double arrow

Структура федеральных органов исполнительной власти


(Правительство РФ)

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Прези­дент РФ, а также федеральные службы и федеральные агентства, подве­домственные этим министерствам
1.Министерство внутренних дел РФ (МВД РФ)
1.1 Федеральная миграционная служба (ФМС России)
2. Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ)
3. Министерство иностранных дел РФ (МИД РФ)
4. Министерство обороны РФ (Минобороны РФ)
Таблица 2.3 (продолжение)
4.1. Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
4.2. Федеральная служба по оборонному заказу
4.3. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
4.4. Федеральное агентство специального строительства
5. Министерство юстиции РФ (Минюст РФ)
5.1. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России)
5.2. Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация)
5.3. Федеральная служба судебных приставов (ФССП РФ)
6. Государственная фельдъегерская служба РФ (в ранге федеральной службы)
7. Служба внешней разведки РФ (в ранге федеральной службы)
8. Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России)
9. Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России)
10. Федеральная служба охраны РФ (ФСО России)
11. Главное управление специальных программ Президента РФ (в ранге фе­дерального агентства)
12. Управление делами Президента РФ (в ранге федерального агентства)
II. Федеральные министерства, находящиеся в ведении Правительст­ва РФ, а также федеральные службы и агентства, подведомственные этим министерствам
1.Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздрав-соцразвития РФ)
1.1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты нрав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)
1.2. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социально­го развития
1.3. Федеральная служба по труду и занятости
1.4. Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию
1.5. Федеральное медико-биологическое агентство
1.6. Федеральное агентство но высокотехнологичной медицинской помощи
2. Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ (Минкульт РФ)
2.1. Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохран- культура)
2.2. Федеральное архивное агентство
2.3. Федеральное агентство по культуре и кинематографии
2.4. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
3. Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки РФ)
3.1. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
3.2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
3.3. Федеральное агентство по науке и инновациям
3.4. Федеральное агентство по образованию
4. Министерство природных ресурсов РФ (МПР РФ)
4.1. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
4.2. Федеральное агентство водных ресурсов
4.3. Федеральное агентство лесного хозяйства
4.4. Федеральное агентство по недропользованию
5. Министерство промышленности и энергетики РФ (Минпромэнерго РФ)
5.1. Федеральное агентство по промышленности (Роснром)
5.2. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
5.3. Федеральное агентство по энергетике
6. Министерство регионального развития

Таблица 2.3 (окончание)






III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которы­ми осуществляет Правительство РФ
1.Федеральная антимонопольная служба (ФЛС РФ)
2. Федеральная аэронавигационная служба
3. Федеральная служба по тарифам
4. Федеральная служба но гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
5. Федеральная служба государственной статистики
6. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России)
7. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
8. Федеральная таможенная служба
9. Федеральное агентство по атомной энергии
10. Федеральное космическое агентство
11. Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств
12. Федеральное агентство по туризму
13. Федеральное агентство по физической культуре и спорту

Правительство РФ состоит из следующих членов: Председателя, его заместителей (в настоящее время — четверых, в том числе двух пер­вых) и федеральных министров.



Председатель Правительства РФ (премьер-министр) назначается и освобождается от должности Президентом РФ в порядке, установлен­ном Конституцией. При этом освобождение от должности Председате­ля влечет за собой отставку всего Правительства.

Заместители Председателя Правительства РФ (вице-премьеры) и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Прави­тельства.

Для решения важнейших вопросов функциональной компетенции Правительства РФ систематически, не реже одного раза в месяц проводятся заседания. Только на них принимаются решения о представле­нии Государственной Думе федерального бюджета и отчета о его ис­полнении; устанавливаютсяъбъемы выпуска государственных ценных бумаг; рассматриваются программы приватизации государственной соб­ственности, вопросы предоставления дотаций, субсидий и т. п.

По предложению Председателя Правительства для решения опера­тивных вопросов образуется Президиум Правительства, заседания ко­торого проводятся по мере необходимости. Решения Президиума Пра­вительства РФ, принимаемые большинством голосов, не могут проти­воречить актам, принятым на заседаниях.

Обеспечение работы Правительства РФ осуществляется Аппаратом Правительства, руководство которым осуществляет Руководитель в ранге федерального министра.

Общие полномочия Правительства Российской Федерации закреп­лены в статье 114 Конституции РФ и включают в себя:

♦ реализацию внутренней и внешней политики РФ;

♦ регулирование социально-экономической сферы;

♦ обеспечение единства системы исполнительной власти РФ, направ­ление и контроль деятельности ее органов;

♦ реализация права законодательной инициативы и др.

