double arrow

Принципы правотворческой деятельности


Принцип законности предполагает:

- принятие нормативных правовых актов только теми субъектами, которые наделены соответствующими полномочиями и в их пределах;

- оформление определенной процедурой;

- выбор формы акта должен соответствовать содержанию принимаемого акта;

- новый акт не должен противоречить конституции, законам, общепринятым принципам и нормам международного права, а также действующему законодательству. В федеративном государстве важно также соответствие актов субъектов федерации общегосударственным актам.

2. Принцип демократизма проявляется в возможности принятия наиболее важных нормативных правовых актов в форме референдума. Кроме того, проекты актов, особенно законопроекты, обсуждаются в средствах массовой информации, научной общественностью, в общественных объединениях. Существует возможность обращения в правотворческие органы с предложениями, замечаниями, пожеланиями. Работа законодательных органов транслируется по телевидению, как центральному, так и местному. Население широко оповещается о работе правотворческих органов и о принятых ими решениях, особенно если это касается прав и свобод личности.




Принцип научности включает в себя:

- разработку научно обоснованной стратегии правотворчества в стране

- планирование приоритетности принимаемых актов

- прогнозирование социальных последствий действия новых актов и норм;

- учет достижений юридической науки как отечественной, так и мировой;

- учет научных рекомендаций.

4. Принцип профессионализма относится к любой государственной деятельности, но особенно важен для правотворчества, поскольку этот вид государственной деятельности требует специальных знаний, навыков, умения и даже определенного таланта. Для принятия эффективных нормативных правовых актов требуется учет множества факторов объективного и субъективного характера, владение правилами юридической техники, в том числе умением в сжатой, лаконичной и в то же время простой форме формулировать правила поведения.

5. Принцип гласности означает, что все принимаемые правотворческими органами акты подлежат обязательному опубликованию, т.е. доведению до сведения населения. В ст. 15 Конституции РФ закреплено: «Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Однако это правило не распространяется на акты, содержащие государственную тайну.

Принцип гласности тесно связан с принципом демократизма, т.к. предполагает участие общественности в подготовке и обсуждении проектов основополагающих актов.



6. Принцип системности предполагает, что вновь принимаемые акты должны «вписываться» в существующую систему законодательства, не противоречить действующим актам, не содержать коллизий, пробелов, дублирования и при этом должны использовать средства регулирования общественных отношений, присущие данной отрасли права

Правотворческий процесс. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу НПА

Правотворчество - это деятельность государства по изданию, изменению и отмене НПА.

Выше отмечались в качестве особенностей правотворчества его процедурность, процессуальность, стадийность. В литературе называют разное число стадий — от трех до шес­ти — девяти.

Однако большинство стадий правотворчества составляет так называемый предпроектный этап, а собственно принятию правотворческого решения отведены всего две-три стадии.

В Конституции РФ законодательный про­цесс регулируется начиная со стадии осуществления законодатель­ной инициативы.

Таким образом, выделяют следующие стадии законодательного процесса:

а) законодательной инициативы;

б) обсуждение законопроекта в Государственной Думе и в Сове­те Федерации;



в) принятие закона;

г) промульгация и вступление закона в юридическую силу.

При принятии федерального конституционного закона требует­ся, чтобы за него в Госдуме проголосовали 2/3 депутатов, а в Совете Федерации — 3/4, при этом Пре­зидент РФ не имеет права вето, а обязан в течение 14 дней подписать принятый закон и обнародовать его (ст. 108 Конституции РФ).

Стадия промульгации предполагает официальное провозглашение закона, принятого парламентом.

Она включает:

1. подписание за­кона главой государства в установленные сроки

2. опубликование его в официальном источнике, после чего закон вступает в силу.

Принятый ФЗ в течение 5 дней направляет­ся Президенту РФ. В течение 14 дней Прези­дент подписывает закон и обнародует его.

Но Президент обладает правом вето в отношении федеральных законов (кроме федераль­ных конституционных). В этом случае Госдума вновь рассматривает закон. Преодолеть президентское вето воз­можно посредством получения при голосовании в обеих палатах две трети голосов. При этом Президент подписывает закон в тече­ние 7 дней и обнародует его (ст. 107 Конституции РФ).

Порядок вступления федеральных законов в силу регулируется ФЗ от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, феде­ральных законов, актов палат Федерального Собрания». Федераль­ные законы подлежат опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ (акты палат не позднее 10дней) и вступают в силу по истечении 10 дней по­сле их официального опубликования.

Источниками официального опубликования законов являются «Парламентская газета», «Россий­ская газета» и «Собрание законодательства РФ».

Специальный порядок опубликования и вступления в силу ус­тановлен для президентских указов, правительственных постанов­лений и нормативных правовых актов федеральных органов испол­нительной власти. Этот порядок регулируется Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. Он изложен в разделе о действии нормативных правовых актов во времени.

В официальном издании воспроизводится полный аутентичный текст закона. Указывается также срок вступления закона в дейст­вие. Но во всех случаях нельзя вводить закон в действие ранее его официального опубликования.

Правосознание: понятие, структура, виды, уровни. Правосознание юристов

Любое явление общественной жизни обязательно проходит че­рез сознание человека. Это относится и к государственно-правовым явлениям.

В самом общем виде правосознание — это отношение к праву.

В более развернутом - правосознание - это совокупность идей, чувств, настроений, представлений, взглядов, в которых выражается отношение к праву, правовым явлениям, в том числе к действующему и желаемому праву, к деятельности юридических органов и учреждений, а также к действиям и поступкам, совершаемым в правовой сфере.

Правосознание — одна из форм общественного сознания. Помимо правосознания в общест­венное сознание входит политическое, нравственное, религиозное, национальное, научное, эстетическое и иное сознание.

Правосозна­ние подчиняется тем же закономерност ям, что и общественное соз­нание в целом, и в то же время обладает своими особенностями, позволяющими отнести его к самостоятельным явлениям.

Эти осо­бенности составляют:

1) отражение в правосознании лишь государственно-правовых явлений, т.е. тех, которые образуют правовую сферу общественной жизни (это законодательство, другие формы и связи права; юриди­ческая практика в разнообразном ее проявлении и т. д.).

2) своеобразие способов отражения государственно-правовой действительности — посредством юридических понятий, катего­рий, конструкций, правовых принципов, правовых обычаев и тра­диций и т. д.;

3) способность к опережающему отражению правовой действи­тельности, т.е. в нем могут отражаться не только данное состояние общественных отношений, но и тенденции их развития;

4) взаимодействие с другими формами общественного созна­ния, каждая из которых по-своему оценивает то или иное явление. Особенно тесная связь с нравственным сознанием.

5) способность воздействовать на социальные процессы, пре­образования, реформы. При этом правосознание может как уско­рить социальные процессы, так и затормозить их развитие. На­пример, некоторые прогрессивные правовые реформы могут быть не восприняты населением и не поддержаны им в силу отставания правосознания больших социальных групп от общественных по­требностей);

6) оценочный характер правосознания. Оно устанавливает, какими должны быть нормы права, отвечает ли действующее законода­тельство необходимым требованиям.

Правосознание также выраба­тывает определенное отношение к соблюдению или несоблюдению права. Именно данное отношение к праву выступает в дальнейшем в качестве мотива поведения конкретного субъекта.







Сейчас читают про: