1. с учетом порядка образования (формирования):
Первичные органы – формируются населением, то есть такие органы создаются непосредственно народом (Государственная дума, Президент РФ, законодательные органы субъектов Федерации);
Вторичные органы (производные) – это органы которые формируются первичными органами или какими-либо производными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и прочие);
2. с учетом сферы действия:
• Высшие органы – действуют в масштабах всей страны или в масштабах субъекта федерации;
• Местные органы – это органы, которые действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц.
3. с учетом принципа разделения властей:
Законодательные органы – высшие представительные органы государственной власти, они принимают и издают законы; призваны непосредственно выражать в законах волю и интересы общества (здесь важно иметь в виду, что понятие "представительные органы" и "законодательные органы" не совпадают по объему. Соотношение между ними такое - всякий законодательный орган является одновременно представительным, но не всякий представительный орган может выступать в качестве законодательного; например, созванное конституционное совещание может быть признано представительным органом, но не законодательным).
|
|
Исполнительные органы – правительство, министерства, отделы, администрации краев, областей и прочие – занимаются непосредственно управленческой деятельностью – исполнение законов;
Судебные органы – осуществляют правосудие.
Данная классификация является относительной, поскольку, не охватывает, как правило, всей системы государственных органов. В частности в РФ в эту классификацию не вписываются такие органы как – президент и прокуратура.
4. по иерархии: центральные, республиканские и местные;
5. по характеру подчиненности: органы исключительного "вертикального" подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и органы "двойного" или "вертикально-горизонтального" подчинения (милиция, государственные банки и т.д.);
6. по срокам полномочий: постоянные (прокуратура, милиция, суд), и временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);
7. по порядку осуществления компетенции: коллегиальные и единоначальные;
8. по правовым формам деятельности: правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;
9. по характеру компетенции: органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (правительство), и органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства).
|
|
Принципы организации и деятельности:
• принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина - предполагает соотв-щие обязанности гос. органов и служащих признавать, соблюдать и защищать их;
• принцип демократизма - выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и орг-ции деят-ти гос. органов, в учете в политике гос-ва разнообразных интересов большинства населения;
• принцип разделения властей - создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;
• принцип законности - означает обязательность соблюдения всеми органами гос-ва, гос. служащими, гражданами Конституции, законов и подзаконных актов;
• принцип гласности - обеспечивает информированность общественности о практической деят-ти конкретных гос. органов, гарантирует "прозрачность" процесса функционирования чиновников;
• учет интересов регионов (в федеративных государствах) выступает в виде принципа федерализма;
• принцип профессионализма - создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицир. работников в деят-ти гос. аппарата;
• принцип сочетания коллегиальности и единоначалия - обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата;
• принцип сочетания выборности и назначаемости - выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;
• принцип иерархичности - заключается в том, что органы гос-ва занимают в гос. аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).
Всесторонний учет названных и некоторых иных принципов как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом, ведет к его демократизации и повышению эффективности.