Систему Правительства РФ образуют федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральное министерство является федеральным органом испол­нительной власти, осуществляющим функции по выработке государст­венной политики и нормативно-правовому регулированию в установ­ленной сфере деятельности. При этом оно не вправе осуществлять в установленной сфере контрольно-надзорные и правоприменительные функции, а также функции по управлению государственным имущест­вом, за исключением случаев, устанавливаемых указами Президента РФ. Федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и феде­ральных агентств и возглавляется федеральным министром, входящим в состав Правительства РФ.

Федеральная служба является федеральным органом исполнитель­ной власти, осуществляющим контрольно-надзорные функции в опре­деленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, безопасности, борьбы с преступностью. В установленной сфе ре деятельности федеральная служба не вправе осуществлять норма­тивно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых ука­зами Президента РФ, а федеральная служба по надзору — не вправе также управлять государственным имуществом и оказывать платные услуги. Федеральные службы могут быть подведомственны Президен­ту РФ (например, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков и др.) или находиться в ведении Правительства РФ (например, Федеральная антимонопольная служба). Возглавляет федеральную службу руководитель (директор).

Федеральное агентство является федеральным органом исполни­тельной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельно­сти функции по оказанию государственных услуг, управлению госу­дарственным имуществом, а также правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Оно также может быть подведомственно как Президенту РФ, так и Правительству РФ. Воз­главляет его руководитель (директор).

Руководители федеральных служб и федеральных агентств, за ис­ключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, назначаются и освобождаются от должности Прави­тельством РФ по представлению соответствующих федеральных ми­нистров. Заместители руководителей федеральных служб и агентств, за исключением тех, которые подведомственны Президенту РФ, назна­чаются и освобождаются от должности соответствующими федераль­ными министрами по представлению их руководителей.

Организация системы государственной власти субъекта РФв на­стоящее время регулируется Конституцией РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представитель­ных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ. Рассмотрим ее на примере субъекта РФ, города федерального значения Санкт-Пе­тербурга.

Систему органов государственной власти Санкт-Петербурга обра­зуют:

♦ законодательный орган государственной власти — Законодатель­ное Собрание Санкт-Петербурга;

♦ высший исполнительный орган государственной власти — Прави­тельство Санкт-Петербурга, возглавляемое высшим должностным лицом — Губернатором, а также возглавляемые Правительством

Санкт-Петербурга иные исполнительные органы государственной власти, в совокупности составляющие Администрацию Санкт-Пе­тербурга;

♦ судебные органы государственной власти — Уставный суд Санкт-Петербурга и мировые судьи;

♦ органы и должностные лица специальной компетенции — Уполно­моченный по правам человека в Санкт-Петербурге, Государствен­ный секретарь, Санкт-Петербургская избирательная комиссия.

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, осуществляющее законодательную власть в городе, состоит из 50 депутатов, избираемых жителями сроком на 5 лет. Для формирования правомочного состава Законодательного Собрания необходимо избрание не менее 2/3 от уста­новленной численности (33 депутата).

Законодательное Собрание избирает из своего состава Председате­ля и двух его заместителей, а также образует органы:комитет по законо­дательству, бюджетно-финансовый комитет и постоянные комиссии (не более 7). Организационное, юридическое, информационное и мате­риально-техническое обеспечение деятельности Законодательного Соб­рания осуществляется его Аппаратом. Помимо комитетов и комиссий, Законодательное Собрание создает Контрольно-счетную палату Санкт-Петербурга — структурное подразделение, осуществляющее контроль исполнения бюджета города, а также расходования средств из вне­бюджетных фондов.

Компетенция Законодательного Собрания включает в себя:

♦ утверждение бюджета Санкт-Петербурга и отчета о его исполнении;

♦ установление местных налогов и сборов, а также порядка их взимания;

♦ установление порядка управления и распоряжения собственностью Санкт- Петербурга;

♦ утверждение программ социально-экономического развития города;

♦ установление порядка проведения выборов депутатов Законода­тельного Собрания, а также выборов в органы местного самоуправ­ления;

♦ установление административно-территориального устройства Санкт-Петербурга и порядка его изменения, а также структуры исполни­тельных органов государственной власти;

♦ иные вопросы, относящиеся к ведению и полномочиям Санкт-Пе­тербурга.

Законодательное Собрание принимает законы Санкт-Петербурга и иные нормативные правовые акты по предметам совместного веде­ния Российской Федерации и города и по предметам ведения города.

Высшим должностным лицом Санкт-Петербурга является Губерна­тор, утверждаемый на должность на 4 года депутатами Законодатель­ного Собрания по представлению Президента РФ. Вступая в долж­ность, он приносит присягу на заседании Законодательного Собрания в присутствии судей Уставного суда и почетных граждан города. Зако­нодательством допускается досрочное прекращение полномочий Гу­бернатора в случае его отставки в связи с выражением ему недоверия Законодательным Собранием, а также в случае отрешения от должно­сти Президентом РФ. Во всех случаях, когда Губернатор не может ис­полнять свои обязанности, в том числе в случае отстранения от испол­нения обязанностей Президентом РФ, его обязанности временно испол­няет вице-губернатор Санкт-Петербурга — руководитель Канцелярии. Временно исполняющий обязанности не имеет права распускать Зако­нодательное Собрание, вносить предложения о поправках в Устав го­рода, назначать и освобождать от должности членов Правительства.

Полномочия Губернатора Санкт-Петербурга включают в себя:

♦ представление Санкт-Петербурга в отношениях с федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также право подписи при осуществле­нии внешнеэкономических связей договоров и соглашений от име­ни города;

♦ обнародование либо отклонение принятых Законодательным Соб­ранием законов Санкт-Петербурга;

♦ право законодательной инициативы в Законодательном Собрании;

♦ формирование Правительства Санкт-Петербурга и руководство им с правом подписания правовых актов;

♦ представление Законодательному Собранию бюджета Санкт-Пе­тербурга и программ социально-экономического развития города, а также отчетов об их исполнении;

♦ право отмены правовых актов Правительства Санкт-Петербурга в случае их противоречия федерального и региональному законода­тельству;

♦ осуществление иных полномочий.

Постоянно действующим высшим исполнительным органом госу­дарственной власти Санкт-Петербурга является Правительство, со­стоящее не более чем из 15 членов, в том числе Губернатора и вице-гу­бернаторов. Назначение на должности вице-губернаторов производит­ся Губернатором по согласованию с Законодательным Собранием, при этом одна и та же кандидатура не может быть представлена для назна­чения более двух раз. Законодательное Собрание вправе выразить не­доверие должностным лицам Администрации Санкт-Петербурга, в на­значении которых оно принимало участие. При этом повторное выра­жение недоверия должностному лицу Администрации в течение 1 года влечет его немедленное освобождение от занимаемой должности. При прекращении полномочий Губернатора в отставку одновременно ухо­дит все Правительство.

Полномочия Правительства Санкт-Петербурга включают в себя:

♦ осуществление в пределах своих полномочий мер по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

♦ разработка проекта бюджета города, а также проектов программ со­циально-экономического развития города;

♦ обеспечение исполнения бюджета города, подготовка отчета о его исполнении, а также о выполнении программ социально-экономи­ческого развития города;

♦ управление собственностью города, а также федеральной собствен­ностью, переданной в управление города;

♦ осуществление иных полномочий.

По вопросам своей компетенции Губернатором и Правительством Санкт-Петербурга издаются постановления и распоряжения.

Судебная система Санкт-Петербурга включает в себя Уставный суд и мировых судей и является составной частью судебной системы Российской Федерации.

Одной из основ конституционного строя Российской Федерации яв­ляется местное самоуправление,то есть признаваемая и гарантируе­мая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через орга­ны местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов жителей, исторических и иных местных традиций.

Правовой основой местного самоуправления являются Конститу­ция РФ и Федеральный закон «Об общих принципах организации ме­стного самоуправления в Российской Федерации» от 06октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Рос­сийской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных тер­риториях. Территории муниципальных образований (города, поселки, станины, районы, волости, сельсоветы и др.) устанавливаются в соот­ветствии с федеральными законами и законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

Муниципальное образование — это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселе­ния, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, мест­ный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Органами местного самоуправления являются выборные и иные ор­ганы, наделенные полномочиями решения вопросов местного значе­ния и не входящие в систему органов государственной власти. К их чис­лу относится представительный орган местного самоуправления — вы­борный орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муни­ципального образования. В его исключительной компетенции нахо­дится принятие общеобязательных правил по предметам ведения му­ниципального образования; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; принятие планов и программ развития муниципаль­ного образования; установление местных налогов и сборов; порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; кон­троль деятельности органов местного самоуправления и их должност­ных лиц.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы МО — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на террито­рии муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц. Глава МО избирается гражданами, проживающими на его территории, на основе всеобщего равного и прямого избиратель­ного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном законодательством. Он и другие выборные должностные лица местного самоуправления подотчетны непосредственно населению и предста­вительному органу.

Муниципальные выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избиратель­ного права при тайном голосовании. Представительный орган местно­го самоуправления избирается в составе от 7 до 50 депутатов — в зави­симости от численности населения МО.

Экономическую основу местного самоуправления составляют муни­ципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также иная собственность, служащая удов­летворению потребностей населения муниципального образования.

В состав муниципальной собственности входят средства местного бюд­жета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов мест­ного самоуправления, земли и другие природные ресурсы, находящие­ся в муниципальной собственности, предприятия, организации, банки и другие финансово-кредитные учреждения, жилищный фонд и нежи­лые помещения, учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы об их реорганизации и ликвидации. Также они могут координировать участие предприятий, учреждений и организаций, не находящихся в муниципальной собст­венности, в комплексном социально-экономическом развитии террито­рии муниципального образования.

Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, ут­верждают и исполняютместные бюджеты, осуществляют контроль их исполнения, самостоятельно распоряжаются средствами. Федераль­ные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с законом обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления до­ходных источников для покрытия минимально необходимых расходов.

Представительные органы местного самоуправления вправе само­стоятельно устанавливать местные налоги, сборы, льготы по их уплате, образовывать целевые внебюджетные фонды, выпускать муниципаль­ные займы и проводить лотереи, получать и выдавать кредиты, созда­вать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.

Органы местного самоуправления и их должностные лица несут от­ветственность перед населением муниципального образования, госу­дарством, физическими и юридическими лицами в соответствии с за­коном.

Органом гражданского общества, призванным обеспечивать взаимо­действие граждан России с федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также осуществлять общественный контроль деятельности органов исполни­тельной власти и местного самоуправления, является Общественная палата Российской Федерации.Правовой основой ее деятельности является Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации» от 04 апреля 2005 г. № 32-ФЗ.

Цели Общественной палаты состоят в обеспечении согласования общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, об­щественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономиче­ского и социального развития, обеспечения национальной безопасно­сти, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя и демо­кратических принципов развития гражданского общества путем:

♦ привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики;

♦ выдвижения и поддержки гражданских инициатив;

♦ проведения общественной экспертизы проектов федеральных зако­нов и законов субъектов РФ, а также нормативных правовых актов органов исполнительной власти РФ и местного самоуправления;

♦ осуществления общественного контроля деятельности Правитель­ства РФ, федеральных министерств и ведомств, органов исполни­тельной власти субъектов РФ и местного самоуправления и др.

Формирование Общественной палаты осуществляется на основе добровольного участия в ее деятельности граждан Российской Федера­ции, общественных объединений и объединений некоммерческих орга­низаций. Инициатива ее формирования принадлежит Президенту РФ.

Общественная палата РФ состоит из 126 членов, при этом 42 члена предлагаются Президентом РФ, 42 — представителями общероссийских общественных объединений и 42 — представителями межрегиональ­ных и региональных общественных объединений. Членом Обществен­ной палаты может быть гражданин РФ, достигший возраста 18 лет.

Срок полномочий членов Общественной палаты составляет 2 года со дня первого пленарного заседания. Политические партии к выдви­жению кандидатов в члены Общественной палаты не допускаются. Ут­вержденный (избранный) член политической партии приостанавлива­ет свое членство в ней на срок осуществления полномоч ий члена Обще­ственной палаты. Общественная палата правомочна, если в ее состав вошло более 3/4 от установленного законом числа членов (95 человек). Первое пленарное заседание проводится не позднее чем через 30 дней со дня формированияправомочного состава палаты.

Для организации работы Общественной палаты ее члены на первом пленарном заседании избирают Совет Общественной начаты и секре­таря. Совет Общественной палаты является постоянно действующим органом. Для решения отдельных вопросов Общественная палата об­разовывает комиссии и рабочие группы. Комиссии состоят из членов па­латы, а в состав рабочих групп, помимо них, входят также представите­ли общественных объединений и иные граждане, привлеченные к ра­боте Общественной палаты. Обеспечение деятельности осуществляет аппарат Общественной палаты, являющийся государственным учреж­дением. Руководитель аппарата назначается и освобождается от долж­ности Правительством РФ по представлению Совета Общественной палаты.







Сейчас читают про: