Право и политика

В политике принято выделять объективные и субъективные начала.

К объективным началам относятся складывающиеся в определенных исторических условиях отношения между классами, нациями, государствами. Эти отношения во многом определяются:жономическим строем общества и не могут быть произвольно изменены. Каждое новое поколение людей вступает в условия уже сло­жившихся политических отношений классов, наций, государств. Изменить эти отношения кардинальным образом могут только революционные изменения, когда к власти приходят новые силы. Субъективные начала в политике составляет практическая дея­тельность классов, наций, государств, политических партий и дви­жений, осуществляющих свои интересы, намеченные цели. В этом случае политика выступает как осознанная волевая деятельность людей и их объединений.

К субъективным началам относятся и политические идеи, взгляды представителей различных социальных групп и слоев общества, отражающие их интересы и выражающие их отношение к другим со­циальным группам, классам, партиям, к государству и т. д.

Политика как социальное явление тесно связана с государственной властью. Термин «политика происходит от г'реческого «полис», что означает город-государство. Аристотель (считал, что политику составляет то, что относится к государству). Многие ученые философы и политологи более позднего времени отождествляли политический строй и государство, а политику связывали с деятельностью государства.

Таким образом, политика фигурирует чаще всего как государственная политика. Государственная политика проявляется в первую очередь в актах государства. Это нормативные правовые акты, а также декла­рации, обращения, призывы и иные официальные документы. Они принимаются от имени государства.

Право и политика тесно связаны друг с другом, в их социальном назначении много общего, они оказывают взаимное влияние.

Общее:

1. и право, и политика обусловлены объективными потребностями и интересами людей.

2. их социальное назначение состоит в том, чтобы упорядочиватьобщественные отношения, разрешать социальные конфликты.

Различия:

1. политика охватывает более широкий круг отношений по сравнению с правом. Политика проникает во многие части надстройки и формы общественного сознания. Право регулирует менее узкий круг общественных отношений, т.е. право не исчерпывает всей государственной политики;

2. политика - более динамичное явление, чем право. Политика быстрее реагирует на новые общественные потребности и в этомплане как бы предшествует праву. Право медленнее реагирует на изменения в общественных отношениях;

3. политика имеет более разнообразные формы и методы выражения, чем право. Право имеет строго определенную форму вы­ражения (закон, указ, и др.), а методы воздействия права на общественные отношения ограничены: диспозитивный, императивный, рекомендательный и поощрительный методы регулирования.

В теории государства и права сложились 2 подхода к трактовке соотношения политики и права:

1. исходит из приоритета политики, в частности утверждается: право ничто без политики, не существует права апо­литичного, независимого от политики. При этом подходе право рас­сматривается как инструмент политики, рычаг политических пре­образований. Этот подход был господствующим в советское время.

2. состоит в том, что приоритет отдается праву - право трактуется как фундамент всех политических процессов. Представляется более правильным исходить из того, что политика и право - два способа существования государственной вла­сти. Они тесно взаимодействуют и оказывают влияние друг на друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: