Романтическое и реалистическое начала в прозе Н.Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки»-«Миргород»-«Петербургские повести»).Поэма «Мёртвые души»

«»Вечера на хут...»» Ч.1.(Сорочинская ярмарка, Вечер накануне Ивана Купала, Майская ночь, или Утопленница, Пропавшая грамота); Ч.2.(Ночь перед рождеством, Страшная месть,Иван Федорович Шпонька и его тетушка, Заколдованное место)

«»Миргород»» Ч.1.(Старосветские помещики, Тарас Бульба); Ч.2.(Вий, Повесть отом,как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем)

«»Петербургские повести»»(Невский проспект, Нос,Портрет, Шинель, Коляска,Записки сумасшедшего)

Пристальное внимание гоголя привлекали не сами по себе фольклор и этнография, его глубоко интересовала народная жизнь. Мысль его обращалась к народу, его быту, его поэзии. В «»Вечерах на хут...»» в изображении жизни украинского народа ярко отразились освободительные налала творчества Гоголя. Народная жизнь для Гоголя не была миром экзотики, народ был подлинным героем его повестей, носителем высоких и благородных стремлений. В своих украинских повестях Г. вдохновенно воспел народ как олицетворение того светлого и прекрасного, что художник увидел в жизни. Главное в «»Вечерах»»-это показ духовной одаренности народа, красоты его души, чистоты и благородства чувств простых людей, силы народного характера. «»Вечера»» представляют живое и своеобразное соединение различных идейно-художественных начал. Прогрессивный романтизм получил очень яркое выражение; романтические начала ясно выступают в общем колорите повествования и в обрисовке ряда образов. Во многих своих проявлениях романтизм повестей близко соприкасается с реалистическим изображением жизни. В неповторимом сочетании перед нами предстают народная легенда и быт, реальное и идеальное, история и современность. Положив в основу повестей поэтические легенды, Г. перемежает фантастику с яркими реально-бытовыми образами. Рисуя бытовые сцены и картины, Г. насыщает повествование народными сказаниями, которые выступают как неотъемлемая часть, как существенный момент характеристики героев. Фантастика «»Вечеров»» опирается на фантастику народных легенд. Воплощение фантастических образов не означало отрешенности от реального, земного. В центре внимания автора находиться человек с его живыми чувствами и стремлениями; основную линию «»Вечеров»» составляет утверждение победы земного, человеческого. Рядом с повестями, насыщенными и искрящимся комизмом, мы видим в «»Вечерах»» воплощение героических и трагедийно-драматических начал.

Свое широкое развитие и последовательное раскрытие реалистические принципы получили в повести «»Иван Федорович Шпонька и его тетушка»». Эта повесть находится в живой связи с другими произведениями цикла, с теми реально-бытовыми образами, которые в них воплощены.

Не придавая все повестям «»Вечеров»» сказового характера, Г. смело использует рядом с разговорно-сказовой манерой формы возвышенно-лирического повествования.

Взволнованно-эмоциональным описанием летнего дня на Украине начинается «»Сорочинская ярмарка»» Г. замечательно передает и очарование украинской природы и своеобразие быта, характеров людей. Та возвышенно-эмоциональная манера повествования свойственна и «»Майской ночи»».

Комические происшествия и приключения героев в «»Ночи перед Рождеством»» занимают немалое место, Г. здесь более тесно сливает юмор с изображением человеческих характеров. В образе Вакулы получили отражение сила и крепость народного характера, живой народный ум и сметка. Реальными жизненными чертами Г. наделяет и Оксану. Реальные черты чел. характера раскрываются в образе перезрелой обольстительницы-Салохи.

В «»Ночи»» Г. широко использовал народные легенды и сказания. Здесь фантастика представлена более широко.

В «»Пропавшей грамоте»», воплощая благородные черты героев, отражая мир ярких порывов и чувств, Г. в отрицательном свете изображает корысть, жадное стремление к богатству. Тема жажды богатства отчетливо выступает в «»Заколдованном месте»».

В «»Страшной мести»» нашла свое отражение тема, близкая к основным мотивам «»Вечера на кануне И.Купала»». Распад, крушение человеческих отношений, братских уз привлекают и здесь внимание писателя.

Художественную силу и значительность «»Страшной мести»» определяет раскрытие героических образов прошлого, темы преданного служения родине. В повести нашла своеобразное отражение эпоха борьбы казачества с польской шляхтой. Внутренняя связь «»Шпоньки»» с др. повестями «»Вечеров»» заключается в том, что мир народной жизни с его непосредственностью Г. сопоставляет смиром духовного убожества, который представлен Шпонькой, его тетушкой Василисой, дворянином Сторченко.

Широко опираясь на народную поэзию, писатель вдумчиво использовал ее образы и язык. В «»Майской ночи»» речь Левко и Гали отражает глубокое воздействие народно-песенных источников.

Связь «»Миргорода»» с «»Вечерами»» более всего выступает в «»Вие»». Эта повесть во многом выросла из фольклорных источников. Из народных ж поверий заимтвован и самый образ Вия. В «»Вие»» Г. не только продолжал линию фольклорных «»Вечеров»», но в значительной мере и завершил ее. Особенность «»Вия»»-использование сказочного и фантастического сюжета для максимального насыщения его реальными картинами и сценами. Реалистические начала в «»Вие»» получили более выпуклое выражение, чем в фольклорных повестях «»Вечеров»». Выразительно Г. живописует простоту и грубость нравов бурсацкого «»сословия»», остро запечатлевает образ ректора семинарии, для которого просьба именитого сотника, является законом. Писатель дает красочные зарисовки народного быта, жизни дворовых людей. В соединении с характеристикой Хомы Брута все образы и картины определяют широкую ревльно-бытовую насыщенность произведения. Повествование в «»Вие»» окрашено юмором, который, пронизывая все реальные сцены, создает общий эмоциональный тон повести, накладывая отпечаток и на его фантастику.

Крупной победой реалистического искусства явились «»Старосветские помещики»» и «»Повесть о том как...»». Если «»Вий»» завершал фольклорную линию «»Вечеров»», то «»Старосветские помещики»» и повесть о ссоре продолжали начала, которые наиболее сильное выражение получили в «»Шпоньке»». Поэтически-возвышенные образы все более уступали место показу обыденности, жизненной прозы. От воплощения ярких человеческих страстей, свойственных народным героям, писатель переходил к раскрытию той мелочности и пошлости, которую он увидел в привилегированной среде. Показывая распад «»патриархальности»» «»Старосветских пом.»», Г. с огромной силой отразил унылую серость, мертвенность жизни людей, которые замкнулись в своем обособленном, изолированном существовании, поставили себя вне широких интересов общества.

Яркими реалистическими красками Г. изображает представителей провинциального дворянского общества. Среди «»почтенных»» обитателей Миргорода внимание читателей привлекает Антон Голопузя.

Реалистическое, героико-эпическое изображение исторической действительности в «»Тарасе Бульбе»» своеобразно сочетается с романтическими тенденциями. Они прежде всего выявляются в описании общественного уклада Сечи, тех форм жизни, которые казались писателю «»естественными»», соответствующими неиспорченной природе человека. Это изображение социально-бытовых отношений несло с собой черты «»идеального»», лишенного исторической основы. «»Идеальное»» предстает и в поэзии жизненного пиршества, которой овеяны картины Сечи. Такой показ казацкой вольницы накладывал отпечаток на образы эпопеи, придавал им определенный романтический колорит.

Романтические тенденции раскрывались в том способе, в тех приемах, которыми изображены некоторые действующие лица «»Тараса Бульбы»».

Отрицая реалистическую основу «»Тараса Бульбы»», некоторые историки литературы, помима заявлений об условности основных образов эпопеи, указывают на широкое использование в ней гиперболы. По их мнению, это несомненное свидетельство того, что вся эпопея построена на основе романтических принципов.

Великое значение реализма Г. блистательно раскрыл Белинский в статье «»О русской повести и повестях Гоголя»». Гоголь показал социальную действительность так, как до него не изображали ее. Отличительный характер повестей Г.-простота вымысла, народность, совершенная истина жизни. Белинский показывает, что образы повестей Г. обладают глубокой типичностью, представляя собой многогранные художественные обобщения.

В петербургских повестях Г. охватывает широкий круг явлений, которые до того не были предметом его пристального внимания. В отличие от бытовых повестей «»Миргорода»», отразивших духовное прозябание поместных владетелей, в петерб.повестях Г., остро раскрывая социальные контрасты, присущие большому городу, показал уродливые черты того общества, в котором человек сам по себе, в силу своих внутренних качеств не имеет никакой ценности.

Важнейшая тема, которую освещал Г. в пертерб. повестях,-это тема «»маленьких»» людей. Если в «»Тарасе Бульбе»» Г. воплотил образы народных героев, взятых из исторического прошлого, то в «»Шинели»» обращаясь к современности, к жизни города, показал обездоленных и униженных людей, пренадлежащих городским низам.

Глубина реалистического искусства пет.повестей заключается в том, что за внешним, кажущимся Г. раскрывал реальную сущность явлений. Парадный блеск столицы, ее внешнее великолепие не могли скрыть от писателя мерзостей жизни.

Рисуя дисгармонию соц. действительности, писатель в самом восприятии мира героями повестей дает столкновение истинного и илюзорного. Это столкновение мнимого иреального обретает иногда черты надрывности, болезненности («»Записки сумасшедшего»»). Остро оттеняя уродливость социальной действительности, Г. нередко использует фантастику, включая ее в глубоко реалистические произведения. Фантастика позволяет писателю резче подчеркнуть определенные стороны реальной жизни.

Метод изображения жизни в петерб. повестях, заключает в себе существенно новые черты. Г. показывает человека, героя не только в узком кругу своего домашнего быта, но харктерезует его в постоянных связях с широким кругом явлений социальной жизни. Но в отличие от исторической эпопеи в пет. повестях нет единства героя и среды. Здесь показана человеческая разобщенность, одиночество героев, противоречия действующих лиц с окружающим и социальным миром.

В рассказе «»Нос»» Г. в форме гротеска раскрыл ту реальную истину, что в современном ему обществе предметом почитания является мундир, звание, а тот, кто носит его. Само по себе звание достаточно для того, чтобы вращаться в обществе и пользоваться весом. Это ничто, одетое в мундир статского советника, и изображено в «»Носе»». Фантастика здесь служит средством раскрытия нелепости реальных явлений действительности.

С беспощадной правдой Г. отразил темные стороны действительности; снимая покров парадного благополучия и блеска, он показал социальное зло в его реальном безобразии; раскрывая глубинные процессы жизни, писатель создал ярчайшие типы. Всем этим Г. прокладывал пути критическому освещению действительности, в частности явлений, которые были связаны с ростом буржуазных отношений в России

Осенью 1835 г. Гоголь принимается за написание «Мертвых душ», сюжет которых также был подсказан ему Пушкиным (как и «Ревизор»). Планировалось произведение из Зх частей (как «Божественная комедия» Данте: Ад, Чистилище, Рай), писал его Гоголь за границей (в это время путешествовал), в 1841 г. заканчивает 1ю часть в Петербурге. Цензура требует переделать «Повесть о капитане Копейкине», а 21 мая 1842 г. выходит из печати 1я часть. Белинский дает свою критику: «произведение, проникнутое любовью к русской жизни», но потом меняет свое мнение: «произведение о разложении жизни, поэма об отрицании России». Гоголь назвал свое творение поэмой, т.к. задумывал его как произведение о перерождении человека. Возможно также, что решение это было вдохновлено пушкинским прецедентом («Евгений Онегин» - роман в стихах, «Мертвые души» - поэма в прозе) и преследовало цель отделить произведение от большой массы русской прозы. Мертвые души - это и умершие крепостные, и духовно омертвевшие помещики и чиновники. Сюжет: у каждого помещика все крестьяне заносились в налоговые реестры, и число их постоянно менялось (кто-то рождался, кто-то умирал, кого- то продавали, дарили и т.д.). Покупая мертвые души, Чичиков становился фиктивным собственником крестьян и хотел их так же фиктивно переселить в Херсонскую губернию. Но поскольку та территория была еще не освоена, государство таким помещикам выдавало кредит на развитие. Чичиков таким образом хотел получить кредит, пустить его в дело, прибыль оставить себе, а взятый кредит со временем отдать государству. Композиция произведения строится на передвижениях Чичикова от одного помещика к другому с целью фиктивной покупки мертвых крестьян. При этом перед нами встает целая галерея образов той эпохи: и городские чиновники, и местные дворяне-помещики: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин. У каждого из них есть свой порок, который является извращенной добродетелью. Манилов - искренне добр и гостеприимен, очень сентиментален. Его добродетель -мечты о лучшей жизни, основанной на мире, согласии, взаимопомощи. Но он не идет к своей мечте, не пытается ее воплотить в реальность, он вообще ничем не занимается, ничего не делает, а просто сидит и мечтает. Коробочка - живет в своем маленьком, замкнутом мирке, не знает других помещиков, на ее дом можешь лишь случайно наткнуться, а так даже и не будешь знать, что она существует. Чичиков на ней первой споткнулся: слишком приземлена (не глупа), хочет все понять, во все вникнуть, но не может понять, зачем ему нужны мертвые души. Ноздрев - «исторический человек» (постоянно попадает в истории). Удаль Ноздрева в квадрате, но то, что раньше приносило ему славу и уважение, теперь измельчало - он простой врун и дебошир. Собакевич - очень хорошо знает всех своих мужиков, характеры и мертвых, и живых, говорит о мертвых как о живых (здесь автор нам рисует покупку мертвых душ и мертвенность как признак живых + живость образов и характеров как признак уже умерших людей). Но его порок в чрезмерном стремлении к прочности, к основательности. Плюшкин - разгул скупости до невиданной степени, деградирует полностью: и внешне («какая-то ключница»), и внутренне (утратил высокое дворянское достоинство). Но его скупость вредит прежде всего ему самому (умерла жена, дочь сбежала с военным, сын отказался от него). Слухи о самом Чичикове: в самом начале «приятный человек», после покупок «миллионщик»; игнорировал всех дам - «хочет украсть губернаторскую дочку»; «Наполеон», «капитан Копейкин», «фальшивомонетчик», «благородный разбойник Рейнальдо Ринальдини», а во втором томе - слухи о пришествии антихриста (подвергает всех и все искушению). Второй том - образ Тентетникова -параллель с Маниловым, но последний всегда лишь мечтал, а Тентетников сначала что-то предпринимал, но увидел безысходность всего - и бросил.

13. Основные мотивы лирики Некрасова 50-60 гг.«Кому на Руси…». Ид.-худ. Содержание

Ап.Григорьев назвал его «чел-ком с народным сердцем». По словам Достоевского, поэт «любил всех тех, кто страдал от насилья». Из-за болезни, прогрессировавшей в нач. 50-х, Некр. решил подвести итоги своего тв-ва. С этой целью он предпринял издание сборника стихов, для кот-го отобрал лучшие пр-ия, написанн. в 1845-1856 и наиболее полно отразившие особ-сти его поэтич. музы. Сб. «Стихотворения Н.Некрасова» вышел весной 1856 г. Его открывало стих. «Поэт и гражд-н» - поэзия это важн.обществ. дело, поэт не имеет права уклон-ся от борьбы за прогрессивн.идеалы, его долг-быть гражд-ном своей родины, самоотверженно отстаивающим идеалы свободы и прогресс-сти. Завершали сб. лирич.стихотв., среди которых главное место занимали пр-ия, отразившие лит.-эстет. позиции поэта-гражданина. Сб. стал творч.манифестом демократич.поэзии сер. ХХ века, и его автор по праву занял 1-ое место среди поэтов своего времени. В период мощного обществ.подъёма во 2-ой пол. 1860-х ведущей темой тв-ва по-прежнему оставалась тема крест.жизни. Он был убеждён, что настанет время, когда «поток живой и чистый…» сможет пробиться наружу. («Размышл.у парадного подъезда»). В стих. «На Волге» поэт спрашивал о том, что нужно делать, как можно помочь народу, где тот «доблестный гражд-н», готовый посвятить свою жизнь делу освобожд-я родины от самодержавного гнёта. «Песня Ерёмушке», по существу, призыв-обращение поэта к молодёжи, с кот-ой он связывал надежды на буд. Он был убеждён, что им надлежит вступить в открытую борьбу за счастье народа. В марте 1861 был обнародован манифест об освобождении крестьян. Реформа, по мнению поэта, не принесла крестьянам желанной свободы и в стих. «Что ни год-уменьшаются силы» он с горечью писал: «Мать-отчизна!не дойду до могилы, не дождавшись свободы твоей!». Стремясь подавить растущее недовольство в стране, прав-во перешло в открытое наступление против любых проявлений свододомыслия - «Современник» закрыт на 8 мес. Скорбью и горечью пронизаны стихи поэта. В его ТВ-ве важное место занимает образ борца. Идеалом был для него Добролюбов. В стих. «Памяти Добролюбова» поэт Восхищается его душевн.кач-вами.

«КОРОБЕЙНИКИ»-1-ая нар. поэма Некр.(1861). Это великолепная стилизация, тут есть и любовь, и тоска разлуки, и насильств.смерть, хотя пр-ию не свойственны переживания и раздумья о смысле жизни. «МОРОЗ, КРАСНЫЙ НОС» (1863). Поэма обращена к той же проблеме народности. Некр.удалось так глубоко и проникновенно осветить глухие недра крест.жизни, что всё созданное им ранее кажется более или менее близкими подступами к этому пр-ию.

Поисками счастливых на Руси, обсуждением вопроса о сущности счастья в «эпопее крестьянской жизни» занимаются не только семь мужиков, в этот спор постепенно вовлекается весь народ. Читатели становятся участниками всенародного размышления.В эпопее, говорит Гегель, отражается «вся полнота того, что входит в состав поэзии человеческой жизни», в том числе и полнота характеров эпических героев. В цельности и полноте их характеров прослеживается развитие национального склада мысли и способа деятельности, а вместе с тем развитие души человека. Вообще, для эпопеи х-ны конфликты, связанные с борьбой против иноземного нашествия, а также с революционными событиями.

Замысел «кому на Руси жить хорошо» возник у Некрасова под влиянием освободительного движения, вызвавшего отмену крепостного права. Это был замысел «эпопеи современной крестьянской жизни» с соответствующими жанру главным героем и способом художественного видения. Развитие сюжетного действия намечалось в сказочно-условной форме, в соответствии с потребностями народа и ростом его сознания.

Совершенствуя эпопейные образы художественного видения, Некрасов усиливал народность произведения. А «народность», по словам Белинского, «есть одно из условий эпической поэмы: поэт сам еще смотрит на события глазами своего народа, не отделяя от этого события своей личности».», по словам Белинского, «есть одно из условий эпической поэмы: поэт сам еще смотрит на события глазами своего народа, не отделяя от этого события своей личности». Некрасов смотрит на события глазами революционного демократа, защитника «рабочих классов»,глазами проницательного исследователя народной жизни, глазами художника, обладающего даром перевоплощения в изображаемых персонажей.

В изображении персонажей важную роль играет воплощение живого бытования фольклора. Фольклор в эпопее «Кому на Руси жить хорошо» --это и объект, и средство художественного изображения: объект как воплощение народного миросозерцания, его развития; средство как выявление творческой одаренности тех лиц, которые хранят его в своей памяти, обновляют известные тексты, создают новые.

Искатели счастливого, как и многие другие крестьяне. хранят в памяти большое количество фольклорных текстов, умеют вставить «слово меткое» в речь Петрушкину. В рассказы попа, помещика. Их не удивляет то, что Матрена Тимофеевна говорит часто пословицами, поговорками, легендами, что она поет песни о долюшке женской.

В создании образа народа важную роль играет Савелий, богатырь святорусский. Он символизирует богатырские силы народа, скованного цепями крепостного права.С ним тоже связано переосмысление ряда пословиц:

«-А немец, как ни властвовал,

Да наши топоры

Лежали – до поры!»

Рассказы героев о себе и рассказы о них других персонажей являются наиболее часто повторяющимися элементами структуры произведения. Спором и договором семи мужиков предусматривалось шесть рассказов предполагаемых счастливых из богатых и знатных. Развитие второго, главного для эпопеи направления – поисков счастливого в народной среде – осуществляется посредством такого множества рассказов, которое трудно сосчитать. Однако рассказы персонажей образуют единое целое, это достигается связью всех их с сюжетом, а также общей для них эпопейностью художественного видения. Поэт тщательно совершенствовал стиль рассказов, изображения их восприятия, добивался соответствия мирской молвы народному миросозерцанию.

Художественное видение автора глубоко народно. Оно опирается на народное миросозерцание, но не ограничивается фольклорными источниками, а является синтезом мироощущения крестьян с мировоззрением революционных демократов, провозвестников передовых идей 60-70-х годов 19 в. С наибольшей очевидностью это проявляется в «Пире на весь мир», в эпопейных художественных обобщениях о народе, родине, об их прошлом, настоящем и будущем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: