Формы организации деятельности студентов

(коллективная, групповая, индивидуальная)

Коллективная, групповая
 

Структура занятия (этапы)

Вводная часть Основная часть: Теория Подготовка игры Проведение игры Пример игры Заключительная часть - подведение итогов

Описание основных этапов бинарного занятия

Вводная часть.

1. Игра проводится в рамках изучения соответствующих разделов дисциплин «История экономики» и «Микроэкономика» или соответствующего раздела общего курса экономики.

2. В игре рассматриваются взгляды 16 известных экономистов. Соот­ветственно максимальное число участников игры также равно 16. Если студентов больше этого количества, то следует объединить двух студентов в одного «экономиста».

3. В игре используются карточки, на каждой из которой приведена одна цитата какого-нибудь экономиста. Всего 48 карточек: по три цитаты каждого автора. На карточке автор цитаты не указывается.

4. Карточки перемешиваются и выдаются студентам, каждому по три.

5. Задача студентов — обмениваясь, собрать по три карточки с вы­сказываниями какого-нибудь одного экономиста и, кроме того, назвать его.

6. Баллы присуждаются по следующим правилам:

* пять баллов — сданы три цитаты одного экономиста, и он опре­делен правильно;

* три балла — сданы цитаты разных экономистов, но все они определены правильно;

* два, один и ноль баллов — неправильно определен один, два или три автора высказываний соответственно.

Основная часть.

Теория

Приведем краткие характеристики ученых-экономистов, чьи высказы­вания используются в игре.

1. Франсуа Кенэ — глава школы физиократов. Единственным самосто­ятельным фактором производства представители этой школы считали почву, природу, а единственным видом производительного труда — зем­леделие.

2. Анн Робер Жак Тюрго — физиократ, дал первое научное обоснова­ние ссудного процента на капитал.

3. Шарль Фурье — социалист, автор проекта «социетарного» обще­ственного строя. Предлагал заменить свободную торговлю казенными (государственными) распределителями.

4. Николай Чернышевский — социалист, автор проекта «общинного» социализма. Сторонник эволюционного развития экономики от низ­шей формы к высшей.

5. Давид Рикардо — представитель классической школы. Два ее ос­новных положения: 1) ценность товара определяется затраченным на его производство трудом, 2) свободная конкуренция необходима для эффективного функционирования экономики и ее развития. Ввел по­нятия основного и оборотного капитала.

6. Томас Роберт Мальтус — представитель классической школы. Автор концепции народонаселения, по которой чрезмерный рост чис­ленности беднейших классов является основной причиной социально-экономических проблем общества.

7. Джон Стюарт Миллъ — представитель классической школы. Склонялся к социализму: подвергал сомнению права наследования и собственности на землю. Дал свою трактовку классической трудовой стоимости и понятия производительного труда.

8. Фридрих Лист — один из основателей исторической школы. При­менял индуктивный метод исследования в экономике, выступал за протекционизм во внешней торговле. Одним из первых признал про­изводительным умственный труд.

9. Вернер Зомбарт — представитель исторической школы, автор концепции «национального» социализма. По его мнению, «хозяй­ственный дух» передается по наследству и играет определяющую роль в экономике.

10. Карл Маркс — последователь классической школы и социализма. Считал, что труд не обладает стоимостью, поскольку сам служит для ее измерения. Ввел понятия «постоянный капитал» и «эксплуатация».

11. Владимир Ленин — марксист, создатель концепции обобществле­ния производства и перехода от монополистического капитализма к коммунизму посредством пролетарской революции.

12. Торстейн Веблен — создатель институционализма (институт — историческая традиция, норма поведения). Считал, что важнейшей целью потребления является демонстрация богатства потребителя. «Подставное» потребление — это потребление жены, гостей, лакеев и др., предназначенное для демонстрации богатства хозяина.

13. Джон Гэлбрейт — институционалист, автор концепции «техно-структуры». По его мнению, в мире корпораций прибыль не является главной целью производства, поскольку реальная власть принадлежит менеджерам, а не акционерам.

14. Карл Менгер — один из создателей теории маржинализма, в ос­нове которой лежит субъективная трактовка ценности (полезности) благ. Выводил ценность благ высшего порядка (сырье, орудия труда, труд) из ценности конечных продуктов.

15. Джон Кларк — маржиналист, автор концепции предельной про­изводительности. Первым рассматривал труд и капитал в качестве равноправных факторов производства.

16. Эдвард Чемберлин — создатель теории монополистической кон­куренции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: