного места. Ему хочется найти для себя полезное общественное дело, но к сожалению ему это не удается. Его жизнь пуста и он приносит горе близким людям (Вере Бэле, Мэри и др.)

Его сила и одаренность оказываются ненужным обществу 30-е нач. 40-х гг. Эта натура трагическая. В поисках своего места П. отправляется даже в Персию и по дороге умирает Сущность своего характера он определяет сам: «А, видно, было мне назначено высокое, ибо в душе своей я чувствую силу необъятную»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: